1 декабря в Москве открывается пятый фестиваль российских театров современного танца «ЦЕХ» . Какие рыночные стратегии использует это направление искусства и на каком этапе развития находится сегодня российский современный танец, никогда не имевший государственной поддержки, а теперь еще и озадаченный принятым Госдумой законом о запрете финансирования российских организаций из зарубежных источников, «Прагматике культуры» в лице Екатерины Васениной рассказала директор фестиваля «ЦЕХ» и Российского объединения театров танца Елена Тупысева. В ходе разговора выяснилось и то, что вскоре в Москве появится арт-квартал, своеобразный культурный сквот, работающий круглосуточно.
Елена, каковы рыночные стратегии существования российского современного танца?
В Российское объединение театров танца (РОТТ) входят различные некоммерческие организации (НКО), которые занимаются продвижением современного танца в своих регионах. ЦЕХ на таких же правах входит в РОТТ. Если сузить вопрос до Москвы, ЦЕХа и летней школы «ЦЕХ», то 90 % наших расходов в течение года покрывает Фонд Форда, который не ограничивается финансированием танцевальных проектов, но и оплачивает институциональное развитие, то есть текущие расходы: зарплаты, аренду офиса.
Если брать государственные источники финансирования – ФАКК и комитет по культуре Москвы, то они пока остаются в категории потенциальных партнеров. На следующий год мы подали заявки в ФАКК и комитет по культуре – это заявки на проекты и на будущий фестиваль ЦЕХ. Теперь, спустя 4 года, у нас есть бэкграунд, мы можем предъявить свои достижения. Но если бы не Фонд Форда, это было бы невозможно, потому что в 2001 году они полностью финансировали первый фестиваль и проверяли нас. Поскольку проверка прошла успешно, нам было предложено написать трехгодичный план развития. В этом году нас правительство Москвы поддержало нас 80%-ной скидкой на рекламу в метро.
Какие последствия могут ожидать российский современный танец, если Фонд Форда после принятого Государственного Думой закона о финансировании российских организаций зарубежными источниками уйдет из России?
Я знаю, что Фонд Форда не собирается уходить с территории России. Если понадобится, перерегистрируется. Фонд создан 40 лет назад семьей Форда и много лет существует отдельно от корпорации. У фонда есть свой капитал, который инвестируется год от года в различные секторы экономики. По законам США часть прибыли необходимо тратить на благотворительные программы. Фонд Форда позиционирует себя как международный – представительства находятся во многих странах с переходной, или транзитной экономикой. Программа «Культура и журналистика», в рамках которой финансируется РОТТ, существует с 1998 года.
Бытует мнение, что Фонд Форда направляет деньги в тут или иную страну с целью пропаганды американского искусства. Но в отношении России решения в фонде принимаются россиянами. РОТТом в рамках программы «Культура и журналистика» в фонде занимается Ирина Юрна – и занимается настолько хорошо, что ее контракт вопреки всем правилам продлевали уже два раза. Практические контакты с американскими коллегами мы осуществляем через фонд Trust for Mutual Understanding, созданный в 1970-х годах в том числе на средства семьи Рокфеллеров. В те годы, когда между Советским Союзом и США началась холодная война, этот фонд был создан для того, чтобы ученые двух стран могли общаться друг с другом несмотря на внешнюю политику. Если мы хотим что-то сделать с коллегами из Канады или США, мы подаем заявку в этот фонд.
Какие проекты были сделаны в рамках этого сотрудничества?
Летняя школа – самый наш успешный проект с точки зрения самоокупаемости. Деньги фонда Форда уже не вкладываются в него. Две трети педагогов Летней школы – иностранцы, и поэтому мы просим посольства и фонды разных стран поддержать приезд их граждан в Россию. С 2002 года три американских педагога принимают участие в Летней школе благодаря поддержке Trust for Mutual Understanding. Еще у нас есть проект Two ways dance traffic, «Встречное движение». Этот проект направлен на двусторонние отношение молодых российских хореографов второго поколения с их коллегами других стран. В следующем году будет вторая попытка.
Требует ли от вас фонд Форда отчетности по потраченным деньгам? И предъявляет ли, в свою очередь, РОТТ кассовый успех как условие финансирования?
Мы такое условие не выдвигаем. Сами же пишем отчет -- содержательный и финансовый. Но представители фонда Форда в разных городах посещают мероприятия и оценивают успешность увиденного сами. И честно говоря, до последнего времени нам было сложно предложить что-то коммерческим спонсорам. Фестиваль "ЦЕХ" идет 5 дней, зал на триста мест. Правда сейчас мы переехали в здание бывшей бумажной фабрики "Октябрь" в Переведеновском переулке, 18 (м.Бауманская), так называемую «Фабрику», где в ближайшее время откроется мультижанровый центр исполнительских искусств. Мы хотим сделать там культурный сквот, типичный арт-квартал, где могла бы проходить и часть московской биеннале современного искусства в 2007 году и много другого интересного. Так что история нашей коммерческой привлекательности меняется в лучшую сторону.
Что интересного ожидается в новом центре исполнительских искусств на «Фабрике»?
Наш ближайший проект – конкурс молодых хореографов в рамках Летней школы ЦЕХ в июле 2006 года. Пину Бауш в Москву привезет Валерий Шадрин, но есть другие хореографы – и для этого есть мы. Я представляю Россию в международной организации Aerowaves, пропагандирующую современный танец разных страни, и каждый год езжу в Лондон отсматривать сотни кассет с работами молодых хореографов. Попадаются очень интересные – вот их и хотелось бы привезти в Москву.
Как концертная площадка «Фабрика» будет работать 3-4 раза в неделю, но вообще она начнет жить круглосуточно. Мы планируем открыть там и хостел, маленькую гостиницу для тех, кто приедет в Москву работать на какое-то время. В «Пагендарме» поселятся архитекторские и дизайн-бюро. Это будет типичный арт-квартал на постиндустриальном пространстве.
Наше отличие от Европы в том, что мы напрямую договаривались с бизнесом. Я говорю о владельцах фабрики. В Европе это редкость – частные лица могут быть управляющими, но не владельцами. В Европе считается, что государство – более честная структура, чем частный бизнес. Я так не считаю.
В чем особенность фестиваля ЦЕХ-2005, который отчасти пройдет на «Фабрике»?
Фишка этого года – танцвидеоинсталляция «Под чьим контролем?» Андреа Хенги. Спектакль пройдет в Третьяковской галерее на Крымском валу и будет разворачиваться прямо на лестницах Третьяковки. Это будет спектакль, спровоцированный пространством, хотя вся хореография придумана заранее. Я до последнего момента не верила, что мы его там сыграем, но чудо произошло – в отделе новейших течений Третьяковской галереи работают очень открытые люди.
На закрытии фестиваля на «Фабрике» мы покажем первый документальный фильм о российских хореографах современного танца первого поколения – Ольге Поне, Татьяне Багановой. Саше Пепеляеве. Сын композитора Романа Дубинникова, архитектор Федор Дубинников вместе с новосибирским фотографом Леной Мучной оформят «Пагендарм». Федор обустраивает в «Пагендарме» свою студию, творческое объединеие «Луч» и скоро займется оформлением нашего помещения для выступлений.
Я надеюсь, что Европа будет не только в Рублево-Успенском, но и в Переведеновском, только не бутиковая, а культуртрегерская Европа. И теперь пусть никто нас не спрашивает: «Почему вы называетесь ЦЕХом? Потому что мы на «Фабрике».
На фото - сцена из спектакля "Под чьим контролем?" театра AMDaT (Швецария/США), который будет показан в рамках "Цеха-2005".