На два вечера Дом музыки превратился в место казни, жертвой которой была Жанна д’Арк. Главная мученица французского народа, приговоренная средневековым судом к сожжению на костре, в 1920-м была реабилитирована и канонизирована католической церковью. К канонизации подключилось искусство, превратив Жанну в миф и едва ли не главный символ Франции.
Одним из самых заметных шагов на этом пути стала сценическая оратория Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре». Оратория написана по драме Поля Клоделя, опираясь на позднего Глюка, Онеггер разработал новую концепцию музыкальной драмы, где музыка должна стать послушной дочерью слова. Клодель и заказчица проекта Ида Рубинштейн оказали решающее воздействие на облик этого сочинения, написанного для двух голосов, хора и оркестра. Главные роли – Жанны и брата Доминика – исполняются драматическими актерами, которые должны в течение почти двух часов состязаться с музыкой, куда композитор слил все, что мог, начиная от стилизации под церковное пение и кончая джазом.
Чтобы выиграть этот поединок, одного выразительного чтения недостаточно. Мистерия Онеггера – все равно что Страсти Баха, живописующие страдания и смерть Христа, где поющему рассказчику-евангелисту отведена ключевая роль. Но у Онеггера те, кто представляют действие, говорят, потому соревноваться им со звуковыми потоками оркестра непросто. Одной выразительности мало, требуется фигура, личность, звезда. В качестве таковой и была приглашена Фанни Ардан. Знаменитая французская актриса, само присутствие которой означает успех. (К тому же последняя, самая заметная роль, сыгранная Ардан, - тоже оперная: Мария Каллас в драме Франко Дзефирелли "Каллас навсегда").
Фанни Ардан оправдала ожидания зала. Почти весь вечер она демонстрировала себя, какая она есть сегодня: красивая и молодая, статная и полная достоинства. Находясь все время одна в центре белого длинного подиума, спускающего через оркестр к дирижеру на авансцене, Ардан показала, что настоящая актриса – в любом месте, в любом виде, при любых задачах – нечто большое и самодостаточное, не нуждающееся, по сути, ни в настоящей драматургии, ни в настоящей режиссуре. Она была в коротком бежевом, совсем не концертном платье, которое очень ей шло и сообщало действию кинематографическую достоверность, создавая почти домашнюю атмосферу. Спору нет, то был удачно найденный имидж, мгновенно устанавливающий контакт Ардан с залом. Она была почти своя: хотя и из других краев, но узнаваемая, теплая, трогательная.
Однако даже такого обаятельного имиджа для почти двух часов музыки оказалось мало. Все остальное – сама роль, ее озвучивание и поведение персонажа – сводило на нет усилия дизайнера по костюмам Александра Арнгольдта и бренд самой Ардан, созданной прежде всего для кино, а не для разоблачающего кинематографический образ подиума. Во-первых, Онеггер выделил для Жанны не так много текста, чтобы знаменитый грудной голос Ардан весь вечер мог держать внимание зала. Большая часть текста отдана хору (он поет и иногда говорит), брату Доминику (Дмитрий Назаров) и т.н. другим голосам (Кирилл Пирогов, Юрий Чурсин). Во-вторых, Жанна не столько действующее лицо, сколько наблюдатель: пока другие решают ее судьбу (судят, выносят приговор), она молча стоит посреди сцены на подиуме, вызывая к себе сначала сочувствие, а потом и безразличие: в самом деле, сколько же можно думать о человеке, которого все бросили на произвол судьбы? В том числе и постановщик.
Успешный драматический режиссер Кирилл Серебренников, дебютируя на музыкальной стезе, сделал немало, чтобы такое редкое и непростое для восприятия сочинение Онеггера было воспринято не как дань вежливости теме, а как полноценное актуальное искусство.
Оформление сцены (художник Николай Симонов) было выдержано в белых тонах и минималистских линиях, сходящихся на дирижере, два подиума (один пересекал сцену по вертикали, другой горизонтально обрамлял авансцену), замкнутые на заднике белым экраном, который время от времени расцветал видеопроекциями, -- все это делало главным героем вечера Национальный филармонический оркестр России: он смотрелся, словно картина в раме, да еще и с подсветкой, как городская архитектура ночью. На авансцене прямо рядом с Владимиром Спиваковым действовали персонажи в черном и белом, пел и трудился, превращая вербу в хворост для костра, детский хор Академии хорового искусства. Только бедная Ардан, она же несчастная Жанна, не знала, чем заполнить свое пребывание на сцене. Ее дефиле в Доме музыки запомнится скромным платьем и несколькими беспафосными репликами. Однако для того чтобы иметь в Москве успех, этого было вполне достаточно: видеть живую звезду как реальную и привлекательную женщину – подобное выпадает не так уж часто.
На фото - Фанни Ардан в фильме "8 женщин". С сайта Baccal.dk.