будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Культура
Годер Дина

Фестиваль в стиле фьюжн

Фестиваль в стиле фьюжн
pieswithoutwords

Марафон Чеховского театрального фестиваля почти завершен. 26 июля начнут показ его последнего спектакля – парижского «Леса» в постановке Петра Фоменко. Но говорить о том, чего на этот раз стоил главный международный фестиваль страны – уже можно.
В театрально-критических кругах обсуждение нынешнего фестиваля шло все два месяца, пока он длился. Вернее, началось оно раньше, когда объявили программу. Дело в том, что на VI-м Чеховском, в отличие от предыдущих пяти, большинство спектаклей выглядели темными лошадками. Даже специалисты не только никогда их не видели, но и не слышали имен многих постановщиков. Журналисты метались в панике, не понимая, как следует анонсировать спектакли, чтобы дать читателям объективную информацию, а не переписывать эпитеты из пресс-релизов.

Чеховский фестиваль почти с самого своего создания был парадом шедевров, выставкой достижений мирового театра. Первый раз он прошел в 1992-м году – никогда прежде такой букет европейских театральных знаменитостей не собирался разом в Москве. Публика тогда еще не совсем разобрала, что к чему, но театральные люди восхищались возможностью увидеть то, о чем раньше и прочесть-то было негде. Потом фестиваль набирал обороты: вслед за старыми, заслуженными мастерами стали приезжать актуальные и даже радикальные режиссеры среднего поколения. Театральная Олимпиада в 2001-м году ошеломила уже всю Москву, буквально потрясла ее бесконечной чередой изумительных впечатлений и веселых карнавалов. Стало казаться, будто все, что происходит вокруг нас – театр. Именно Олимпиада перевернула отношение к театральному искусству, которое до того проходило по ведомству «бабушкиного». Вдруг, откуда ни возьмись, хлынула толпа молодых режиссеров, по-новому представляющих себе сцену, театр обосновался на клубных  площадках, а в академические залы повалила молодежь.

Можно было бы продолжать вести фестиваль по этой же колее, раз в два года привозя в Москву новые спектакли все тех же или новых знаменитостей (хватило бы денег!), и публика была бы благодарна. Но именно в этом году Чеховский, кажется, решил нащупать свой ход, свою специфику. Дело в том, что главные мировые (и прежде всего европейские) театральные фестивали довольно сильно  различаются. Одни специализируются на драме и привозят все лучшие «разговорные» спектакли, сделанные за последнее время. Другие (как, например, Эдинбургский) делают явный крен в сторону музыкального театра, даже включая в программу симфонические концерты. Третьи, как во Франции, предпочитают современный танец, а в Авиньоне, например, несколько лет подряд проводили национальные сезоны, когда главную часть программы составлял русский театр или, к примеру, восточный. Есть те, которые делают упор на молодое, экспериментальное искусство или на левое, с внятным социальным пафосом. Конечно, все это в большой степени зависит от вкусов худрука фестиваля.

Почти пятнадцать лет мы с помощью чеховского фестиваля нагоняли европейский театр. Фестиваль изменил наше представление о сцене, а теперь захотел измениться сам. Как именно – он (то есть его генеральный продюсер Валерий Шадрин, сам формирующий программу), видимо, еще не очень понимает. И нынешняя фестивальная программа  продемонстрировала такое задумчивое стояние на распутье. С одной стороны, в этом году нам показали национальные программы: сезон совершенно неизвестного у нас бразильского театра состоял из пяти спектаклей. Да еще Восток: три японских спектакля, три тайваньских, один китайский и один корейский. С другой – было неожиданно много современного танца – целых пять постановок. Была большая молодежная программа (о которой мы уже писали). А два главных события фестиваля – постановки европейских знаменитостей Хайнера Геббельса и Саймона МакБерни – оказались симбиозом спектакля и концерта.

В одном из них со сцены не сходил голландский Мондриан-Квартет, а во втором – знаменитейший американский Эмерсон-Квартет. Кроме того, на этот раз Чеховский в первый раз привез настоящий коммерческий хит высокого класса – дорогущий английский танцевальный спектакль «Пьеса без слов» Мэтью Боурна. И ясно, что это тоже было прощупыванием почвы: как такое примет московская публика? Плюс специально по заказу Чеховского сделали еще два фирменных фестивальных представления. Во-первых, постановку знаменитого английского режиссера Деклана Доннеллана (на этот раз – «Три сестры»). А во-вторых – уличное шоу Славы Полунина, создающего сказочную страну на территории городского сада. Такого уже точно ни на одном фестивале не бывает.

Мультижанровый, мультитематический фестиваль, в огромной, двухмесячной программе которого оказалось не так много безусловных удач, как раньше, вызвал бурные споры людей театра. Кто-то говорил, что фестиваль ударяется в попсу, отказываясь от утонченного, сложного искусства. Кто-то – что слишком доверяет своим партнерам, которые предлагают не слишком удачные постановки. Кто-то  вздыхал о временах сплошных шедевров и сетовал, что желание показать что-то незнакомое оборачивается рядом слабых спектаклей. Организаторы Чеховского обижались и говорили, что фестиваль будет показывать то, что считает нужным, независимо от того, что напишут критики. И те, и другие понимали, что фестиваль изменится. Как – решается именно сейчас. И очень интересно, каким он будет в следующий раз.

На фото - спектакль Мэтью Боурна "Пьеса без слов", представленный в программе Чеховского фестиваля.

Годер Дина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).