будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 25, 2025
Культура
Щербино Ксения

Фестивальное чтиво

Говорят, над Эдинбургом  всегда идут дожди, но культурная элита мира предпочитает проводить август именно здесь. Не успел закончиться фестиваль джаза, как вслед за ним начинается книжный фестиваль, а также один киношный и два театральных. О театральном и речь: в этом году  крупнейший театральный фестиваль в мире – эдинбургский Fringe – проходит в 60-ый раз. Сюда съезжаются со всего мира самые невероятные и экспериментальные труппы выступать на самых разных площадках – от лужайки в парке до барной стойки. А театральная публика отдает 2 миллиона фунтов, чтобы посмотреть до 28 тысяч представлений.

В принципе, Фриндж — единственный фестиваль, которому удается преодолеть консерватизм театральной публики. В остальном, все мировые театральные фестивали находятся между Сциллой общественных пристрастий и Харибдой постоянного поиска новых идей и имен. Но у всех - своих проблемы и свои плюсы.

Эдинбургский ведьминский котел

Идея, пришедшая в голову Рудольфу Бингу, бежавшему от венских нацистов к воинственным, но равнодушным скоттам, была проста: если красота спасет мир, то почему бы не залечить раны музыкой и Шекспиром. Целебная мазь удалась – и 60 лет назад Эдинбург, ассоциирующийся в первую очередь с мифом о лохнесском чудовище, стал платформой для создания нового мифа – мифа о поствоенной Европе.

В этом году на Эдинбургском Фриндже будет представлено 28 014 спектаклей и1 867 оригинальных постановок (для сравнения: в прошлом году эти же цифры составляли 26 995 и 1 799 соответственно). Другая забавная цифра: чтобы посмотреть все постановки одну за другой, потребовалось бы 5 лет 11 месяцев и 16 дней. Кто тут говорит, что театральный критик – синекура для филологов?

По примеру Венецианской биеннале, Эдинбургские площадки сплачивают театр, кино, оперу и джаз. Увы, из этих двоих вопреки всем законам географии тонет все же Эдинбург. Его «киношной» программе приходится состязаться с Лондонским кинофестивалем (не говоря уж о Берлинале или том же Венецианским кинофестивале), его джазовой программе далеко до Парижа. При этом только участие в программе обходится в 300 фунтов, что уж говорить о расходах на проезд и проживание – в этом, наименее приятном для участников пункте, Эдинбург как раз и лидирует.

Впрочем, судя по посещаемости, фестиваль – дело серьезное. Одни любители культурной жизни столько бы не собрали: в прошлом году было продано 1 338 550 билетов, а в целом фестиваль собрал 75 миллионов фунтов.

Да, монтреальский фестиваль комедии больше, лучше финасирован и организован, чем комедийная программа в Эдинбурге, но почему-то канадские организаторы ходят на поклон к Полу Гаджину, организатору программы «офф». Тем более, что в этот, юбилейный шестидесятый раз, публика ожидает чего-то особенного.
Впрочем, любой юбилей – это, прежде всего, повод задуматься о будущем. И не только потому, что Брайан МакМастер, занимавший пост директора международного фестиваля на протяжении 15 лет, в этом году уходит.
Увы, критики упрекают дирекцию фестиваля в «зашоренности» и устарелости. «Как, - возмущается, к примеру, журналист New York Times, - в этом году «Магическую флейту» снова дирижирует Клаудио Аббадо? Не тот ли, что собирал толпы в 1977, правя балом в «Кармен» с Терезой Берганза и Плачидо Доминго?» Невольно вспоминается диалог белой королевы и Алисы: «Здесь нужно бежать изо всех сил, чтобы только остаться на месте». Кажется, фестиваль и правда всего только стоит на месте.

Недовольство есть и внутри самого фестиваля. «Посредственность проявляется на всех уровнях», - жалуется Кэтрин Локерби, директор книжного фестиваля. Именно она представила Шотландскому совету искусств отчет о деятельности шотландских фестивалей и их проблемах под заглавием «Громыхающие копыта» (с громыхающей же аллюзией на жесткую конкурренцию). В отчете говорится, что, хотя эдинбургские фестивали (включая фестиваль наук в апреле) показывают неплохие результаты, от сопоставления с другими фестивалями они не всегда выигрывают. Даже на внутреннем уровне. Так, например, программа «Года Культуры- 2008» в Ливерпуле только по своему бюджету затмевает все фестивали в Эдинбурге за последние три года. А, как известно, даже для фестивалей счастье не в деньгах, а в их количестве.

Авиньонский девицы, монстры и театралы

Основанный в 1947 году чуть ли не лучшим французским режиссером Жаном Виларом, Авиньонский театральный фестиваль стал той мастерской, в которой ковалось французское послевоенное самосознание – традиция, примеряющая платье авангарда. В прошлом году фестиваль оказался гол – авангардное платье, повергающее серьезному испытанию театральность театра, было освистано публикой. В этом году на нем куют самосознание других. Тема же юбилейного фестиваля 2006 г. – путешествие, воображаемое и реальное.

На этот раз всем заправлял хореограф – и бал удался. Джозеф Надж, пожалуй, самый известный венгр во Франции после Иштвана Сабо, - для помешанных на культурном равноправии галлов идеальная фигура. Во-первых, сам он – наследник культуры, в европейском контексте малопредставленной, а значит, нуждающейся в поддержке. Во-вторых, вся восточная Европа нашим западным собратьям видится живым укором европейской политике попустительства в начале ХХ века и воплощенным комплексом неполноценности, свойственным невысоким людям и периферийным государствам. Надж этот миф поддерживает, представляя сложные, мрачноватые работы в духе Кафки, соединяя танец, пластику мима и театральную постановку в единое целое и выбирая для спектаклей пьесы малоизвестные, а потому имеющие канонического толкования пьесы. В-третьих, тему фестиваля он предложил самую что ни на есть французскую – путешествия и перекресток культур. Вспомнив французскую догму о «смешении культур» и самую французскую из программ ЮНЕСКО, начинаешь понимать, что лучшей фигуры во всем театральном мире не найти. Ну, разве что пригласить гостей совсем отдаленных – из глубинок Африки или с озера Чад, например.

За три недели фестиваля было продано более 134 тысяч билетов; во время представлений залы были заполнены на 88%. Это очень высокий показатель, учитывая, что за последние годы посещаемость театров во Франции, как и во всем мире, за исключением, может быть, Бродвея, упала и балансирует чуть ли не на грани 50%. Как привлечь публику в театр? Вот основной вопрос всех, кто связан с Мельпоменой финансовыми узами. Кстати, Авиньонский фестиваль борется за молодежь, предоставляя льготные тарифы студентам и проводя активную работу со школьниками, привлекая их к деятельности в театре и приучая к театральной постановке с малолетства. Впрочем, репутация Авиньона давно уже такова, что никакие провалы ей не страшны; хотя бы из любопытства на нем бывал каждый третий француз. Поэтому основной темой околофестивальных дискуссий стал не зритель, а актер.

Эрик Мезиль, директор музея современного искусства в Авиньоне, не просто перерыл архивы с конца эпохи возрождения и до наших дней, он сделал из актера фигуру чуть ли не мифическую, эдакого «Священного монстра» в духе Кокто. На выставке в музее представлено около 300 работ, документов и фильмов – мифические масштабы для такого маленького города, как Авиньон, лабиринт для знатока.

Венецианские маски

Венеция и театр – понятия нераздельные, как инь и янь, как Гоцци и Гольдони. Уже больше века венецианская биеннале считается одной из самых насыщенных в мире – недаром культурная программа рассчитывается на два года; в один все и не уместишь.

В этом году у Венеции много общего с Авиньонским театральным фестивалем. Во-первых, фестиваль танца, предшествовавший собственно театральной программе, возглавил известный афро-бразильский хореограф Измаил Иво. Танцевальные ритмы в Венеции проходили под девизом «Под Кожей» (“UnderSkin”) – основную цель презентации своей программы Измаил Иво определил как «изучение человеческого тела» и его возможностей. В прошлый раз, танец стал пространством сопоставления физиологического и когнитивного (так и тянет сказать – диссонанса, но таковы уж особенности современного театра), сопоставления в котором тело становится основной действующей силой, оттесняя разум на второе место. В этом году организаторы решили провести как бы дополнительный спецкурс по той же теме. Открылся он интригующим произведением самого Иво – Illuminata. В рамках фестиваля был устроен круглый стол между актерами, танцорами, психологами, учеными и математиками. А параллельно в дворце Чини идет выставка, посвященная Аурелу Миллошу, известному венгерскому танцовщику и балетмейстеру. Привет Джозефу Наджу!

Театральный же фестиваль представил зрителям другое противостояние – двух течений, реализма и магии, персонифицированных двумя великими драматургами, Карло Гоцци и Карло Гольдони. Не про них ли когда-то сказал Гете, «чтобы создать нацию, нужно сначала создать ее театр»? В этом году в Венеции сбросят маски бытописательствующая комедия и сказка – свои версии классически-венецианских произведений представят театральные коллективы из многих стран. В жизни, как известно, победили французские кокотки, которых привез Гольдони. Что ж, такова жизнь. Театр же по сути сказочен, тем более, целый фестиваль. Кому же отдадут пальму первенства в Венеции?

Щербино Ксения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).