будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Культура
Борисова Марина

Фанни навсегда

Фанни навсегда
fanny

На два вечера Дом музыки превратился в место казни, жертвой которой была Жанна д’Арк. Главная мученица  французского народа, приговоренная средневековым судом к сожжению на костре, в 1920-м была реабилитирована и канонизирована католической церковью. К канонизации подключилось искусство, превратив Жанну в миф и едва ли не главный символ Франции.

Одним из самых заметных шагов на этом пути стала сценическая оратория Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре». Оратория написана по драме Поля Клоделя, опираясь на позднего Глюка, Онеггер разработал новую концепцию музыкальной драмы, где музыка должна стать послушной дочерью слова. Клодель и заказчица проекта Ида Рубинштейн оказали решающее воздействие на облик этого сочинения, написанного для двух голосов, хора и оркестра. Главные роли – Жанны и брата Доминика – исполняются драматическими актерами, которые должны в течение почти двух часов состязаться с музыкой, куда композитор слил все, что мог, начиная от стилизации под церковное пение и кончая джазом.

Чтобы выиграть этот поединок, одного выразительного чтения недостаточно. Мистерия Онеггера – все равно что Страсти Баха, живописующие страдания и смерть Христа, где поющему рассказчику-евангелисту отведена ключевая роль. Но у Онеггера те, кто представляют действие, говорят, потому соревноваться им со звуковыми потоками оркестра непросто. Одной выразительности мало, требуется фигура, личность, звезда. В качестве таковой и была приглашена Фанни Ардан. Знаменитая французская актриса, само присутствие которой означает успех. (К тому же последняя, самая заметная роль, сыгранная Ардан, - тоже оперная: Мария Каллас в драме Франко Дзефирелли "Каллас навсегда").

Фанни Ардан оправдала ожидания зала. Почти весь вечер она демонстрировала себя, какая она есть сегодня: красивая и молодая, статная и полная достоинства. Находясь все время одна в центре белого длинного подиума, спускающего через оркестр к дирижеру на авансцене, Ардан показала, что настоящая актриса – в любом месте, в любом виде, при любых задачах – нечто большое и самодостаточное, не нуждающееся, по сути, ни в настоящей драматургии, ни в настоящей режиссуре. Она была в коротком бежевом, совсем не концертном  платье, которое очень ей шло и сообщало действию кинематографическую достоверность, создавая почти домашнюю атмосферу. Спору нет, то был удачно найденный имидж, мгновенно устанавливающий контакт Ардан с залом. Она была почти своя: хотя и из других краев, но узнаваемая, теплая, трогательная.

Однако даже такого обаятельного имиджа для почти двух часов музыки оказалось мало. Все остальное – сама роль, ее озвучивание и поведение персонажа – сводило на нет  усилия дизайнера по костюмам Александра Арнгольдта и бренд самой  Ардан, созданной прежде всего для кино, а не для разоблачающего кинематографический образ подиума. Во-первых, Онеггер выделил для Жанны не так много текста, чтобы знаменитый грудной голос Ардан весь вечер мог держать внимание зала. Большая часть текста отдана хору (он поет и иногда говорит), брату Доминику (Дмитрий Назаров) и т.н. другим голосам (Кирилл Пирогов, Юрий Чурсин). Во-вторых, Жанна не столько действующее лицо, сколько наблюдатель: пока другие решают ее судьбу (судят, выносят приговор), она молча стоит посреди сцены на подиуме, вызывая к себе сначала сочувствие, а потом и безразличие: в самом деле, сколько же можно думать о человеке, которого все бросили на произвол судьбы? В том числе и постановщик.

Успешный драматический режиссер Кирилл Серебренников, дебютируя на музыкальной стезе, сделал немало, чтобы такое редкое и непростое для восприятия сочинение Онеггера было воспринято не как дань вежливости теме, а как полноценное актуальное искусство.
Оформление сцены (художник Николай Симонов) было выдержано в белых тонах и минималистских линиях, сходящихся на дирижере, два подиума (один пересекал сцену по вертикали, другой горизонтально обрамлял авансцену), замкнутые на заднике белым экраном, который время от времени расцветал видеопроекциями, -- все это делало главным героем вечера Национальный филармонический оркестр России: он смотрелся, словно картина в раме, да еще и с подсветкой, как городская архитектура ночью. На авансцене прямо рядом с Владимиром Спиваковым действовали персонажи в черном и белом, пел и трудился, превращая вербу в хворост для костра, детский хор Академии хорового искусства. Только бедная Ардан, она же несчастная Жанна, не знала, чем заполнить свое пребывание на сцене. Ее дефиле в Доме музыки запомнится скромным платьем и несколькими беспафосными репликами. Однако для того чтобы иметь в Москве успех, этого было вполне достаточно: видеть живую звезду как реальную и привлекательную женщину  – подобное выпадает не так уж часто.

На фото - Фанни Ардан в фильме  "8 женщин". С сайта Baccal.dk.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).