будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Культура
Ицкович Евгений

ЕСИ-МузеуМ и культурная концепция

ЕСИ-МузеуМ и культурная концепция
e
ЕСИ-МузеуМ

С грустью прочитал доклад Григория Ревзина «В культурном потоке» с идеей предъявлять культурный облик СССР. Оно, конечно можно и так…. Но называть музей страдания именем палачей выглядит как-то уж совсем по постмодернистки. Разве больше ничего у нас нет? Только ли этим мы интересны?

Безусловно, мир нас рассматривает с точки зрения реализации коммунистических и социалистических идей, от которых общество еще не получило окончательного иммунитета и не нашло им адекватной замены. Но, все-таки, большое число поклонников России в мире стало ими благодаря русской литературе. Мы явили миру небывалую интенсивность и плотность духовной жизни! И это не изобретение Советского Союза! Просто почти вся русская интеллигенция оказалась в положении Раскольникова – изолированная, полуголодная переживающая кошмар избранности, а в роли старушки процентщицы - родное государство, превентивно карающее за мыследействие.

Но для благополучного иностранца побывать в шкуре русского – увлекательнейшее экстремальное приключение! 

Музей, как общественный институт с одной стороны структурообразующий для города, с другой – предельно незащищенный. Не знаю прецедентов, чтобы музей оказался коммерчески успешным. Даже великие и знаменитые музеи, пропускающие через свое чрево миллионы восторженных посетителей, сами не в состоянии свести концы с концами, видимо оттого, что эти концы завязаны в другом месте.

Когда мы создавали МузеуМ, у нас был бухгалтер, как потом выяснилось мошенник. Он убеждал, что невозможно в Бразилии зарегистрировать некоммерческое предприятие, если мы в отдаленной перспективе собираемся брать деньги за вход. Не имея возможности сориентироваться в обстановке незнакомой страны, пришлось довериться «доброму человеку» и наш музей – предприятие коммерческое (!), хотя деньги за вход мы брать так и не научились. Но теперь то мы знаем, что в этой стране множество предприятий сугубо некоммерческих (!) – это практически все банки и промышленно-индустриальные монстры в виде нефтекомпаний, алюминиевого завода и т.д.  

Оттого-то нам никак не удается добиться поддержки городских властей хотя бы в том, чтобы повесить указатели на улицах, и скучающие туристы, не знающие, куда податься, бредут по соседним тропинкам, ничего не подозревая. А ведь редкие единицы покидали наше заведение без восторженного чувства.

Понятно что делать, когда город небольшой и музеев мало. Музей при правильном отношении к нему становится градообразующим центром. Косвенно он приносит городу больше, чем хороший университет, так как может сформировать специфический климат, в котором этот университет развивался бы. Но сам музей собирает ничтожно мало средств по сравнению с дороговизной музейного хранения и возможностью коммерческого оборота. Косвенные же доходы города могут возрасти многократно. Музей в городе как нос у человека, вроде и не самый важный орган, а как без него непривлекательно выглядит лицо! Сходное положение в городской культуре занимает и театр, но у него гораздо больше возможностей донести свои проблемы до окружающих.

Другое дело, как быть в таком огромном городе, как Москва, насыщенным культурными объектами? Мне кажется, сами культурные учреждения эту задачу решить не могут. Здесь нужен сценарный подход – составление тематически различных туристических маршрутов и включением туда музеев как опорных точек с демонстрацией ими экспонатов под определенным углом зрения.

Чем еще хорошо наша интернет-эпоха - что такая практика могла бы быть сколь угодно интерактивной. Ни сам город, ни сами музейные сотрудники не знают вполне чем располагают и, представляя себя в определенной тематике, могли бы открыть неизведанные ресурсы. Но кому-то придется эти сценарии сочинять и координировать.

И еще…. Как-то мой знакомый исполнился состраданием к влачащим жалкое существование мемориальным музеям и все пытался что-нибудь такое придумать, чтобы заново вдохнуть в них жизнь. Но это же так просто! Любой музей и особенно мемориальный – это пенаты, божества очага! Это то, с чего должно начинаться любое учебное учреждение – с сакрального самоопределения, с посвящения! Это наполнит смыслом жизнь учащихся и придаст этому смыслу оттенок священного! Поэтому музеи не только должны быть втянуты в сценарную политику, но и вплетены в образовательный процесс. Музеи сами могут быть образовательными заведениями – школами! Только не надо представлять себе тот кошмар, в котором образовывались мы и наши дети! Школа может быть совершенно другой, не менее сплоченной и теплой чем семья. И мемориальный музей мог бы такую школу естественным образом формировать.

Идея предъявить миру культурный образ Советского Союза звучит по-советски однопартийно. Да, множество людей во всем мире только и мечтают попасть в Россию и в Москву! Но, готовясь к такой поездке и попадая в город своей мечты, они попадают в безвоздушное неорганизованное пространство!

В одной из телепередач относительно недавнего прошлого ученая рассказывала, что цыпленок не просто отзывается и повторяет «ко-ко-ко», а делает это потому, что в бытность его в яйце курица неоднократно это «ко-ко-ко» ему предъявляла, а не, скажем, «кря-кря». Ведущий тут же разволновался и стал расспрашивать многомудрую интервьюируемую – что же будет, если яйцу предъявлять «кря-кря»? И в конце восторженно потребовал – давайте предъявим яйцу «кря-кря»!
 

Есть вещи, к которым мы привыкли и которые замылились в глазу. Они составляют фон, обыденность, превращаются в лубок. Это набор клишированных представлений о России, показываемых иностранцам. Но одно дело, когда это внутри Отечества, перенасыщенное образцами традиции и народного творчества, а другое, когда это в краях совсем иных.
 

Как бы вы посмотрели, если бы у около вашего дома зимой в мороз вдруг нарисовалась кокосовая пальмочка? А у меня эти пальмы на каждом шагу, и являют зрелище не слишком эстетическое. 
Вы бы видели, как бразильцы смотрят демонстрацию матрешек. Русский народный промысел под тропическим солнцем светится сильнее золота и бриллиантов, и когда бразилец впервые видит матрешку и слышит о ней первые слова - на лице его изумление, смешанное с восхищением. Когда же матрешку начинают раскрывать, сопровождая это действие рассказом, бразильцы начинают безудержно смеяться, и последняя деревянная куколка вызывает восторг и экстаз.

Что это? Японское изобретение? Китайское исполнение? Нет, это невыразимая сложность русского бытия! Русского сознания, упакованного, как матрешка, в оболочки рефлексии и отражения.
Не знаю, как в других регионах мира, но в Бразилии русское пользовалось бы спросом. Слишком велик контраст и слишком велика близость.

В моей любимой лекции бывшего градоначальника Куритибы Лернера, опубликованной когда-то здесь же на «Полит.ру», город сравнивается с живым человеком, которому необходимо столь же живое участие. Увы, Лернер ушел, и Куритиба стала обрастать проблемами, обычными для городского гиганта. Но девиз мера остался – «Город - это не проблема! Город – это решение проблем!» Как это не похоже на жуткий вой противников урбанизации, начиная с Геродота!

Недавно моя знакомая путешествовала на теплоходе по Волге. И самое большое впечатление на нее произвели не прославленные музейные центры, в которых было безразличное отношение к посетителям, а Чебоксары, где в краеведческом музее их радушно по-домашнему встречали и читали стихи на чувашском языке.

Если кто-то «сверху» будет определять культурную политику, то мы так никогда и не узнаем, что же у нас такого есть, чтобы быть интересными миру.

Как-то к Пиночету пришли экономисты и сказали, что нужно сделать экспортную политику Чили открытой. «Зачем? – удивился диктатор, - Чили же может экспортировать всего несколько конкретных вещей! Что еще может экспортировать Чили?» «Чтобы это узнать – надо сделать политику экспорта свободной! – ответили «чикагские мальчики». И Пиночет согласился….

Дальше я рассказу немножко о МузеуМе, о том, чем он отличается от музеев существующих в смысле традиции и концепции.

 

1. 
Это не музей, это МузеуМ – жилище муз – Святилище.
 

Мы воздвигли алтарь городу, чтобы освятить жизнь светом возвышенного.
Христос освятил смерть, оставив нам самим обожить жизнь. Это великое дело, достойное человека. Найти божественное в каждом движение повседневности.

Это семейный алтарь. Это очаг, вокруг которого собрались наши родные и близкие. Это живая традиция Святого семейства. Всем, кого мы любим и кому не можем подарить жизнь вечную, мы хотели бы подарить жизнь в вечности.

Здесь возносится фимиам, и дымятся воскурения. И то и другое – это ладан искусства. И то и другое это – дым всесожжения в поэтическом чреве, ибо стихи – молитва, творимая вне времени. 
Вошедший сюда, да очистится водами прекрасного, Вселенским Потопом творения новой жизни!

 

2. 
Музеи - хранители традиции! Их возникновение и угасание связано с жизнью человека или семьи, эту традицию олицетворявших, и взявших на себя бремя ответственности передать будущим поколениям.
 
Поначалу подобная задача была доступна особам царствующим и к ним приближенным, но по мере нивелирования сословных разграничений сие стало возможно и для частных лиц, не обремененных властными полномочиями.

Сохраняя наследие предков, музеи в лучшие свои периоды проводили широкую образовательную и исследовательскую деятельность, а так же частенько становились сценой, предоставляемой музыкальному и театральному миру. 

В этом отношении наш МузеуМ является естественным продолжением и фокусом музейной деятельности с античности до наших дней.

В нем не только собраны коллекции живописи, мебели, скульптуры, народного промысла, это еще и концертный зал, и образовательный центр, который, по воле случая, стал местом соприкосновения русской и бразильской культуры.

С самого своего зарождения музеи позиционировали себя как традицию светскую, принципиально противопоставляя традиции храмовой. Даже церковные музеи сохраняют в себе все черты отрешения от места священного.

ЕСИ-МузеуМ стремится воссоздать сакральный центр средствами искусства – это священный алтарь семьи! Алтарная стена, выросшая из элегии к Богу «Фрески осени», главная в здании. Это иконостас в русском храмовом миропонимании, являющейся непроницаемой преградой. 
За время своего создания «иконостас» оброс стихотворными этюдами, осуществляющими молитвенную связь с каждой картиной. Это место, где можно не только созерцать картину, но и вступить с ней в диалог посредством стихов, ею рожденных.

Справа сцена – «Святая святых», отделенная от зрителей завесой видимой и невидимой. Над сценой возвышается «Мария в тропиках», окруженная чином благоговейным и таинственным. Один из персонажей, осененный крылом ангела, читает «Элегию к Богу», открыв ее на странице с молитвой.
Слева окна, забранные в большие наполненные воздухом полотна, напоминающие, при взгляде против солнца, дворцовые гобелены - радостные и приподнятые! Их сочетание с маленькими стеклами и деревянными, традиционными для местной архитектуры рамами, создает цветовое давление витражей.
 
Напротив – «Стена города» объединяющая в единую агиографию Москву и Сан-Луис. Две такие непохожие сущности, через нас, однако, породнившиеся.

3.

ЕСИ – МузеуМ – это центр кристаллизации нового «большого стиля». Он духовно восходит к последнему «большому стилю» Модерн, который архитектуре радостно именуется – «Смеющаяся готика». 
В стиле модерн или арт-нуво уже чувствуется сильная отстраненность от человека, искусство от человека постепенно отстраняется, ему присуща высокая эклектичность и элитарность. Это стиль декаданса, на который наложил отпечаток новорожденный авангард.
 

К сожалению, модерн не раскрыл до конца всех своих восхитительных возможностей и был прерван сначала первой авангардно-мировой войной, а потом и уничтожен второй ретроградной. 
В своей художественной части стиль «ЕСИ» - такой же радостный и праздничный, как модерн, но сильнее ориентирован на местные традиции и более демократичный, своей человечностью и духовностью противопоставив себя бесформенной глыбе постмодернизма.
 

Это стиль внутреннего мира человека. В отличие от готики, рвавшейся в высоту, он не ставит перед собой цель утыкать иглами твердь небесную, а стремится возвысить пространство внутреннего человеческого обитания. 

 

Здесь важна не сама высота потолка, а его приподнятая соразмерность, чтобы пространство не подавляло, а возвышало человека. Другими словами, стиль «ЕСИ» делает в искусстве то, что Христос сделал с миром и человеком. Сын Человеческий погрузил внутрь человека космос и историю, а новый стиль погружает в человека искусство. 

Вы видели, как весь двадцатый век искусство отворачивалось от человека. И человечество страшно воевало, и испытывало социальные катаклизмы. Так было всегда, когда искусство отворачивалось, но никогда еще человечество не было столь единым, чтобы произошедшее в одном месте так быстро затрагивало всех и так быстро на всех отзывалось.

Новый стиль уже существует в живописи, в литературе, в музыке и кино. Пройдет сколько-то времени, и он пробьется в архитектуру, моду, гуманитарные науки. Просто Большой Стиль - это не катаклизм, это – зерно. Он долго и подспудно вызревает, медленно прорастает, но зато потом дает пищу многим и многим. Не такими ли несколькими хлебами накормил Христос тысячи?

4.

Фасад здания, построенного в начале 50-х годов 20 века, остался прежним, город находится под защитой ЮНЕСКО. 

Это бетонная двухэтажная коробка, над которой возведена крыша. Стены выложены не только из кирпича, но и из всякого строительного мусора, каковым являлась отслужившая черепица, и в музее на втором этаже есть специальное окно, в котором выставлен на всеобщее обозрение фрагмент «старинной» кладки. Внешне мы только раскрасили дом и обновили, прибавив существующим цветам силу и контрастность. Поэтому стиль начинается с интерьера. 

Основной критерий – создание уюта! Это очаг покоя, бушует ли за окнами вьюга или неистовое тропическое солнце. От этого вся обстановка воспринимается как метафора или притча, незаметно проникающая в сознание своим смыслом.

Здесь, в отличие от модерна, декоративные элементы не дробятся другими, такими же сильными по звучанию, а им дается возможность доиграть свою партию до конца.

При входе посетитель оказывается в рампе, сделанной для того, чтобы люди с ограниченными возможностями передвижения сами могли въехать в музей в инвалидных креслах. Рампа эта выполнена в стиле античного бассейна – орнаментальная керамика в мраморной окантовке. 

Человек, попадающий в святилище муз, незаметно для себя проходит обряд очищения. Вместо воды – свет.

 

Рампа выходит к колоннам, облицованными в соответствии с местной традицией керамической плиткой – азулейжей. Стены первого этажа выкрашены в цвета спокойные и яркие, предполагающие постепенное вхождение человека в головокружительный мир живописи и оперного искусства. Здесь очень много зеленого, такого, который был во внутренних покоях дворянских усадеб, контрапунктом которому служит нежно розовый. Решетки, закрывающие двери и окна первого этажа, создают праздничный ажур, но чугун, покрашенный в нежные светло-зеленые тона, вызывает ощущение не монументальности, а веселой струящейся игривости живой изгороди. 

Туалет для инвалидов, вынужденный выдаваться по своим функциональным размерам, сделан в форме античной ротонды и создает плавный переход к театральному буфету, символичность которого утверждает космичность естественного – принятия пищи и искусства.

Лестница на второй этаж праздничным своим восхождением и нисхождением напоминает путь на полати русской изразцовой печки – туда, где Иванушка Дурачок, сварившись в кипящем молоке музыки и живописи, станет, наконец, чудо-молодцем.

Второй этаж гораздо праздничней и торжественней, во многом благодаря отсутствию потолка. Вместо которого на мощных деревянных конструкциях над единым пространством зала красной черепицей воздвиглась крыша. Это еще не собор, но явное стремление к нему.
Розоватая плитка Италон пола выложена под углом так, что бы она геометрией своего рисунка расширяла и углубляла пространство, не сопротивляясь доминирующей архитектонике картин. В этом есть намек на дворец, но этот дворец – храм.

И все это сделано малыми финансовыми средствами одной семьи, средствами, на которые многие люди не могут сделать ремонт в трехкомнатной квартире! Материалами, продающимися в Сан-Луисе, городе далеко не изобильном отделочной продукцией. Это показывает, как стилистическое единство, даже при весьма ограниченных ресурсах, позволяет создать значительное архитектурное произведение. 

5.
ЕСИ-МузеуМ не только осуществляет синтез существовавших традиций, передающихся через искусство, но и возвращает искусству его подлинную мистичность. 

Можно сказать, что ЕСИ-МузеуМ – это музей лица! Того божественного лика, который стал проступать нам в человеке, после воплощения в нем Спасителя, и того человеческого лица, которое приобретает все человека окружающее при встрече с личностью. 

Здесь произрастает одно из самых важных откровений, осчастлививших русскую мысль – «Обоженье мира»! Оттого родные и близкие художника изображены участниками библейской мистерии – на них лежит отблеск Божественного присутствия, и они продолжают таинство Богочеловеческого причащения сегодня!

Так было и раньше, святые, мученики, и даже лик Мессии писались с лиц современников, потому что настоящему искусству свойственно открывать в окружающем присутствие Творца.

Если вы хорошо образованы, вы увидите, что на этих картинах собрано и объединено все лучшее в живописи. И это традиционное озарено вечно новым светом присутствия живого близкого человека.
 
Праздничность и выразительность лица похожа на лица Возрождения, но в тоже время всегдашняя духовность сближает с Фаюмским портретом. Фон и пейзаж, окружающие персонажи, имеют черты импрессионизма, постимпрессионизма, экспрессионизма, абстракционизма, и прочих достижений авангарда.
 

Однако все это ложное. Если вы вглядитесь в живопись любого большого художника, существовавшего задолго до авангардизма, вы найдете там присутствие элементов всех современных и древних стилей. Таково свойство полноценной живописной палитры. Определение же живописи, как «изма» возможно только в узком направлении, когда художником выбраны средства, ограничивающие художественную выразительность, как главные. 

 

Так, например, кубизм, сделал главным инструментом своей изобразительности и вывел на передний план геометрический набросок, применявшийся практически всеми художниками. Или пуантилизм взял как орудие мазок неразведенной краски и добился этим большого эстетического воздействия. Но если вы возьмете портреты Тициана, то убедитесь, что губы на них и некоторые другие вещи он рисует именно этим приемом.

Мы привыкли иметь дело с обманом. Нас обманывают масс-медиа, жутко выдавая выдумку за действительность, нас обманывают политики, медики, продавцы…. И все это называется информационным пространством, где действительность почти слилась с телевизором. 
В этой экспозиции обмана нет, все нарисовано очень старым способом - маслом по холсту.

Великие художники девятнадцатого и начала двадцатого века сетовали на появление фотографии как на конец живописи и радовались, что не доживут до того момента, когда фотография станет такой же цветной, как и их палитра. А потом пришло и цветное кино, и телевидение….

И что же мы видим – картины дорожают каждый день! В отличие от золота или нефти, испытывающих непрерывные колебания. 

В этих полотнах мы находим победу живописи в том, что, казалось бы, сегодня может сделать каждый с помощью мобильного телефона – в изображение живого человека. 
Средства живописи другие, и в чем-то более сильные. Даже неудачная картина согревает дом больше выдающейся фотографии.

Общение с живописью больше всего похоже на театр. Она – вечно живая и вечно новая. И с ней в уединение своего жилища можно общаться, как с вечно одухотворяющей реальностью.

 

6.
Когда мать учит ребенка, она показывает ему яблоко и говорит:
– Это – Яблоко! Оно вкусное и полезное. Съешь его!
Когда искусство учит человека, оно показывает ему яблоко и говорит:
– Это – Яблоко! Оно росло в Райском Саду, наполненном красотой счастья!

****** 
Только так ли?.. и долго ли?.. около ль?..
Раскачалось, как око – однако,
Золотистое яблоко-колокол,
Красноватое колокол-яблоко!

И от гула медлительно-ульего,
И от звона медово-покатого
Колесо повернулось и руль его,
И земля в половине девятого.
11 сентября 1987

Ицкович Евгений
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).