будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура Петр Тодоровский
Июнь 18, 2025
Культура

Это сам кинематограф

Это сам кинематограф
todorovsky-2405-2
Петр Тодоровский. Источник: Фото: ma-zaika.ru

24 мая в возрасте 87 лет скончался знаменитый режиссер  Петр Тодоровский. Он умер в одной из столичных больниц после продолжительной болезни — от осложнения после воспаления легких.

В последние годы Тодоровский страдал от ишемической болезни сердца, в апреле у режиссера случился сердечный приступ. С начала мая он лечился в центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева.

Тодоровский родился в 1925 году на Украине, в  1954 году окончил операторский факультет ВГИКа. Режиссерскую карьеру Тодоровский начал в 1960-е годы, он снял более 20 фильмов, в том числе такие известные картины, как «Городской романс», «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «По главной улице с оркестром», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Анкор, еще анкор!».

 Петр Тодоровский был лауреатом Венецианского кинофестиваля в номинации «Дебют», обладателем премий «Ника», «Золотой овен».

Гражданская панихида по Тодоровскому пройдет 28 мая в Доме Кино в Москве. Похороны режиссера состоятся в тот же день на Троекуровском кладбище. 

Полит.ру побеседовал с коллегами великого режиссера

 
Андрей Хржановский

Андрей Хржановский, режиссер, сценарист, преподаватель: Для меня это очень большая потеря, потому что я, в общем-то, прожил довольно долгую жизнь и мало встречал людей такого уровня, такого мастерства, такого обаяния и такой порядочности, каким был Петр Ефимович. Это воплощение самого кинематографа, вот как написал Пастернак о Раневской: «Самому искусству Раневской», так и про Петра Тодоровского можно сказать, что это сам кинематограф.

Замечательный, уникальный актер, оператор, сценарист, режиссер изумительный, человек редчайшего обаяния, доброты, одним словом, он для меня был олицетворением мастерства, профессиональной солидарности и высочайшей культуры и сердечности и порядочности. Это утрата колоссальная для всего нашего кинематографа, потому что таких людей, фигур, можно пересчитать уже даже не по пальцам одной руки, а по пальцам инвалида. Он Был храбрым воином. Его фильм «Был месяц май»… Он, как никто другой, с такой человечностью и пронзительностью смог рассказать о войне.

 
Николай Бурляев

Николай Бурляев, актер и режиссер: Он был необыкновенный кинематографист необыкновенной солнечной души, с которой он прошел до Берлина. Освободив мир от нацизма, потом пошел учиться во ВГИК. Мы все восторгаемся перед Чарли Чаплином, а Тодоровский превзошел его на один компонент. Он, как и Чаплин, был драматургом, режиссером, композитором своих фильмов, актером, блистательные работы которого мы все видели. Я был потрясен, я не понимал, как это возможно так правдиво играть в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май».

Но кроме этих четырех компонентов Тодоровский был еще оператором (он с этого начал). Я помню, еще в юношестве видел его фильмы «Жажда», который он делал как оператор, и «Весна на Заречной улице». Он был абсолютным кинематографистом, таких больше нет. Я бы хотел быть еще и оператором, но не могу, а он мог… Мы не знали близко друг друга долгие года. И вот, когда я уже был известным артистом, мы с ним увиделись на Одесской киностудии Мосфильма. Его ассистенты мне предложили прочитать сценарий «Военно-полевого романа». Мне принесли его и сказали, что должен понравится. Я уже к тому моменту прочитал тысячи сценариев, поэтому ощущал некоторое недоверие к таким рекомендациям. Я начал читать… Поверьте мне, я читал потрясающие сценарии «Иванова детство» и «Андрея Рублева», которые  меня ошеломили. Но первый сценарий в жизни, над которым я расплакался, был «Военно-полевой роман»… Это был величайший драматург, подобное я больше никогда не читал в жизни.

 
Кирилл Разлогов

Кирилл Разлогов, киновед: Он был последним  из могикан, из фронтовиков, которые свои фильмы посвятили военной теме, но в очень специфическом аспекте, аспекте личных судеб людей, которые были вовлечены в эту войну. С точки зрения отечественного кино, этот вклад безусловно останется.

Более того, на мой взгляд, он сделал одну из лучших картин вообще советского кино «Военно-полевой роман», в котором все сошлось и удалось, как бы показать невозможное, соединить лиричную драму с трагедией войны, кроме того, он войдет в историю как человек, рискнувший снять «Интердевочку», картину, которая одна из первых подорвала определенные запреты и лишила ее такого морализаторства, что опять-таки исходит из военного прошлого Петра Ефимовича, потому что в экстремальных ситуациях многие вещи предстают совершенно иначе. Он был человеком невероятно одаренным, он писал сценарии, ставил фильмы.

И была еще одна отличительная его черта. История свидетельствует, что режиссеры редко бывают людьми симпатичными, умеющими находить общий язык с окружающими. Петр Ефимович в этом плане исключение. Он был очень хорошим, понимающим и добрым человеком, что сказывалось и на его картинах и образе, который он оставил у коллег разных поколений. Я не был с ним очень близко знаком, несколько раз пересекались. Он был человеком, который не выдвигал требований к окружающим, он считал, что каждый имеет право жить так, как он считает нужным, и в  этом была его глубокая человеческая мудрость.

 
Петр Буслов

Петр Буслов, режиссер: Узнав сегодня такую из СМИ такую «новость», был ошарашен. Уходит старшее поколение, те, кому можно было доверять в профессии, у кого можно было учиться. Ушел из жизни режиссер, фильм которого «Военно-полевой роман» я посмотрел в далеком детстве. Этот фильм со мной всю жизнь. Невыносимая боль, доброта и любовь большого художника, человека, который знал, чего стоит жизнь! Покойся с миром, Мастер, ты прошел тяжелый путь. Жаль, Петр Ефимович, что не сказал тебе этого лично.

 
Сергей Снежкин

Сергей Снежкин, режиссер, сценарист, актер: Сразу хочется сказать, что Петр Ефимович – это человек, который войну победил. Всю войну прошел. Замечательный режиссер, оператор, музыкант. Да что там. Он просто снял «Городской романс». Это человек с совершенно особым чутьем, у меня огромное место в душе занимает его фильм «Верность» про курсантов. Это один из его ранних фильмов. Не знаю, почему мне запомнился именно он.  Может быть, потому, что в нем столько силы и одновременно столько нежности. Вы знаете, в последние дни Петр Ефимович не единственный большой режиссер, который уходит от нас. Знаете, мне сейчас тяжело говорить… Но если так дальше пойдет, я просто боюсь подумать, что станет с нашим кинематографом.

В нем многое недооценено, потому что он был человек не суетный… В его режиссуре присутствовала необыкновенная, совершенно особая интонация, я ее абсолютно чувствовал. Она была необычайна.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).