будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура
Фабрицкая Юлия

Единый экзамен не станет единственным

27 апреля в 60 регионах России прошли пробные единые государственные экзамены (ЕГЭ). Около миллиона школьников приняли участие в репетиции, целью которой было ознакомление с процедурой проведения ЕГЭ. В этом году регионам было предоставлено право самим выбирать, по какому предмету будет проходить пробный ЕГЭ - по математике или русскому языку. 25 регионов страны выбрали русский язык, остальные предпочли математику.

Обе столицы отнеслись к эксперименту достаточно прохладно. Руководители подавляющего большинства питерских и московских вузов, несмотря на давление министерства, высказались против введения в практику единого государственного экзамена еще прошлой осенью. В начале этой недели к ним присоединились участники митинга у стен Мариинского дворца. Представители общественности пытались привлечь внимание питерского Законодательного Собрания при помощи лозунга “Остановим ЕГЭ на Неве”. Явка же на пробный Единый государственный экзамен в Москве, проходивший в минувшее воскресенье, была и вовсе провалена, составив менее четверти изъявивших желание (для московских школьников ЕГЭ сделали необязательным). Как заявляют в московском департаменте образования, столица не участвует в обязательном проведении ЕГЭ из-за недоработанности его методики и, прежде всего, из-за множества вопросов, связанных с качеством контрольно-измерительных материалов. Однако для абитуриентов, которые предпочтут сдать единый государственный экзамен, московские вузы, за исключением МГУ им. Ломоносова и так называемых силовых вузов (относящихся к ведению Минобороны и МВД), уже подготовили 50% мест на каждом факультете.

Но это отнюдь не значит, что ректорская корпорация так просто подчинится решениям сверху и покорно предоставит свои вузы для подобных экспериментов. Университетское лобби с самого начала внедрения ЕГЭ как механизма зачисления в вузы предложило дополнить его старым проверенным способом вылавливания наиболее талантливых школьников - федеральными предметными олимпиадами. Пять крупнейших вузов России как проводили эти олимпиады на свои деньги, так и проводят: это МГУ, Санкт-Петербургский ГУ, Физтех, Высшая школа экономики и МГТУ им. Баумана. По утверждению ректора МГУ Виктора Садовничего, нигде в мире не существует такой ситуации, когда ЕГЭ является единственным способом поступления в вузы. У ЕГЭ, по его мнению, есть свои плюсы, но они нивелируются резким подходом к проблеме. К тому же, ему непонятно, как по результатам ЕГЭ набирать людей на факультет искусств, на мехмат, на факультет биоинженерии или в высший колледж наук о материалах. В связи с этим, он убежден, что для отбора талантливых людей лучший способ – это живые экзамены и олимпиады. Правда, если в части специальностей, связанных с искусством, его аргументы понятны, то каковы помехи использованию ЕГЭ для приема, скажем, на мехмат - не ясно.

Идея, в принципе, проста. Ежегодно образование получает только 15-30% от необходимой суммы финансирования, и доступ к качественному высшему образованию имеют люди либо с деньгами, либо со связями. Поэтому для получения заявленной президентом связки “качество-доступность-эффективность” была взята западная схема и перенесена на российскую систему образования. Схема - понятие идеалистическое, и насколько она приживется и насколько результаты эксперимента будут адекватны ожиданиям, предсказать трудно. Между прочим, в Англии столько же времени, сколько мы пытаемся ввести систему ЕГЭ у себя, обсуждают, насколько она целесообразна у них.

Люди вне вузовской корпорации, да и наиболее честные ее представители признают, что нужно менять что-то в принципах приема в вуз, в механизмах использования вузов как своего рода социальных лифтов. Обычные приемные экзамены (как, впрочем, и выпускные) практически перестали работать в этом качестве – коррупция разъела.

Единый государственный экзамен изначально задумывался именно как средство изживания коррупции в вузах и предоставления больших возможностей для талантливых молодых людей из провинции. Противостояние этому нововведению столичными вузами расценивалось как желание отстоять свои “кормушки” (по оценке ГУ-ВШЭ, сумма средств, которую российские семьи потратили в прошлом году на поступление в вузы, приближается к 1 млрд. долларов). Ректорское сообщество, в свою очередь, опасается “усреднения” высшего образования, связанного с тем, что результаты ЕГЭ учитывают общий уровень подготовки школьника, но не способны раскрыть его таланты в отдельной области.

Но самое главное в том, что ЕГЭ, как и любые схемы, накладываемые на реальность, имеют свойство давать результат, отличный от ожидаемого. В какую сторону – заранее судить трудно. Отсюда необходимость мобилизовать опыт использования тех уже понятных традиционных средств, которые еще не успели разъесться в новых условиях.

Одно из самых очевидных средство подобного рода - предметные олимпиады. Это отработанный десятилетиями механизм поиска талантов, они и дальше могут быть использованы как эффективный пропуск в престижные вузы и, как следствие, возможность социальной мобильности. Правда, только до того, как коррупция проникнет и в эту систему.

К настоящему моменту сомнения в универсальной применимости ЕГЭ проникли и в правительство. На своей первой встрече с ректорами на заседании совета Российского союза ректоров в Ярославле новый министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил о том, что ЕГЭ не будет единственным вариантом приема в вузы, тем самым фактически признав, что внедрение эксперимента в его первоначальном виде не было удачным.

Как сторонники, так и противники ЕГЭ уверены в том, что этот институт сохранится, но уже не будет спускаться сверху вниз в столь жесткой форме. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, выход видится в разработке комплексной системы, которая дополнит единый государственный экзамен проработанным комплексом предметных олимпиад. А для того, чтобы олимпиады, превратившись в стандартный инструмент попадания в вуз, не стали объектом коррупции, предлагается профинансировать 10-15 ведущих вузов, чтобы они сами проводили там олимпиады. Тем самым фактически возвращая им право самостоятельного отбора студентов.

Так или иначе, мнение экспертов сейчас сходится на том, что именно преобразования в высшей школе станут центром реформы образования. От ее удачи или неудачи во многом будет зависеть модернизация страны. В то же время, за ходом нашей реформы образования внимательно и с подозрением следят в Америке, так как опасаются, что через какое-то время, в случае ее развала, там могут лишиться притока наших первоклассных специалистов.

Фабрицкая Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).