будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Культура
Смолина Елена

Ее звали Никой, а не Никитой

Эту «Нику» ждали. Интриги вокруг битв в Союзе кинематографистов интересны даже тем, кто кино не интересуется в принципе. Репортажи с заседаний Союза все больше напоминают включения из Госдумы: за волосы киношники пока друг друга не таскают, но нехорошие слова в адрес оппонентов уже употребляют вовсю и активно вербуют сторонников из стана вражеского лагеря. В итоге киноакадемий у нас две, академиков, понятное дело, еще больше, и вообще в этих тонкостях любой ногу сломит: кто чья креатура, кого по какому каналу покажут, кого поздравит министр Соколов, кого секретный агент Швыдкой, а к кому-то на дачу и сам Владимир Владимирович пожалует… Причем чем больше пытаешься разобраться в причинах конфликта, тем меньше понимаешь, что же не поделили кинематографисты: акции Киноцентра, Академию, Союз кинематографистов, Дом Кино, премию «Ника»? С «Никой», правда, все более или менее ясно.

Оба враждующих лагеря (в прессе представленные Никитой Михалковым и Юлием Гусманом, соответсвенно) сходятся на том, что конфликт начался, когда «Никой» премировали картину Михалкова «Урга». Накануне церемонии Гусман сообщил Михалкову, что Владимир Гостюхин, сыгравший в «Урге», получит премию за главную мужскую роль, но «Нику» Гостюхину все же так и не дали. В результате: Гусман заклинает, что решение академиков изменилось случайно и непредсказуемо, Михалков не верит и с тех пор сравнивает раздачу «Ник» с деятельностью наперсточников. Потом была как всегда запутанная история с регистрацией киноакадемии, когда Михалкова, по его собственным словам, пытались в последний момент выкинуть из игры. В общем, с тех самых пор на войне как на войне.

Но человеку в киномире неангажированному все же интереснее сухой остаток: что представляют из себя обе премии, и какую из них интереснее смотреть. Здесь все просто: михалковский «Золотой орел» объективно выглядит гораздо динамичнее, респектабельнее и увлекательнее. В церемониях вручения «Орлов» явно ощущается присутствие большого голливудского стиля, размах, лаконичный сценарий и точная режиссура. На «Орле» почему-то текст на мониторе появляется вовремя, нарезка включается после слов ведущего, а не до них, и вообще все выезжает, включается и работает так, как надо. От церемонии вручения премии «Ника» же остается четкое ощущение капустника, но капустника своеобразного. То, что кинематографическая общественность расколота, ясно каждому, как и то, что номинанты (то есть не политактивные скандалисты, а нормальные киношники) ходят на обе премии и принимают призы и там, и здесь. Обилие же точек пересечения демонстрируют, что несмотря на внешние разногласия, эстетические оценки обеих экспертных инстанций во многом совпадают.

Вообще церемония была очень-очень долгой, с довольно странными вставными номерами. Можно (а иногда и нужно) иронизировать над михалковским имперским стилем, с казачьими ансамблями, «фольклорной» певицей Пелагеей и речитативными частушками от Фоменко, но по крайней мере он выдерживает всю церемонию в одном, пусть и этом самом упомянутом выше стиле. На «Нике» же Басков в папахе сменяет на сцене Боярского, Дунаевского и Харатьяна, поющих что-то для милых дам не самыми благозвучными голосами, потом под хриплый рояль выступил Полад Бюль-Бюль оглы, потом «любезно представленный» Анной Михалковой (как продюсером премии «Белый квадрат») Михаил Ефремов прочитал отличный монолог Евгения Гришковца (так понравившийся Гусману на «Белом квадрате», что он не мог не продублировать его еще и на «Нике»). В общем традиционный капустник в стиле «Ералаша».

Что касается, собственно, раздачи слонов, тут все было вполне предсказуемо и нескандально, за исключением разве что одного момента: картина Владимира Хотиненко «72 метра» не была представлена не в одной из основных номинаций, словно над ней, пардон за аналогию, сомкнулась вода. Видимо, настолько не хотелось академикам премировать фильм, сделанный «студией ТРИТЭ Никиты Михалкова» и ОРТ, что пришлось устроить небольшой демарш. В остальном же, повторюсь, все прошло без эксцессов. Главную премию получил фильм Дмитрия Месхиева «Свои». Лауреатами премии в этом году стали режиссер Кира Маратова («Настройщик»), сценарист Валентин Черных («Свои»), оператор Сергей Мачильский («Свои»). За лучшие актерские работы награждены Алла Демидова («Настройщик») и Богдан Ступка («Водитель для Веры»). В номинации «Открытие года» «Ника» вручена актрисе Алене Бабенко («Водитель для Веры»).

Наверное, пусть кинопремий будет много, и пусть они будут разными: помпезными и не очень, с капустниками и без них. Но все-таки прежде чем яростно за что-нибудь бороться, стоит убедиться, что эта ноша тебе по плечу. А прежде чем на что-то претендовать, удостовериться, что делаешь это по праву. А то ведь мечты имеют обыкновение сбываться.

Смолина Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).