будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Культура
Усыскин Лев

Эстетико-социальные отношения радиоэлектроники и действительности

Как известно, основой элементной базы раннего периода развития радиотехники были электронные лампы. Эти, ныне почти вымершие, устройства тоже прошли за несколько десятилетий свой, в чем-то драматичный, эволюционный путь. Отметим здесь, что, за исключением особого семейства ламп в металлических корпусах (обязанных своим рождением появлению автомобильных радиоприемников – отсюда, кстати, стандарт напряжения в цепи накаливания – 6.3 в – номинал мотоциклетного аккумулятора той поры), данные устройства были по-своему красивы. Красивы уже потому хотя бы – что из стекла. Маленькие волшебные баллончики из стекла, в вакуумном нутре которых что-то неярко светилось (нить накаливания, подогревавшая катод) и что-то происходило (усиление, генерация, модуляция, детектирование и т.д.) невидимое, но, в общем, при наличии соответствующего образования, понятное. Лебединой песней этой отрасли техники стало, наверное, появление в начале пятидесятых так называемых сверхминиатюрных ламп – два – три сантиметра в длину, не более пяти миллиметров диаметром. Для монтажа им не требовались специальные панельки – их просто припаивали за длинные луженые ножки, также точно, как появившиеся в те же годы и быстро вытеснившие их напрочь полупроводниковые приборы. Помимо размеров, сверхминиатюрные лампы выгодно отличались от своих традиционных собратьев еще и тем, что не требовали высоковольтных источников питания и имели очень небольшое токопотребление в цепи накала – то есть, легко позволяли создавать на своей основе электронные устройства, работающие от аккумуляторов. Ради этого, собственно, их и придумали, затратив, как видно, немалые интеллектуальные, финансовые и прочие ресурсы. И кто же тогда знал, что развитие полупроводниковой техники перечеркнет эти достижения быстрее, чем они смогут дойти до массового потребителя!

Дальнейшая история электронных ламп – это история непрерывного упадка. Сегодня, на наших глазах, их вытесняют из едва ли не последней ниши – электронно-лучевые трубки телевизоров и мониторов уступают свое место жидкокристаллическим панелям… Впрочем, еще совсем недавно на базе классических электронных ламп собирали аудиофильскую звуковоспроизводящую аппаратуру. "Фишка" здесь состояла в том, что на лампах гораздо легче добиться ключевого показателя качества звука – низкого уровня шумов. И наша отсталая радиопромышленность, сохранившая мощности для производства ламп, оказалась здесь как нельзя кстати. Существовал специальный бизнес – ручная сборка русскими умельцами ламповых усилителей и продажа их за границу. Цена такого устройства могла составить и $5000, а на конвертах компакт-дисков разных, там, Black Sabbath появлялись (в списках использованных музыкантами инструментов) странно-неведомые svetlana tubes.

Приход полупроводниковых приборов, как уже сказано, принес миниатюризацию и низкие напряжения. И, как следствие, взрывную "демократизацию" радиолюбительства. В самом деле, полупроводниковая электроника шагнула в те отрасли, куда ламповой путь был заказан. Увеличилось количество радиоинженеров, радиоинженерных НИИ и производств. А вслед за этим – масштабы "выноса" с производства этих маленьких разноцветных штучек – радиодеталей. Понятно, что никакой вахтер на заводской проходной не мог здесь стать заметным препятствием – люди выносили то, что им было надо, и собирали дома то, что хотели. Причем, собранные устройства, ввиду большей миниатюрности и портативности, оказывались существенно менее уязвимыми для государственного контроля – как в случае, например, обязательной сдачи имеющихся в наличие радиоприемников в военное время. (Как тут не вспомнить трагическую историю радиолюбителя Николая Шмидта – первым принявшего сигнал SOS из ледового лагеря потерпевшей крушение экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В начале войны живший в Казахстане Шмидт был арестован, обвинен в шпионаже и расстрелян на основании того, что при обыске у него был найден не сданный радиоприемник. Забавно, что на момент выхода в 1969 году знаменитого фильма М. Калатозова "Красная палатка", в котором Шмидту, романтическому положительному герою, посвящена пара значимых эпизодов, радиолюбитель еще не был реабилитирован советской властью.)

Итак, благодаря развитию полупроводниковых технологий, советский интеллигент получил некоторую дополнительную степень свободы – возможность своими руками заполнить лакуны ассортимента отечественной радиопромышленности. Можно было слушать музыку с лучшим качеством. Можно было и записывать ее в домашней студии, как это делал композитор Александр Зацепин. Можно было посоревноваться с КГБ-ешными глушилками в приеме западных "голосов". Можно было, как это делали поголовно все в местностях, прилегавших к госгранице, перестроив несущую частоту звука, полноценно принимать зарубежное телевидение. (Помню, в моем позднем детстве пару случаев аномального прохождения телесигнала финской станции – жители Ленинграда звонили друг другу, сообщая, что "в Купчине ловится, а  в Озерках – нет". Но это были аттракционы, баловство. Устойчиво же "финны" ловились лишь к северу от Выборга.)

Был и еще один, связанный с электроникой, способ свободы – пробивающий пусть небольшое, но окошко в государственной монополии на контакты граждан с иностранцами. Им являлся официальный радиоспорт. Достаточно просто было вступить в радиоклуб и стать легальным владельцем радиостанции, предназначенной, впрочем, лишь для обмена короткими сообщениями с такими же радиоспортсменами по всему миру. Тем не менее, это тоже был выход. Во всяком случае, он способен был дать ощущение выхода – ощущение равенства закордонным свободным людям, отсутствия границ и нудной партийно-государственной опеки.
С наступлением эпохи цифровой техники изменилось главное – изменился стиль инженерной мысли. Рискну даже сказать, что качество этой мысли упало. Дело тут вот в чем. Прежде, в аналоговую эпоху, инженер, проектируя какое-либо устройство, обязан был одновременно принимать во внимание физику процессов, происходящие, так сказать, "на разных уровнях": внутри полупроводникового прибора, во внешних цепях, во взаимодействии между структурными блоками. Аналоговые устройства имели огромное количество обратных связей и всякое воздействие на них, изменение могло, в зависимости от масштаба, вызвать эффекты прямо противоположные. Подобно тому, как в экономике увеличение денежной эмиссии может увеличить, а может уменьшить инфляцию, а увеличение дозы антибиотика может повысить, а может понизить сопротивляемость организма. Проектировщику аналоговых устройств в гораздо большей степени приходится полагаться на интуицию, на метод проб и ошибок. Иначе обстоит дело с "цифрой", когда аналоговый сигнал преобразуется в код и уже в таком виде обрабатывается. Инженер здесь имеет возможность абстрагироваться от физики используемых приборов. Он, по сути, становится программистом и имеет дело с голой математикой, вернее с чистой математической логикой. Что на порядок проще и требует существенно меньших знаний. И все же, инженерное творчество осталось творчеством, и современный радиолюбитель остался радиолюбителем, пусть и сменившим паяльник на компьютер – подсознательным беглецом от превратностей социума в покорный хаос электрических сигналов и электромагнитных волн.

…Помню, еще школьником мне довелось пообщаться с человеком, который, в свою очередь, когда-то работал с Рыбкиным – ассистентом А. С. Попова. Причем пересекся я с этим человеком, что называется, в рамках прозы быта, без тени мемориального пафоса – по просьбе моего отца он помог настроить мой проигрыватель грампластинок. О Рыбкине же он упомянул – так, к слову. Наряду с прочим.

Что я хочу этим сказать? – Боже мой, как, однако, недавно это все началось!.. 

См. также на "Прагматике культуры" о РАДИО:

  • Алексей Венедиктов: "Если люди покупают "Эхо Москвы", то они должны знать, что покупают его вместе со мной".
  • Михаил Эйдельман: "Рифма должна образоваться не с эхом, а с жизнью Москвы!". Беседа с гендиректором радио "СИТИ FM".
  • Сергей Иванов. Радионяня (Культура советской повседневности) 
  • Алексей Глазатов: «Европа Плюс» занимается развлечением в чистом виде».
  • Михаил Зотов: "В роке тоже есть свои отбросы". Беседа с генеральным продюсером «Нашего Радио», «Best FM» и радио «Ultra»
  • Григорий Левонтин. Бегущее по волнам
  • Григорий Левонтин. Парад хит-парадов
  • Елена Фанайлова. На радио не хватает телевидения
  • Усыскин Лев
    читайте также
    Культура
    Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
    Май 27, 2021
    Культура
    Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
    Май 21, 2021
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).