будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Культура

Эрик Шмитт: "Драматургия - это ствол моего творчества. Все остальное - ветви".

Эрик Шмитт: "Драматургия - это ствол моего творчества. Все остальное - ветви".
spielplan_2004_schmitt.gif

Главной иностранной знаменитостью, которой потчевали на нынешней Non/fiction, стал французский писатель Эрик-Эмманюэль Шмитт; издательство "Азбука", пригласившее Шмитта, представило и его книгу - "Секта эгоистов". Шмитт - мировая знаменитость, прозаик и драматург, один из самых читаемых современных французских авторов, чьи пьесы с успехом идут на многих театральных площадках мира, в Москве и Питере в том числе. Тем не менее на русском языке он выходит впервые. Писатель, по его собственным словам, взращенный на русской классике, впервые приехал в Россию, чтобы лично представить свою книгу. Эрик Шмитт, поразивший корреспондента "Прагматики культуры" Леонида Клейна обаянием, открытостью и доброжелательностью, рассказал в интервью об особенностях своего творчества, современной литературной ситуации во Франции и о том, как писатель чувствует себя на рынке.

В вашей повести "Оскар и розовая дама" главный герой пишет письма Богу. И каждый раз мальчик ставит в начале письма фразу "Дорогой Бог!". Это молитва?

Нет, потому что в начале книги Оскар не верит в Бога, хотя именно Бог - и есть главный персонаж всего произведения. Он больше всех меняется по ходу действия. В начале Он просто некое понятие, к которому больной мальчик обращается и излагает события дня, потом творец становится более значимым, потому что приносит пользу Оскару. Затем Бог становится своеобразным партнером мальчика, и, наконец, в конце книги Бог встречается с Оскаром, приходит к нему. Это мистический рассказ, видение маленького мальчика, которому кажется, что Бог пришел к нему в палату.

Повесть "Дети Ноя" тоже о ребенке и о Боге. "Я собираю новую коллекцию", - говорит главный герой в самом конце книги. Можно ли считать эту фразу своеобразной метафорой, указывающей, что вообще все народы на свете есть некая "коллекция" Бога?

Да, это можно понять и так. Именно поэтому я и назвал повесть "Дети Ноя". Надо спасать всех детей земли, все земные сущности.

"Дети Ноя" - это ведь повесть о веротерпимости, об уважении к другому. Скажите, насколько актуальна для вас идея политкорректности?

Я не исповедую политкорректность. В тот момент, когда я сказал себе, что я верю и что корни моего творчества находятся в моем мистическом опыте, я навсегда перестал быть политкорректным.

В России сегодняшняя французская литература ассоциируется с провокационной и во многом циничной прозой Бегбедера и Уэльбека. Вы же пишете пронзительные и по-хорошему сентиментальные вещи. Какой видится Вам современная литература Франции?

Сейчас у нас больше не существует школ и направлений, нет никаких догм. Нет ни авангарда, ни арьергарда. И слава Богу.

То есть существуют конкретные имена, и нет никакой общей картины?

Да. И это прекрасно. Это заставляет нас быть глубже. Не теоретизировать, а быть глубже.

Недавно в Россию приезжал Марк Леви. Как вы относитесь к его творчеству?

Вы хотите, чтобы я судил других писателей? На протяжении своего творческого пути я никогда ни о ком ничего плохого не говорил. И я не хотел бы нарушать этого правила. Вообще, я чувствую себя немного в стороне от остальных современных писателей, и в этом плане я, может быть, близок к Маргарите Йорсенар, французской писательнице, которая умерла несколько лет назад. Она считала, что литература - это путь мудрости, разума. И цель ее - это помогать нам жить, помогать нам понимать друг друга. Я пытаюсь идти по этому пути.

Для вас актуальны только тексты русской классики или вы знакомы и с современными российскими авторами?

Я во многом вырос на русской классике: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Пастернак... Список можно продолжать. Но в эпоху коммунизма мы, скажем так, несколько опасались всего того, что приходило от вас, - Бог знает, что вы нам пришлете. Сейчас пришло время пересматривать прежние стереотипы. На самом деле, я почти ничего не могу сказать о современных русских писателях.

В России вы первый раз. Насколько увиденное совпадает с вашими ожиданиями?

Я как бы оказался в одной из пьес Чехова. За эти несколько дней я только и делаю, что встречаюсь с людьми, - было огромное количество встреч. И все мои собеседники люди очень сложные, многоплановые, с переплетением разных эмоций и мыслей - то есть это те персонажи русской литературы, которых я раньше знал по книгам. Поэтому я не могу сказать, что мне пришлось как-то корректировать свое представление о России. Конечно, я встретил и несколько гоголевских карикатур. Кстати, начиная с таможни.

Сегодня любой современный писатель - игрок на интеллектуальном рынке. Насколько вы ощущаете диктат книжного рынка? Вашему творчеству не мешает тот факт, что вы каждый раз вынуждены продавать свои произведения?

В своей жизни я никогда не рассчитывал на успех и изначально стал университетским преподавателем. Но мне не повезло - я почти не преподавал, потому что мои пьесы сразу стали популярны. И с тех пор я прекрасно зарабатываю писательским трудом. Я из тех совсем немногих французских писателей, которые живут исключительно литературным творчеством.

Сколько новых вещей вы должны написать каждый год, чтобы быть независимым и хорошо зарабатывать? Или вы совершенно свободны от каких-либо количественных показателей?

Наоборот, моя производительность является головной болью моих издателей, потому что я пишу слишком много. Меня все время удерживают и говорят, что так много рынок переварить просто не может.

Значит, это не рынок давит на вас, а вы на него?

Нет, я просто откладываю в сторону, на будущее. Это будут мои посмертные произведения. Когда я умру и вы решите, что, наконец-то, с Шмиттом покончено, тут-то я всем покажу. Конца не будет, не надейтесь (смеется).

Надеюсь, что до посмертных произведений вам еще далеко. Что касается русского читателя, то он впервые знакомится с вашим очень многоплановым творчеством. По книжке, выпущенной издательством "Азбука", видно, насколько велик и жанровый, и тематических диапазон ваших текстов. У вас есть вещи, в которых превалирует идея гармонии ("Дети Ноя", "Оскар и розовая дама"), а есть произведения, в которых выражена идея тотальной дисгармонии человеческой личности. Как, например, в пьесе "Распутник". Какая идея вам ближе?

Я думаю, что здесь кроется разница между драматургией и романом. Театр - это трагедия, и драматург разбирается в бесконечных противоречиях этого мира. Театр трагичен даже тогда, когда он комичен. А роман все-таки имеет некий, может быть, воспитательный или моральный вектор. Я, подобно Вольтеру или Дидро, пишу прозу, чтобы направить людей к добру, к согласию.

Значит ли это, что  "настоящая" литература - это все-таки драматургия?

Да, театр - это ствол моего творчества, все остальное - ветви.

Фото- с официального сайта Kleines Theater .

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).