Эту «Нику» ждали. Интриги вокруг битв в Союзе кинематографистов интересны даже тем, кто кино не интересуется в принципе. Репортажи с заседаний Союза все больше напоминают включения из Госдумы: за волосы киношники пока друг друга не таскают, но нехорошие слова в адрес оппонентов уже употребляют вовсю и активно вербуют сторонников из стана вражеского лагеря. В итоге киноакадемий у нас две, академиков, понятное дело, еще больше, и вообще в этих тонкостях любой ногу сломит: кто чья креатура, кого по какому каналу покажут, кого поздравит министр Соколов, кого секретный агент Швыдкой, а к кому-то на дачу и сам Владимир Владимирович пожалует… Причем чем больше пытаешься разобраться в причинах конфликта, тем меньше понимаешь, что же не поделили кинематографисты: акции Киноцентра, Академию, Союз кинематографистов, Дом Кино, премию «Ника»? С «Никой», правда, все более или менее ясно.
Оба враждующих лагеря (в прессе представленные Никитой Михалковым и Юлием Гусманом, соответсвенно) сходятся на том, что конфликт начался, когда «Никой» премировали картину Михалкова «Урга». Накануне церемонии Гусман сообщил Михалкову, что Владимир Гостюхин, сыгравший в «Урге», получит премию за главную мужскую роль, но «Нику» Гостюхину все же так и не дали. В результате: Гусман заклинает, что решение академиков изменилось случайно и непредсказуемо, Михалков не верит и с тех пор сравнивает раздачу «Ник» с деятельностью наперсточников. Потом была как всегда запутанная история с регистрацией киноакадемии, когда Михалкова, по его собственным словам, пытались в последний момент выкинуть из игры. В общем, с тех самых пор на войне как на войне.
Но человеку в киномире неангажированному все же интереснее сухой остаток: что представляют из себя обе премии, и какую из них интереснее смотреть. Здесь все просто: михалковский «Золотой орел» объективно выглядит гораздо динамичнее, респектабельнее и увлекательнее. В церемониях вручения «Орлов» явно ощущается присутствие большого голливудского стиля, размах, лаконичный сценарий и точная режиссура. На «Орле» почему-то текст на мониторе появляется вовремя, нарезка включается после слов ведущего, а не до них, и вообще все выезжает, включается и работает так, как надо. От церемонии вручения премии «Ника» же остается четкое ощущение капустника, но капустника своеобразного. То, что кинематографическая общественность расколота, ясно каждому, как и то, что номинанты (то есть не политактивные скандалисты, а нормальные киношники) ходят на обе премии и принимают призы и там, и здесь. Обилие же точек пересечения демонстрируют, что несмотря на внешние разногласия, эстетические оценки обеих экспертных инстанций во многом совпадают.
Вообще церемония была очень-очень долгой, с довольно странными вставными номерами. Можно (а иногда и нужно) иронизировать над михалковским имперским стилем, с казачьими ансамблями, «фольклорной» певицей Пелагеей и речитативными частушками от Фоменко, но по крайней мере он выдерживает всю церемонию в одном, пусть и этом самом упомянутом выше стиле. На «Нике» же Басков в папахе сменяет на сцене Боярского, Дунаевского и Харатьяна, поющих что-то для милых дам не самыми благозвучными голосами, потом под хриплый рояль выступил Полад Бюль-Бюль оглы, потом «любезно представленный» Анной Михалковой (как продюсером премии «Белый квадрат») Михаил Ефремов прочитал отличный монолог Евгения Гришковца (так понравившийся Гусману на «Белом квадрате», что он не мог не продублировать его еще и на «Нике»). В общем традиционный капустник в стиле «Ералаша».
Что касается, собственно, раздачи слонов, тут все было вполне предсказуемо и нескандально, за исключением разве что одного момента: картина Владимира Хотиненко «72 метра» не была представлена не в одной из основных номинаций, словно над ней, пардон за аналогию, сомкнулась вода. Видимо, настолько не хотелось академикам премировать фильм, сделанный «студией ТРИТЭ Никиты Михалкова» и ОРТ, что пришлось устроить небольшой демарш. В остальном же, повторюсь, все прошло без эксцессов. Главную премию получил фильм Дмитрия Месхиева «Свои». Лауреатами премии в этом году стали режиссер Кира Маратова («Настройщик»), сценарист Валентин Черных («Свои»), оператор Сергей Мачильский («Свои»). За лучшие актерские работы награждены Алла Демидова («Настройщик») и Богдан Ступка («Водитель для Веры»). В номинации «Открытие года» «Ника» вручена актрисе Алене Бабенко («Водитель для Веры»).
Наверное, пусть кинопремий будет много, и пусть они будут разными: помпезными и не очень, с капустниками и без них. Но все-таки прежде чем яростно за что-нибудь бороться, стоит убедиться, что эта ноша тебе по плечу. А прежде чем на что-то претендовать, удостовериться, что делаешь это по праву. А то ведь мечты имеют обыкновение сбываться.