будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Карась Алена

ФАКК одобрил МХАТ

Сегодня в Федеральном Агентстве по культуре и кинематографии состоялось очередное заседание коллегии. Ее предметом стала работа Московского Художественного академического театра им. А.П. Чехова (2000 – 2004).

Событие, скажем так, формальное. Ну, подумаешь, подписали пять лет назад с Олегом Павловичем Табаковым контракт на руководство театром, осиротевшим после смерти его предыдущего многолетнего руководителя Олега Николаевича Ефремова. Подписали на пять лет, а теперь вот должны решить, продлевать контракт или нет. Но формальное событие встретилось с совсем неформальным к нему отношением. Глава Агентства Михаил Швыдкой пригласил для его созерцания и летописания представителей прессы. За столами коллегии сидели три руководителя не менее академических, чем МХАТ,  театров: Юрий Соломин, возглавляющий Малый театр, Валерий Фокин, который вот уже полтора года возглавляет Александринку в Петербурге и Анатолий Иксанов, директор Большого.

После главного докладчика по «делу МХАТа», то есть – самого Табакова – на трибуну вышли один за другим четыре его содокладчика, четыре крупнейших профессора-театроведа. Все они волею крови или  профессиональной судьбы связаны с Художественным театром. Разумеется, о какой бы то ни было объективности говорить не приходится. И судя по заранее подготовленному и бодро зачитанному Швыдким решению коллегии, дискуссии по докладу не предполагалось.

Основной докладчик, актер изощренный, в какой-то момент понял, что надо подбавить остренького в общую стилистику парадного портрета, в которой проходила встреча. Для некоторого обострения он то и дело напоминал присутствующим о каких-то критиках и театральных деятелях, которые обвиняли его руководство в буржуазности, циничности и превращении театра-дома в театр-фабрику. 

Начал Табаков с напоминания о том, что до его прихода на двух сценах МХАТа в Камергерском переулке выпускалось четыре-шесть спектаклей в год, а средняя заработная плата не превышала 5 тысяч рублей. Сегодня МХАТ с его тремя сценами стал самым активным театральным ньюсмеркером, выпуская более 10 премьер в год, изрядно возросла и заработная плата артистов.

Но самое концептуальное заявление, сделанное бывшим директором театра "Современник" (театра, как известно, создавшего себе репутацию социально-острыми спектаклями) Олегом Табаковым на коллегии, звучало так: «Со времен «Современника» я сильно не любил концепции, не любил гражданственности».

Профессор Инна Соловьева, являющаяся научным сотрудником Музея МХАТ и преподавателем Школы-студии МХАТ, продолжила эту тему и сообщила собравшимся, что отсутствие какой бы то ни было программы является самой главной программой г-на Табакова. Программа ведь что? Сужение живой жизни, а Табаков, как никто, ее, жизнь, то есть, умеет слышать. И именно национальный театр (а таковым вослед за Малым стал сознавать себя МХАТ СССР им. Горького, впоследствии – МХАТ РФ им. Чехова) как никакой другой должен быть свободен от всяческих там концепций.

Впрочем,  до конца удержаться на высоте собственной мысли мэтру отечественного театроведения не удалось, и, стремительно впав в противоречие с собой, она предположила, что потенциальное направление все же у МХАТа есть – это близкая ему эстетика Сергея Женовача, явленная в спектакле «Белая гвардия». Не будем комментировать это умозаключение: ясно, как сильно профессор Соловьева пыталась показать, что ей милы все нынешние мхатовские цветы; но ей не удалось скрыть, что ни Кирилл Серебренников, ни кто-нибудь другой не дорог ей так сильно как Сергей  Женовач.


В выступлениях Алексей Бартошевича, шекспироведа и внука великого мхатовца Василия Качалова, парадная торжественность портретирования  сохранилась в полной мере. Он позволили себе только маленькую дерзость, которая заключалась в предложении – вослед за буквочкой «А» в аббревиатуре МХАТа снять с него еще и имя Антона Павловича Чехова.

Выговорив эту «крамолу», давно озвученную в СМИ самим Табаковым,  Бартошевич передал слово Видасу Силюнасу, театроведу и преподавателю Школы-студии МХАТ, который тоже все похвалил, но дал понять, что экспансии новых пьес братьев Пресняковых и Дурненковых на мхатовскую сцену он предпочитает  старый добрый психологический театр Марии Брусникиной. Завершил эту общую песнь профессоров деловитый и конкретный Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ. 

Напомним, что официально Художественный театр все еще называется «академическим». Видимо, теперь ФАКК утвердит ту вольность с отсечением буквы «А», которую Табаков позволил себе, не спросясь,  в начале сезона, а имя Чехова отлетит уже само собой, так сказать, в рабочем порядке. Оптимистичное вплывание МХТ в рынок продолжится в существенно облегченном виде – без гражданственности, без концепции, без «А» и без Чехова.

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).