будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 9, 2025
Культура

Эстетика факта

Эстетика факта
Obzor-main
Фрагмент фотографии Микаэля Суботски. участник конкурса карнавальных костюмов в Бофорт-Уэст.

Обзор московских выставок: «Педагогическая поэма» в музее «Пресня»; «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимательства и меценатства; африканская тюрьма в снимках Микаэля Суботски, укротители гиен Питера Хьюго и криминальные фотографы Лос-Анджелеса на фотобиеннале в МАММ.

Пресс-конференция, пожалуй, самого интересного сейчас в Москве художественно-образовательного проекта «Педагогическая поэма» (Историко-мемориальный музей «Пресня», 15 марта — конец ноября 2012) прошла при почти полном отсутствии прессы.

Куратор Тереза Мавика (арт-директор поддерживающего проект фонда «Виктория») объяснила полупустому залу: «К сожалению, все журналисты уехали на открытие нового музея Зураба Константиновича Церетели в Тбилиси. Это прекрасно, когда открываются новые музеи, но нас волнует другое — как будут существовать старые музеи». Мысль очень верная и благородная, но чиновникам от культуры не слишком понятная.

Пресс-конференция «Педагогической поэмы» в залах музея «Пресня»: авторы идеи Илья Будрайтскис и Арсений Жиляев, арт-директор фонда «Виктория» Тереза Мавика и директор музея Владимир Колобаев.

Только «новое» может стать горячим информационным поводом, козырной картой в политической игре — как, например, гордое объявление о том, что в Москве откроют новый музей современного искусства. Ситуация курьезная — проект этого музея при ГЦСИ утвержден еще в 2009, то есть принадлежит периоду президентства Медведева. Путин, как мы знаем, любит реализм. Но раз уж пообещали делать новый музей, надо извлечь из этого проекта хоть какую-то пользу — повторно анонсировать это событие уже как свидетельство прогрессивных взглядов следующего президента России. Для имиджа национального лидера – это плюс, для культуры — сомнительное достижение.

Есть ГТГ на Крымском валу — здание нуждается в реставрации, коллекция — в дополнительных площадях, нет денег на закупки произведений русских художников. Для начала стоило бы разобраться с тем, что уже имеем, а потом браться за новые проекты. Фонд «Виктория» принципиально не стал делать собственную площадку, зная, что у нас уже есть масса интересных выставочных мест. Проблема не в зданиях и коллекциях — а в том, что нужно найти людей, которые придумают интересные проекты. Изба красна не углами.

Проект «Педагогическая поэма» открыл для москвичей Историко-мемориальный музей «Пресня», о существовании которого многие и не подозревали. В его экспозиции - самая большая в Европе диорама со световыми, звуковыми, и другими спецэффектами, завершенная в 1982 году. Несмотря на то, что мы уже избалованы 3D-экранами и привыкли получать любую информацию из интернета, диораму стоит увидеть. К искусству неприменимо понятие «прогресс» - и достижения цивилизации не имеют прямого отношения к качеству произведения. Народный художник Ефим Исаакович Дешалыт, пять лет работавший над диорамой, оказался близок к новейшим тенденциям в современном искусстве. Художники сейчас работают с документальными материалами и стараются вовлечь зрителя в дискуссию. Дешалыт предельно точно воспроизводит картину восстания рабочих на Пресне — от панорамы Москвы до рекламы спектакля МХАТа на афишной тумбе, ставшей частью баррикады. Объемная баррикада расположена перпендикулярно к зрителю — и это нестандартное решение очень близко к «интерактивности» современного искусства. Можно выбрать, на какой ты стороне — с жандармами или с рабочими, художник не принуждает к единственно возможной точке зрения.

Еще один момент, достойный восхищения – экскурсоводы музея. Ничего похожего на обычную скуку экскурсии, когда приходится выслушать заученный равнодушный текст, желая, чтобы это испытание поскорее закончилось, в этом музее с вами не случится. На «Пресне» экскурсоводы живут историей. Они расскажут, как августовский путч еще раз подтвердил революционную репутацию района — баррикады 1905 года повторились в 1991-м. Вывеску музея тогда сорвали и она стала частью баррикад. После событий у Белого дома работники музея собрали остатки баррикад и принесли в музей — путчу 1991 года посвящен отдельный зал. С задорной ноткой музейщики жалуются, что из подлинных бутылок с зажигательной смесью, увы, саму смесь пришлось вылить по правилам безопасности.

«Пресня» - не только про 1905 и 1991, это музей трех революций. В деревянном доме XIX века, который является частью музея, в 1917 году находились первый легальный Пресненский райком партии большевиков и Военно-революционный комитет Пресненского Совета рабочих и солдатских депутатов. Глядя на комнатку, с которой началась партия большевиков, и в которой вряд ли сможет уместиться больше 15 человек стоя, понимаешь, что дело не в материальной базе, а в силе убеждений. Экскурсовод при этом расскажет о старинных PR-технологиях — мальчишки, раздававшие листовки с большевистскими идеями, наклеивали на лоб цифру с номером партии в бюллетене. Как ни грустно, но и тогда и сейчас это работает — люди часто делают свой политический выбор бессознательно, зрительная память оказывается важнее, чем размышления.

Фрагмент диорамы «Героическая Пресня. 1905 год», завершенной в 1982 году художником Ефимом Дешалытом.

Совершенно новые идеи и технологии использованы в самом проекте «Педагогическая поэма», созданном Ильей Будрайтскисом, историком, художником и политическим активистом и Арсением Жиляевым, художником левых взглядов. Можно сколь угодно долго и масштабно финансировать музеи и создавать гранты для художников, но не добиться никакого положительного результата. Потому что важнейший участник любой выставки — зритель, образованный и заинтересованный. Таких мало — и значит, в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы их стало больше.

Поэтому центральной идеей «Педагогической поэмы» является не выставка как итог, но процесс ее создания, и этот процесс — образовательный. С марта по ноябрь 2012 года с двухмесячным перерывом на летние каникулы, по четвергам и субботам в музее «Пресня» будут проводится мастер-классы известных современных художников и циклы лекций по истории, истории музеев, марксисткий кружок (расписание).

Крайне заманчивое предложение — получить знания об истории, которых не даст ни один ангажированный учебник, узнать об искусстве из уст самих художников, лично задать им вопросы. Лекции — бесплатны, фейс-контроль и возрастной ценз отсутствуют. Но есть обязательный момент, что-то вроде того, как на торрентах - скачивая бесплатно файлы, ты должен отдать тот же объем информации другим людям. Постоянные слушатели лекций станут участниками выставки, которая состоится в декабре.

Выбор именно этих двух дисциплин (искусства и истории) как основных обусловлен глубокой связью, существующей между ними. Ключевым можно считать цикл лекций о теории истории, который читает Илья Будрайтскис, ученик доктора исторических наук Владлена Терентьевича Логинова, написавшего две книги о Ленине, далекие как от советской апологетики, так и от постсоветской ненависти. Теория истории — критический взгляд на способы подачи фактов историками и их цели. В то же время — это попытка дать понимание истории как личного переживания. Дела давно минувших дней, события жизни древних греков или европейцев 19 века в изложении Будрайтскиса могут волновать до глубины души. Начав переживать за древнего грека, закончишь тем, что и себя осознаешь как героя истории. А тут уже и рукой подать до истории искусств. Кубизм или абстрактный экспрессионизм — не просто пластические эксперименты. Появление любого визуально оригинального нового стиля связано с историческими обстоятельствами.

Будрайтскис с Жиляевым меняют точку зрения на современное искусство - от молодежной моды на современное искусство как на увлекательное времяпрепровождение, с идеей «стал художником — попал в историю», приводят к тому, что искусство — труд, нуждающийся в интеллектуальной базе. Они эту базу дают, и любой человек может ей воспользоваться. Фраза Йозефа Бойса «Каждый человек — художник», столь любимая арт-критиками, наконец-то может воплотиться в реальности.

Собственно, она уже воплотилась — самым заметным художественным событием сезона стали митинги на Болотной, Сахарова и Новом Арбате. Осознание своего права влиять на политику россияне отпраздновали таким валом творческого вдохновения, экспериментами с изображениями и текстами, что художникам-профессионалам оставалось лишь замереть в восхищении. Но замереть не навсегда — «каждый человек» будет художником до тех пор, пока сможет черпать вдохновение в энергии общественных перемен. Энергия подается нестабильно — и митинг на Пушкинской 5 марта, полный отчаяния по результатам выборов, не прославился оригинальными плакатами и уличными перформансами.

Потом, на Новом Арбате, снова ожила страсть к борьбе, а с ней — гражданская «креативность», настолько сильная в последние месяцы, что журналистам пришлось создать понятие «креативный класс», который не имеет отношение к классовой теории Маркса — среди создателей остроумных лозунгов были не только столичные обладатели iPhone, но и малообеспеченные провинциалы. Одно из завоеваний нынешнего гражданского протеста — создание оригинального визуального имиджа оппозиции. Вспомним, как выглядели демократические митинги до декабря 2011 — тот же унылый триколор, что и у «нашистов», и дежурные слова на плакатах, напечатанных в типографии. Все это было как будто «чужим», отстраненными высказываниями — а коллажи на картонках, собственные стихи и карикатуры принадлежат народу, отражают то личное отношение к истории, за которое ратует Будрайтскис и «Педагогическая поэма».

Николай Ридный «Zero» - электронное табло с курсами обмена валют высечено на гранитной плите; Иван Бражкин «Золотые слова» — всего за 5 рублей в этом автомате можно купить капсулу с мудрым изречением, взятым из различных философских трудов.

Когда искусство так мощно становится частью повседневной жизни, творческим людям остается только одно — повнимательней присмотреться к реальности. Выставка «Президиум ложных калькуляций» (до 14 апреля) визуализирует экономические процессы. Она тоже сделана при поддержке фонда «Виктория», и также располагается в здании необычной и малоизвестной институции - Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей. Идя по Донской улице, присматриваешься к зданиям впереди на нечетной стороне, и гадаешь, в какой из противных новых высоток найдешь этот музей.

Просто именно так представляешь себе вкус новых меценатов — сделать музей на каком-нибудь 18 этаже новостройки, с множеством галогенных ламп в потолке и пластмассовыми колоннами с позолоченными капителями. Ан нет — музей располагается в маленьком особняке, принадлежавшем И.Г.Простякову, известному московскому предпринимателю, кавалеру пяти российских орденов за благотворительную деятельность, который на свои средства открыл в этом доме начальную школу. После революции здесь располагался краеведческий музей истории Октябрьского района Москвы, но все его экспонаты в 90-е были переданы музеям Москвы. Новая коллекция об истории российского капитализма собрана силами организаторов, наследников купеческих семей и существует при поддержке современных предпринимателей.

Выставка на первом этаже здания вступает в интересную полемику с музейной экспозицией на втором этаже. У молодых левых художников — все про деньги. Понятно, что про деньги много думают те, у кого их нет. И не любят тех, у кого они есть — иногда не любят заслуженно, если большие деньги нажиты обманными способами. Но история российских предпринимателей, рассказанная в лицах, предметах и документах, говорит о капиталах, заработанных трудом и новыми идеями. Много предметов крестьянского быта, ведь большинство купцов происходило из освобожденных крепостных. Образцы российской продукции — от промышленных станков до стеклянных графинов. Стенды с фотографиями и историями, из которых становится понятно, что дореволюционными достижениями в области образования, культуры, продвижением новых технологий в индустриальном производстве и сельском хозяйстве мы обязаны частному капиталу, а не государству.

«Музей предпринимательства и меценатства»: содержимое купеческого буфета — икра и пастила «Трезвость», ассортиментный альбом суконных выклеек, 1874 год.

Насколько развито чувство прекрасного у организаторов «музея мужицкого капитализма», можно понять из сравнения музейных залов с интерьерами первого этажа, который принадлежал до недавнего времени департаменту культуры. Эта госорганизация пыталась выселить музей и оставить все здание себе. Однако победил музей, которому явно не хватает места для показа постоянно расширяющейся коллекции. «Культурные» деятели, покидая здание, наняли роту солдат, которая на прощание разрушила в интерьере все, что было возможно. Колонна с перебитой серединой в первом зале перед входом смотрится так оригинально, что ее можно принять за экспонат выставки. Однако, пытаясь навредить другим, чиновники только явили собственную пошлость — за выдранными плитами навесного потолка стала видна благородная старинная лепнина, без панелей на стенах, изображающих дерево, стало намного приятней. На втором этаже интерьер сохранен — идея аккуратного евроремонта не показалась заманчивой работникам музея.

Алекс Булдаков, Анастасия и Дмитрий Потемкины «Плюс-минус бесконечность»: голуби, усаженные на насест в форме восьмерки, нагадили на полу знак бесконечности.

Окончательному разрушению интерьера способствовал проект Анны Витт «Здесь деньги». В воссозданной художницей обстановке кабинета постсоветского чиновника были спрятаны 15 тысяч рублей. На открытии зрителей лихорадило — они отдирали оставшиеся стенные панели, разворотили корпус компьютера, тщательно пролистывали скучные справочники в надежде найти купюру между страниц, вспарывали обшивку стульев. Но 4000 рублей так и остались ненайденными. Так что в горе хлама еще можно покопаться не без пользы.

И эта, и другие работы рассматривают напрямую то, что обычно остается за кадром — денежный вопрос. Мы очень редко задумываемся, в какую сумму обошлось создание художественной работы, которую мы видим на выставке. А это важно — причем настолько, что от финансирования зависит вся картина отечественного искусства. Мы можем сетовать на то, что на Западе делают огромные эффектные инсталляции, а у нас такого нет. Но «там» на создание одного произведения готовы выделить пару сотен тысяч или полмиллиона евро, у нас пытаются сэкономить даже на гвоздях и скотче.

Тему стоимости художественных материалов раскрыла Алиса Йоффе. На белоснежном холсте она расположила по диагонали маленькие красные прямоугольники, на первый взгляд — абстракция, на самом деле — реализм. Каждый прямоугольник закрашен «кадмием красным светлым», но разных производителей, как российских, так и иностранных. Выкраски расположены по возрастанию цены, и как выяснила художница, чем дешевле, тем меньше пигмента и больше разбавляющих компонентов. С точки зрения живописца ценность количества пигмента неоднозначна — иногда нужна краска пожиже, чтобы вот этот красный, например, не лез из смеси, забивая другой цвет. Но как полемика о себестоимости художественного произведения проект очень интересен. Качество зависит не только от таланта автора, но и от денег, вложенных в проект — плохая краска или ржавые гвозди могут пригодиться, только если автору нужны именно такие материалы, но отнюдь не все работают в жанре low-tech.

Лучше всего тема и форма произведения соединяются в видео «Безопорное движение» Закари Формвальта. Кадры перед титрами скользят сверху вниз по шахте внешнего строительного лифта. Квадратики секций лифта напоминают кадры киноленты. Далее строительство Шеньчженьской биржи, показанное параллельно с историей Эдварда Майбриджа - фотографа, сто сорок лет назад утверждавшего, что у бегущей лошади есть та доля секунды, когда она зависает над землей, не дотрагиваясь до нее ни одним из четырех копыт. Это и есть «безопорное движение». Формвальт связывает это с циркуляцией капитала на биржах, когда деньги не имеют никакого материального воплощения.

Техника съемки — цейтраферная (фотографирование серии кадров одного и того же объекта с одной и той же точки съемки через равные промежутки времени), обычно используется, чтобы эффектно показать в научпопе процессы, принадлежащие вечности - закаты или появление цветка из завязи. При такой съемке все слишком быстро движущиеся предметы исчезают, либо выглядят полупрозрачными и смазанными. И небоскреб строится будто сам по себе, только пару раз в кадр попадают «призраки» рабочих.

Все работы на выставке тесно связаны с реальностью и далеки от обычного представления об искусстве как о чем-то «прекрасном и возвышенном». Эта документализация искусства, скорее всего, неизбежна — ведь в остальных жанрах она уже произошла: есть театр.doc, кинотеатр.doc и с каждым годом все популярней литература нон-фикшн.

Микаэль Суботски, «Воскресная служба, Тюрьма Бофорт-Уэст», 2006.

Среди техник в искусстве одна из наиболее документальных - фотография. На фотобиеннале 2012 года в МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) — целый ряд экзотических документов. Выставка Микаэля Суботски «Бофорт-Уэст» (до 15 апреля) рассказывает о городке, где «градообразующим предприятием» является тюрьма. Во всех снимках чувствуется попытка подойти с юмором к этому трагическому обстоятельству. Воскресная служба в тюрьме, в которой священник и заключенные в веселых оранжевых робах хором воздевают руки к небу — но этот жест выглядит не только молитвой, но напоминает о крике полицейского «Сдавайся! Руки вверх!».

Фотографии внутри фотографий, плакат с белой блондинкой на стене камеры и эксклюзивные фотообои в Москве с пейзажем дикой природы в зоне отдыха — вместо женщин и свободы. Отпечаток «тюремности» лежит и на всем, что окружает тюрьму, жители города вроде бы на свободе, но также заключены в свои жизненные обстоятельства. Победительница конкурса красоты среди подростков улыбается в камеру, на руке ее порядковый номер участницы — преступникам в тюрьме тоже нашивают номера на робы.

Зал велотренажеров, украшенный африканскими масками — комичное сочетание религиозных атрибутов архаического общества, поклоняющегося духам природы и полной невозможности с природой соприкоснуться. Кто мешает этим людям сесть на велосипед и прокатиться по парку? Мешает уровень преступности в стране, страх выйти на улицу и быть убитым — люди стали узниками безопасных пространств.

Питер Хьюго, «Абдуллахи Мохаммед и Майнасара. Оджере-Ремо, Нигерия», 2007. Из серии «Гиена и другие люди».

На второй африканской фотосерии «Гиены и другие люди» Питера Хьюго (до 15 апреля) — укротители диких животных. Мастерство укротителя передается по наследству, семейный цирк ездит с представлениями по городам, зарабатывая за каждый показ до нескольких тысяч найра (1000 найра — примерно 6, 5 долларов США). Фотограф рассказывает о том, что, несмотря на популярность его серии в Европе, есть множество возмущенных откликов от защитников животных. Они не понимают, как можно быть такими жестокими с гиенами и обезьянами, но никого не волнует, как люди оказались в таких обстоятельствах, что проживая в Нигерии, шестой стране по объему экспорта нефти, не смогли найти для себя более выгодной и достойной работы.

Фотографию не сразу признали искусством — долгое время она считалась всего лишь документом. На выставке «Искусство архива» (до 29 апреля), полицейских фотографиях из городского архива Лос-Анджелеса — снимки, которые и не должны быть искусством. Как и фото на паспорт, криминальное фото должно следовать целому своду правил и избежать проявления эмоций. Учебник 1937 года гласит: «Отличие от других видов съемки состоит в том, что здесь не предпринимается никаких попыток обеспечить художественного результата». Но множество сопутствующих обстоятельств привело к тому, что художественные качества присущи всем этим снимкам. Лос-Анджелес — царство кинематографа, и многие криминальные фотографы подрабатывали, снимая кастинги актеров, а полицейские в свободное от работы время смотрели фильмы в жанре «нуар».

Оттого жертвы преступлений выглядят гламурными моделями, раскинувшимися на коврах, а преступники смотрятся героями. Чернокожий парень демонстрирует воровскую моду: штаны сложного кроя, в которые может поместиться солидное количество украденного из супермаркета. Чаще всего мы видим на этикетке подпись «информация по делу недоступна», но фотографы постарались эту информацию вложить в образ, вплоть до мотивов преступления. Двое грабителей позируют на месте преступления. Композиция построена на белом пятне в центре - три пары перчаток лежат на сейфе, и это сообщает нам, что один из преступников успел сбежать. Прелестный пейзаж на стене позади грабителей и романтическое выражение на лицах преступников говорит об их мотивах — парни мечтали о красивой жизни. Креативность присуща не только нарушителям закона, но и его блюстителям — чего стоит хотя бы сюрреалистическая мобильная тюрьма - клетка, прицепленная вместо коляски к мотоциклу полицейского, в которой пойманного преступника провозили по улицам города. «Художественными эффектами», которых следовало избежать, полон каждый снимок. Неудивительно, ведь преступление - тоже своего рода искусство, его нужно придумать, и для того, чтобы расследовать его, понадобится фантазия.

Неизвестный автор, «Женщины-полицейские тренируются в стрельбе в тире», 1968 год.
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).