В четверг в московском клубе "Ikra" будет играть легендарный Джими Тенор. На протяжении последнего десятилетия он оставался центральной фигурой финской электронной музыки, лицом финской сцены, лицом - в неизменных больших очках в толстой оправе, придававших ему сходство с Энди Уорхолом. Начинал он с нойза, потом ушел в сторону симфонических аранжировок, записывал струнные оркестры и хор, в последних его альбомах заметно влияние африканской музыки. Джими делал музыку к фильмам и свою линию одежды под маркой TenorWear. Сейчас он живет в родном городе Саахко, Финляндия, воспитывает дочь и планирует писать радио-хиты. Об этом Джими Тенор рассказал в телефонном интервью Сергею Голикову накануне приезда в Москву.
Вы много времени вы посвящаете музыке?
Сейчас намного меньше чем раньше - с тех пор как я стал отцом и появилось множество дел, связанных с воспитанием дочери. Так что, музыке я уделяю примерно шесть часов в день.
Как рождение дочери повлияло на вашу музыку? Наверное, именно поэтому она стала более спокойной и позитивной?
Да, конечно, с появлением ребенка все изменилось. Другие эмоции - другая музыка. Шуметь больше не хочется. Вообще, сейчас я хочу сделать несколько настоящих хитов.
На каких инструментах вы сами играли на записи? Наверняка почти на всех?
Нет, конечно! На последнем альбоме, который сейчас готовится к изданию я играл только на клавишных инструментах, нескольких видах флейт и саксофоне.
А когда выйдет новый альбом, если не секрет?
В конце мая. На самом деле альбом был готов еще год назад, но я все время откладывал издание - то мне казалось, что альбом не готов, потом - что все в порядке, и так целый год. А сейчас уже нет возможности отклвадывать дату релиза - у музыкантов, принимавших участие в записи, свое расписание и планы, а ведь нужно успеть устроить европейский тур с новым альбомом - немного поднять популярность.
Джими, ваши последние работы движутся в сторону расслабленной, почти лаунжевой музыки - вы и далее планируете идти в этом направлении?
На самом деле я хочу делать сейчас именно такую музыку и двигаться в сторону более акустических работ и старого афробита.
Больше никакого нойза?
Да, никакого нойза, я уже делал достаточно такой музыки, а теперь я устал быть крестным отцом нойза.
Давайте поговорим о корнях вашей музыки, какие влияния она испытывает?
Это прежде всего старая черная музыка, афробит, я очень много слушаю Фелу Кути в последнее время.
Как насчет музыки к фильмам?
Мне очень нравятся старые саундтреки - к “Планете обезъян”, например, - это мой любимый, а еще музыка к некоторым старым сериалам.
“Стар трек”?
Нет, я не люблю ни “Стар трек” ни “Звездные войны”.
А места, где вы жили как-то влияют на ваше творчество?
На самом деле не так сильно. Я какое-то время жил в Испании, но скорее потому, что там все дешево. В какой-то момент я понял, что мне скучно в Испании, потому что местная музыкальная сцена вяло развивается и вернулся домой в Финляндию
Как вам новая финская сцена? В последнее время она заметно оживилась.
Да, и это здорово, раньше все внимание было приковано к тому, что делаю я, теперь же появилось огромное количество новых групп, и про меня наконец-то немного забыли.
Можете назвать какие-нибудь финские группы, которые понравились вам за последнее время?
Ну... знаешь, я вообще-то не фанат всей этой новой финской музыки, софт-метала и подобной музыки в духе группы Rasmus. Да и времени нет следить за всем, что происходит. Но мне очень нравится группа Aavikko, например...
Да-да, они недавно приезжали в Москву... Раньше вы говорили, что ваш главный принцип - использовать аппаратуру как можно хуже, а делать все как можно лучше, вы по-прежнему работате так?
Хе, должен признаться, что я начал использовать “Макинтош” для записи - а это очень технологично, не так ли? Но дело в том, что записываться на аналоговые носители стало очень дорого, ну, будешь ты какое-то время покупать пленку, а потом у тебя просто закончатся деньги и ты не сможешь записывать музыку. Поэтому я, как и многие другие, стал использовать цифру. А в остальном - да, я по-прежнему не пользуюсь дорогими навороченными приборами и стараюсь делать все как можно проще.
А как вам удается работать с таким огромным количеством людей? Приглашенные музыканты, симфонический оркестр, хоры...
Я много времени провожу в поездках, слушаю разных музыкантов, и, если они нравятся мне, стараюсь сделать что-нибудь совместно. Что же касается хоров и симфонических оркестров - я ведь никогда не учился писать аранжировки для струнных, например, или записывать хор, поэтому приходилось учиться в процессе работы, для меня это было настоящее приключение!
В каком качестве вам нравится ощущать себя сейчас? Музыкантом, композитором, аранжировщиком или человеком за секвенсорами и семплерами?
На самом деле, надо быть настоящим гением, чтоб ощущать себя композитором, или аранжировщиком, пишущим музыку для струнных оркестров, а ведь я не гений. Что же касается семплеров, то для меня студийная работа по-прежнему наиболее комфортна - все решения ты принимаешь сам, никто не лезет к тебе и не мешает.
Существуют ли для вас какие-либо принципы написания музыки? Что на первом плане - техническая идея или эмоции и чувства?
Я никогда не был техничным. Знаешь, бывает музыка, в которой все на своих местах, она отлично спродюссирована и сведена, каждый инструмент звучит круто, музыка как единое целое. У меня все не так - моя музыка напоминает какой-то салат с соусом сверху, все сведено немного грубо и небрежно. Так что главное для меня все-таки - это выразить эмоции в музыке, техническая сторона второстепенна.
Вам нравится делать саундтреки? Вы ведь работали над фильмом Mr. Freedom.
Да, “Мистер Фридом” - это был такой римейк старого фильма, к которому я написал музыку. Я работал еще над несколькими саундтреками, но это все были анлерграундные фильмы, денег такая деятельность не приносит, так что, в условиях нехватки времени, заниматься вплотную саундтреками не получается.
Правда ли, что в Москве, помимо концерта, вы собираетесь отыграть диджейский сет?
Это будет не диджейский сет, а, скорее, выступление человека-оркестра, я буду играть на куче разных инструментов. Вообще я никогда не играю сеты и не люблю диджеев. Я не понимаю, что они делают, любой может ставить записи! Понятно, почему среди молодежи это так популярно: “О, смотрите все, я диджей, я ставлю пластинки” и это считается круто. Но, людям нравится проводить время в клубах и танцевать, так что без диджеев сегодня никуда.
Ваш новый альбом будет издан на финнском Saаhko records, а что с лэйблом Warp? Вы окончательно прекратили работу с ними?
Они сами отказались. Им не нравилось, что я трачу слишком много денег и времени на запись - это было разорительно и рискованно для них.
Но ведь Warp издает огромное количество эксперементальной музыки, почему они посчитали рискованным работать с вами?
Та музыка, которую они издают, делается дома на лэптопе и не требует никаких финансовых вложений. Люди просто приносят готовые записи, а Warp их издает.
А за хоры и оркестр Warp не хочет платить?
За хор и оркестр я платил сам, вообще оплачивал половину всех расходов из своих личных денег и просто разорился, когда записывал Out of nowhere два года назад. Сейчас мое финансовое положение гораздо лучше, но тогда я остался вообще без денег.
Поэтому вы хотите записать пару радио-хитов?
Вообще это было бы здорово - остаток жизни получать денги за несколько хитов и делать какую-нибудь дурацкую музыку для своего удовольствия