будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура
Ицкович Евгений

Эльза

Эльза
elsa
Кадр из фильма «Эльза».

Ходили на закрытие недели кино. Походило это на самодеятельность в каком-нибудь дворце пионеров, но совершенно без официоза. Вела вечер женщина, получившая на это дело грант… Веселая и улыбчивая. 

Показали три фильма, которые сняли за две недели «мастерской». К одному приложил руку Женя, и фильм в кулуарах так и называли – Жениным. Первые два – ужасное дилетантство, по большей части операторское, да и сценарных идей никаких. Дрожащие суперкрупные планы, все размыто, и чернуха – тюрьма, помойка. Но зал встречал это плохо пахнущее месиво на ура. 

Фильм с участием сына существенно отличался и выглядел почти профессионально, некоторые моменты даже захватывали. Главный герой - уличный танцор, отожествленный с Сан Луисом. Разнообразная съемка, много идей, отсутствие вдыхания паров ассенизаторской деятельности. Был даже большой кусок русского текста, который испортился и при монтаже его заменили на немецкий. Очень смешно! 
Реноме фестиваля спасено….

Говорят, все было организовано из рук вон плохо, но отдельных специалистов-энтузиастов все-таки пригласили!

В заключение показали идущий в прокате фильм «Эльза». О, ужас, видимо к нему приложили руку организаторы фестиваля. Тошнотворнейшее зрелище! Те же нерезкие суперкрупные планы, когда на всем экране умещается пол
- или четверть лица, непрерывно колыхающееся и размытое, как пятно помоев в луже около общественного туалета. Такое впечатление, что кино специально снято для испытания противорвотных средств. 

И о чем же фильм? О певице самба! Она много интервьюируется, много поет. О ней рассказывают окружающие, но наверно не люди, а хари, так это выглядит на экране.

Самба - постоянный спутник карнавала, потому что карнавал в Бразилии - это парад школ самба. Жанр вырождающийся. Поют часто пьяными сорванными голосами, редко попадая в такт, тексты непристойные или вовсе матерные. Этакий музыкальный бактериальный мат, на котором в Мараньяу господствует форро, похожее на русский блатной шансон. 

Вначале ничего не понятно, поскольку на экране только рот и глаза, не способные удержаться в собственном соку. Ощущение неприятное –негритянка-пьянчуга из фавел попрошайничает на весь белый свет. Но через несколько минут удивляешься, отчего у этого мерзкого персонажа такая невероятная дикция, и такой проникновенный голос. А когда начинает петь тихо, как для себя, не переходя в эстрадный вокал, охватывает небесное изумление, ничего подобного в Бразилии еще не слышано! Сразу понимаешь грандиозный масштаб дарования, на ум приходят Эдит Пиаф и Эллочка Фитцджеральд.

Увы, из фильма не извлечь ни времени, ни места! Жива ли она сейчас? Выступает ли? Если бы можно было не смотреть! Но все время приоткрываешь глаза в надежде увидеть автора этого изумления, и за это глаза пытают!

Ищу бразильскую поэзию – нахожу графоманство за редким исключением! Каждого встречного португалоязычного прошу – хотя бы одно стихотворение – наизусть! Но даже среди образованных, любящих литературу, не нашел ни единого, помнящего таковое. А здесь что ни песня - так поэзия, и несколько строчек проникают в сознание именно поэтической образностью и звукописью!  

Люди, говорившие о певице, пожилые, но среди них один более моложавый. Когда он запел с ней дуэтом, я узнал его, видел по ТВ. Это единственный певец, поющий специфически португальские звуки, в основном гласные, как по-русски это выходило у Высоцкого, только без безудержной экспрессии последнего. Поэзия уровня Юнны Мориц, которую люблю, хоть это и для детей.

Они пели, но Эльза по большей части плакала, и это была правда! 

Дома посмотрел на Youtube записи выступлений. Менее впечатляюще. Поет под оркестр и невероятная выразительность смазывается банальностью аранжировок. 

Когда-то написал изысканно пронзительную песню «Сентиментальная самба», но по жизни своей в Сан-Луисе никак не мог взять в толк, какая у нее связь с разнузданно-карнавальной музыкой. Теперь понимаю, самба родственница джаза, регтайма! По-видимому, поэтому бразильцы убеждены, что самый известный регтайм сочинил бразилец!

Недавно по ТВ выступал известнейший певец Роберто Карлос, которого по аналогии с Пеле, королем футбола, называют королем бразильской эстрады, или просто… королем. В этом сказывается тоска бразильского народа по недолгому и яркому периоду монархии. Поскольку оба бразильских монарха - личности не только яркие и легендарные, но прямо-таки обожествленные.

Нет слов, Роберто Карлос - очень хороший эстрадный певец, но всеобщее подобострастное отношение к нему ТВ-элиты явно указывает на то, что чего-то не понимаю. После большого сольного концерта, транслировавшегося с такой же помпой, как и матчи футбольной сборной, Карлос появился в передаче-интервью, ему специально посвященной. Желая сделать приятное гостю, ведущий подготовил и показал кусочек совместного выступления Карлоса и Паваротти. Но как раз в этом фрагменте, где певцы по очереди пели куплеты итальянской песни, после мощного пассажа оперного певца эстрадный не сдюжил и сфальшивил, чего за ним не водится. 

Что ж, не всем удается пройти путь Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье…. Ведущий повернулся от экрана: «Ну, как завывает Лучано, совсем не дал тебе петь!». И Карлос, который совсем не выглядит монстром, вынужден был оправдываться: «Ну, что ты, он один из величайших теноров, как и Карузо!»
Мне лично Лемешев нравится гораздо больше обеих итальянских звезд, но чтобы такой подхалимаж!..
 

В заключении почитал Интернет. Опять открыл Америку! Эльза
- популярнейшая и известнейшая певица, которую тоже кличут… Королевой самба! Была женой легендарного футболиста Гарринча! Уже давно живет в Нью-Йорке…

**************
Я трепетал ночной любви,
Тень бабочки боролась с тенью
И задыхалась: «Явь – яви!»,
 
Противоборствуя растенью!

От шестикрылой в нашу явь
Бежала дрожь по средостенью,
Но сердце, словно ветви вплавь,
Противоборствует растенью!

В двух узких рамах свет стыдлив,
И отсвет в раменах пророчит….
И занавески стылый лиф,
Надломленный волною ночи.

Вздувает жабры: «Ты – иль Ты?».
Лист бабочкою, что есть мочи,
И ямки белые пусты
И обмирают в средоточье.

Не я ли до корней волос?
Мучительное многоточье…
В сетях у промысла вопрос?!
Весь обратился в волоочье?

Так много глаз: «ОнО! ОнО!»
Без помочей забьюсь падучей!
Пусть Аргус не растенье, но –
Он минерал звезды горючей.

Меня расплавило оно!
Стекло течёт в бескрылой длани,
И шестикрылое окно
Уже распахнуто в гортани!

Я задыхаюсь: «Явь – яви!»
Живой и мёртвый, и в растенье,
И сосны встанут на крови,
И утвердятся в средостенье!

Ах, сердце, это твой вопрос
Бежать тенёт из плена чрева…
Луна, как медный купорос,
Плоть неба пробует взасос!
А корни, на ветвях Вседрева!
Июнь – 8.11.1992 г.

*****************
Снег горит, весна в зажженье,
В круговерти роковой,
В нераспознанном движенье
Вкруг десницы вековой!

Меркнет заревом Пилата –
Ни жива, не прощена…
Так зима, во сне распята
Или развоплощена!

Жарко, холодно, игристо…
Жертва пламенна, и нож
 
Будто к свету лик Пречистой,
Будто солнце повернёшь.

Было мёртвым – станет смертным!
Излюбовно дрожжевым,
И к страданьям беспредметным
Сгинет лезвием живым.

И пройдёт распятым чревом,
Воскрешая мать постом,
Станет кровь плодом и древом,
И Голгофой, и крестом.

Круг за кругом – крест покатый,
Колесо в цепи времён,
Внятно силится Проклятый
Прошептать: «Приговорен».

И расправив губ раструбы,
Смертью Истину венчать!..
И Архангеловы трубы,
И последняя печать!
1987 г. – 28.12.1992 г.

*******************
 
Скажи мне – праведного света
Взыскует ли неправый свет?
По кромке Леты – тень из лета
И жизнь зимы… у гроба лет.

Скажи – печаль неутолима?
Печаль и боль – глаза пусты.
Юдоль трепещет Серафима,
И меркнут пламенем кусты!

Неопалимой купиною
Побудь со мною, смерть со мною,
Я отрываюсь от небес!
Я гасну… в пепле мирозданья
Летят бескрылые созданья
И бьются в стекла – соль чудес!

И тьма за тьмой волной без тени,
Я погружаюсь в мир растений –
Неопалима купина! –
Последний крик из мысли – в сердце,
 
Горю, сгораю – не согреться!
И за стеной – спины стена.

И вот… во мраке одиночеств,
На глубине последней мглы –
Ни искры, ни слезы пророчеств…,
И комнаты – углы, углы!

Скажи мне, праведного света
Взыскует ли последний свет?
Или, рассеянный ответ,
Рассвет рассеет смерть поэта.

Я жду, я полон мглы и мрака
У смертного стекла конца,
Я жду тебя – свечи и знака,
И за безличьем лиц – лица!
19.11.1992 г.

****************
Полёт в минувшем лихолетье
Над бездной совмещенных крыл –
Где нет жилищ, где только ветер,
Где смерть – Архангел Азраил!

Мы светимся в бездонном мраке
И постигаем смысл Творца,
Мы – путеводные, мы – знаки
Преображенья и Конца.

И лица, образуя купол,
Горят в беспламенной тиши,
Но рок несёт подобья кукол,
А не игралища души!

Стоит страна монастырями,
Юродивою от мольбы,
Покрылась белыми снегами
От пахоты до молотьбы.

Цареподобные лишенья!…
Богатство – в пустоте молвы…,
И лишь стигматы украшенья
Для плотских храмов головы.

О Боже! Как хотел отвесно
Взлететь, шептать: «Господний пух!»
Но, вот – парю, и узы тесно
Сжимают воспалённый дух.

Перед лицом Твоей свободы –
Так страшно низок мой полёт!
Я бьюсь о мраморные своды,
Стучусь о богомольный лёд.

Прости полёт незримой тени,
Возьми меня в моей тоске! –
Крылатый ужасом растений
И смертный в каждом волоске!
30.11.1992 г.

Ицкович Евгений
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).