В Государственном Театре Наций чудом идут спектакли – в афише стоят как прошлогодние, так и свежие премьеры, однако на 31 января репертуар обрывается – и что будет дальше неизвестно пока никому. Никакой трагедии нет – театр не закрывают, не разгоняют и не выселяют. Но судьба его неизвестна с 18 декабря прошлого года, когда указом главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого симпатичный директор театра Михаил Чигирь, возглавлявший театр последние 15 лет, был уволен, а на его место назначен известный актер Евгений Миронов. С тех пор – вот уже месяц – от нового руководства ни вестей, ни комментариев. И те журналисты, которые пришли в пятницу на заявленную встречу Миронова с труппой получили только бумажки от якобы представителей актера – что никакой встречи на самом деле нет, а о всех встречах вам будет заявлено дополнительно, в спецрелизах. И одна новость, значит, все-таки есть – рано или поздно, эта встреча состоится.
За все то время, что вокруг Театра Наций бушуют страсти, это единственный комментарий, которого удалось добиться от его нового руководства. Ни слова как о том, как довольно ангажированный актер собирается рулить целым театром, так и о том, что в этом театре будет происходить. Молчание по поводу того, как это назначение было согласовано между Мироновым и главой ФАККа, да и о том, чем так плох был Михаил Чигирь – тоже. ФАКК молчит, а в прессе активен только учитель актера Олег Табаков. В духе: “Женя, конечно, хороший мальчик, но какой же из него директор”. Олег Палычу лучше знать – ему известно, что такое директор в театре. Михаилу Швыдкому это, по идее, тоже должно быть известно – но что же он путает должность директора с должностью художественного руководителя?
Потому что придумать репертуарную концепцию, пригласить режиссеров, устроить на сцене интересные гастроли – это, пожалуйста, к худруку. Подписать репертуар, выписать актерам деньги, закончить бесконечно длящийся в театре ремонт – театр Наций, прописавшийся в историческом здании театра Корша, буквально поднимали из руин – это к директору. Заболел артист – к директору. Монтировщики повздорили с осветителями – к директору. Полетел звук – опять к нему же. И трудно представить на этом месте господина артиста Миронова, который еле успевает крутиться между премьерами и съемками. Очевидно, что Швыдкой его хочет (если это решение действительно принято главой ФАККа самостоятельно) в качестве худрука – то есть человека, повторившего бы на сцене театра успехи фестиваля “Территория”, который был проведен осенью совместно с главой администрации президента Владиславом Сурковым, режиссером Кириллом Серебренниковым и театральным критиком газеты “Коммерсантъ” Романом Должанским. При всем высоком покровительстве, фестиваль “Территория” был мероприятием очень странным и скорее показным– на большую часть широко разрекламированных спектаклей билеты не продавались вообще, и больше всего удовольствия от фестиваля получили студенты первых курсов театральных вузов, загонявшихся на его спектакли бесплатно. Советская показуха наряду с пафосом открытия “новых территорий искусства” – вполне в духе новой России. Будет ли фестиваль продолжен на сцене театра Наций – вопрос, ответ на который все только и ждут.
Первый ответ Миронов уже дает — на страницах газеты "Известия". В интервью Елене Ямпольской он рассказывает, в каком запущенном состоянии находится театр Наций, и как прекрасно он готов переоборудовать его в самое ближайшее время. "Что же вы хотите?" - спрашивает Ямпольская. "Открытую площадку мирового уровня," - не сомневаясь, отвечает Миронов.
Для театра 2006 год оказался наиболее примечателен тем, что деятели культуры остояли введение театральной реформы, согласно которой театры так и не оторвали от государственной кормушки. В сегодняшней ситуации, когда театр практически живет на государственную дотацию, театральная реформа, конечно, стала бы убийственно – причем выступают против нее не только региональные театры, но и столичные зубры – “Сатирикон”, МХТ, Ленком. Но именно поэтому в театре до сих пор сохраняется феодальный строй – когда государство-царь в любой момент может отрубить феодалу голову (как в театре Наций) или назначить новую (как в Школе драматического искусства Анатолия Васильева, где недавно был назначен директором человек с малопоэтической фамилией Малобродский). Новой голове тоже приходится непросто, однако отказываться не позволяют не только амбиции, но и вассальная честь. Так и Миронов – ждет. Не отказывается, не раскрывает планов, а выжидает, пока улягутся страсти, пока пресса перестанет болезненно реагировать на любом упоминании о театре Наций и, возможно, пока он сам поймет, что он хочет с ним делать — потому что наряду с амбициями, должны быть еще и планы, как реально их реализовать. А театр стоит, и на него уже точат зубы гораздо более опасные зубры – так, Олег Палыч Табаков, высказав всевозможное сочувствие бывшему ученику, уже намекает в открытую, что МХТ им. Чехова нужен филиал, и что это, как не историческое здание театра Корша! Возможно, так тому и быть, а пока театр Наций живет без репертуара на февраль, который некому подписать, а Миронов как Фигаро из спектакля, главную роль в котором он с недавних пор играет – то тут, то там, только не здесь.