будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Культура

Елена Тупысева: Мы - ЦЕХ, потому что на "Фабрике"

Елена Тупысева: Мы - ЦЕХ, потому что на "Фабрике"
bild2Gmax.gif

1 декабря в Москве открывается пятый фестиваль российских театров современного танца «ЦЕХ» . Какие рыночные стратегии использует это направление искусства и на каком этапе развития находится сегодня российский современный танец, никогда не имевший государственной поддержки, а теперь еще и озадаченный  принятым Госдумой законом о запрете финансирования российских организаций из зарубежных источников, «Прагматике культуры» в лице Екатерины Васениной рассказала директор фестиваля «ЦЕХ» и Российского объединения театров танца Елена Тупысева. В ходе разговора выяснилось и то, что вскоре в Москве появится арт-квартал, своеобразный культурный сквот, работающий круглосуточно.

Елена, каковы рыночные стратегии существования российского современного танца?

В Российское объединение театров танца (РОТТ) входят различные некоммерческие организации (НКО), которые занимаются продвижением современного танца в своих регионах. ЦЕХ на таких же правах входит в РОТТ. Если сузить вопрос до Москвы, ЦЕХа и летней школы «ЦЕХ», то 90 % наших расходов в течение года покрывает Фонд Форда, который не ограничивается финансированием танцевальных проектов, но и оплачивает институциональное развитие, то есть текущие расходы: зарплаты, аренду офиса. 
Если брать государственные  источники финансирования – ФАКК и комитет по культуре Москвы, то они пока остаются в категории потенциальных партнеров. На следующий год мы подали заявки в ФАКК и комитет по культуре – это заявки на проекты и на будущий фестиваль ЦЕХ. Теперь, спустя 4 года, у нас есть бэкграунд, мы можем предъявить свои достижения. Но если бы не Фонд Форда, это было бы невозможно, потому что в 2001 году они полностью финансировали первый фестиваль и проверяли нас. Поскольку проверка прошла успешно, нам было предложено написать трехгодичный план развития. В этом году нас правительство Москвы поддержало нас 80%-ной скидкой на рекламу в метро.

Какие последствия могут ожидать российский современный танец, если Фонд Форда после принятого Государственного Думой закона о финансировании российских организаций зарубежными источниками уйдет из России?

Я знаю, что Фонд Форда не собирается уходить с территории России. Если понадобится, перерегистрируется. Фонд создан 40 лет назад семьей Форда и много лет существует отдельно от корпорации. У фонда есть свой капитал, который инвестируется год от года в различные секторы экономики. По законам США часть прибыли необходимо  тратить на благотворительные программы. Фонд Форда позиционирует себя как международный – представительства находятся во многих странах с переходной, или транзитной экономикой. Программа «Культура и журналистика», в рамках которой финансируется РОТТ, существует с 1998 года.

Бытует мнение, что Фонд Форда направляет деньги в тут или иную страну  с целью пропаганды американского искусства. Но в отношении России решения в фонде принимаются россиянами. РОТТом в рамках программы «Культура и журналистика» в фонде  занимается Ирина Юрна – и занимается настолько хорошо, что ее контракт  вопреки всем правилам продлевали уже два раза. Практические контакты с американскими коллегами мы осуществляем через фонд Trust for Mutual Understanding, созданный в 1970-х годах в том числе на средства семьи Рокфеллеров. В те годы, когда между Советским Союзом и США началась холодная война, этот фонд был создан для того, чтобы ученые двух стран могли общаться друг с другом несмотря на внешнюю политику. Если мы хотим что-то сделать с коллегами из Канады или США, мы подаем заявку в этот фонд.

Какие проекты были сделаны в рамках этого сотрудничества?

Летняя школа – самый наш успешный проект с точки зрения самоокупаемости. Деньги фонда Форда уже не вкладываются в него. Две трети педагогов Летней школы – иностранцы, и поэтому мы просим посольства и фонды разных стран поддержать приезд их граждан в Россию. С 2002 года три американских педагога принимают участие  в Летней школе благодаря поддержке Trust for Mutual Understanding. Еще у нас есть проект Two ways dance traffic, «Встречное движение». Этот проект направлен на двусторонние отношение молодых российских хореографов второго поколения с их коллегами других стран. В следующем году будет вторая попытка.

Требует ли от вас фонд Форда отчетности по потраченным деньгам? И предъявляет ли, в свою очередь, РОТТ кассовый успех как условие финансирования?

Мы такое условие не выдвигаем. Сами же пишем отчет --  содержательный и финансовый. Но представители фонда Форда в разных городах посещают мероприятия и оценивают успешность увиденного сами. И честно говоря, до последнего времени нам было сложно предложить что-то коммерческим спонсорам. Фестиваль "ЦЕХ" идет 5 дней, зал на триста мест. Правда сейчас мы переехали в здание бывшей бумажной фабрики "Октябрь" в Переведеновском переулке, 18 (м.Бауманская), так называемую «Фабрику», где в ближайшее время откроется мультижанровый центр исполнительских искусств. Мы хотим сделать там культурный сквот, типичный арт-квартал, где могла бы проходить и часть московской биеннале современного искусства в 2007 году и много другого интересного. Так что история нашей коммерческой привлекательности меняется в лучшую сторону.

Что интересного ожидается в новом центре исполнительских искусств на «Фабрике»?

Наш ближайший проект – конкурс молодых хореографов в рамках Летней школы ЦЕХ в июле 2006 года. Пину Бауш в Москву привезет Валерий Шадрин, но есть другие хореографы – и для этого есть мы.  Я представляю Россию в  международной организации Aerowaves, пропагандирующую современный танец разных страни, и каждый год езжу в Лондон отсматривать сотни кассет с работами молодых хореографов. Попадаются очень интересные – вот их и хотелось бы привезти в Москву.

Как концертная площадка «Фабрика» будет работать 3-4 раза в неделю, но вообще она начнет жить круглосуточно. Мы планируем открыть там и хостел, маленькую гостиницу для тех, кто приедет в Москву работать на какое-то время. В «Пагендарме» поселятся архитекторские и дизайн-бюро. Это будет типичный арт-квартал на постиндустриальном пространстве.
Наше отличие от Европы в том, что мы напрямую договаривались с бизнесом. Я говорю о владельцах фабрики. В Европе это редкость – частные лица могут быть управляющими, но не владельцами. В Европе считается, что государство – более честная структура, чем частный бизнес. Я так не считаю.

В чем особенность фестиваля ЦЕХ-2005, который отчасти пройдет на «Фабрике»?

Фишка этого года – танцвидеоинсталляция «Под чьим контролем?» Андреа Хенги.  Спектакль пройдет в  Третьяковской галерее на Крымском валу и будет разворачиваться прямо на лестницах Третьяковки. Это будет спектакль, спровоцированный пространством, хотя вся хореография придумана заранее. Я до последнего момента не верила, что мы его там сыграем, но чудо произошло – в отделе новейших течений Третьяковской галереи работают очень открытые люди.

На закрытии фестиваля на «Фабрике» мы  покажем первый документальный фильм о российских хореографах современного танца первого поколения – Ольге Поне, Татьяне Багановой. Саше Пепеляеве. Сын композитора Романа Дубинникова, архитектор Федор Дубинников вместе с новосибирским фотографом Леной Мучной оформят «Пагендарм». Федор обустраивает в «Пагендарме» свою студию, творческое объединеие «Луч» и скоро займется оформлением нашего помещения для выступлений.

Я надеюсь, что Европа будет не только в Рублево-Успенском, но и в Переведеновском, только не бутиковая, а культуртрегерская Европа. И теперь пусть никто нас не спрашивает: «Почему вы называетесь ЦЕХом? Потому что мы на «Фабрике».

На фото - сцена из спектакля "Под чьим контролем?" театра AMDaT (Швецария/США), который будет показан в рамках "Цеха-2005".

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).