Возможно, у вас появится вопрос, а где смотреть фестивальные фильмы, на это правильно ответить так – главное, чтобы было желание.
Фильм открытия «Киношока» «Салам, Нью-Йорк»
Молодой парень из Киргизии едет в Америку, чтобы выучиться в Колумбийском университете. Нет денег и английского языка. Он моментально опускается на городское дно, но, благодаря тому, что парень хороший – все преодолевает и становится дипломированным лоером, юристом, по-нашему. По дороге к своей мечте, один американский лоер, к которому он просится в бесплатные помощники, его спрашивает – а что ты знаешь и умеешь. Я, отвечает он, знаю законодательство Киргизии. А на что мне здесь у нас твое знание законодательства Киргизии, опять спрашивает его лоер, у нас здесь свое законодательство имеется. Наш Батыр утирается, но линии своей придерживается и в результате попадает на такую работу, где даже временно неоформленных молодых сотрудников возят удлиненные лимузины с шоферами. Но тут прилетает тревожная весточка с родины. Нечистый на руку аким решил подставить его упрямого папу, подкидывает к нему в сарай, украденную у соседки и умученную корову. Перед нашим свежим лоером встает конкретный выбор – личное процветание в Соединенных Штатах или ехать как-то все-таки выручать папу. Он выбирает последнее: я говорит, теперь знаю, как выиграть это дело в суде и едет на Мерседесе в аэропорт. На номерном знаке написано определенно - КЫРГЫЗСТАН. А перед титрами еще написан призыв режиссера ко всем кыргызстанцам поступать так же хорошо, как главный герой. Говорят, фильм имеет большой успех в стране. В принципе, он подает хороший пример для молодежи, поэтому если вы обнаружите там какую-либо несуразицу – не обращайте внимания, это неважно. Я, например, по-моему, рассмотрел там всемирно известного американского поэта Сашу Гальпера, которого так любит берлинское издательство «Пропеллер» Ильи Китупа. Он играет мелкого жулика с Брайтон Бич, который облапошивает нашего Батыра на 50 баксов в шахматы .
КОРОТКОМЕТРАЖНЫЕ ФИЛЬМЫ
А вот такой примерно была часть диалога с режиссером картины «Тая Миша Лариса» Вениамином Илясовым.
- В вашем фильме присутствуют явные отсылки к Кире Муратовой.
- Где это? Я разочаровался в Кире Муратовой!
- Но там же есть явный привет Кире Муратовой!
- И где же это там явный привет Кире Муратовой?
- Ну у вас же там тетеньки в магазине все время повторяют одно и то же.
- Так все в жизни повторяют одно и тоже! Вы просто не замечали.
- Все повторяют в жизни одно и тоже? Не знаем, не знаем, нам показалось, что вы цитируете Киру Муратову.
- Я же говорю, я не цитирую Киру Муратову, я в ней разочаровался!
-Вы разочаровались?
-Да! Я в ней разочаровался!
- И не один вы! – поддерживает его из зала известный интеллигентный деятель культуры из газеты «Труд».
-А чем вы тогда вдохновляетесь?
-Третьяковкой, туда я и хожу вдохновляться.
-Вот же молодец какой!
-А мечтаю я снимать «Ералаш»!
-Так мы вас и познакомим с кем надо.
А фильм при всем при этом у разочаровавшегося в Кире Муратовой двадцатилетнего Вениамина вышел хороший. Надо сказать, что и вся программа короткого метра с каждым годом на «Киношоке» становится все лучше и лучше. С полнометражными картинами всяко бывает, но там, в основном, зависит не от отборщика, а от разных жизненных причин, включая, разумеется, и геополитические.
Когда режиссера-бунтаря фильма «Три» попросили сформулировать главную мысль его произведения, он сказал: «Необходимость иной любви, нежели отеческая». И я это с его слов записал для вечности. Михаил Черняк его зовут. Выгоняли его из ВГИКА, а он его все равно закончил назло выгонялам. Этот фильм, по его словам, отказались считать дипломным, а в конкурс фестиваля он попал. И очень хорошо. Фильм, как у нас говорили, четкий. Там даже Герман Виноградов сыграл легкомысленного отца. И даже там несколько секунд показывают ансамбль «Оптимальный вариант», что, конечно нечасто увидишь на сравнительно большом, как говорится, экране. Режиссер Михаил Черняк, кстати, рассказал перед просмотром, что пытался попасть на «Киношок» и раньше, но ему тогда ответили, что жанровое кино в конкурс не берут. Тогда, он говорит, я снял еще одно жанровое кино, но добавил туда непоняток. Это сработало.
Очень хороший украинский режиссера Максима Ксенды фильм «Дорога» представлял продюсер Максим Сердюк. Там про пацана, который катается на инвалидной коляске, зацепившись за дальнобойные фуры. Кинокритики переживали за опасный детский труд во время съемок, но Максим их успокоил. Сто раз они все проверили с каскадерами, прежде чем устроить покатушки с несовершеннолетним. Приличный бюджет для короткого метра - 100 тысяч евро.
Обязательно всем надо смотреть фильм Дарьи Сидоровой про мальчика Расула, у которого аутизм. Картина настолько великолепная, что не расскажешь. Удивительное чувство меры в отношении к герою и к художественному высказыванию. Правда, на обсуждении ей пытались устроить порку в жанре «личное дело коммуниста», как это когда-то обозначал Альфред Кох, за недостаточную социальность и «отсутствие ответов на вопросы». Но, слава богу, обошлось. Картина называется «Почему я тут». Это со слов мальчика, и он эти слова произносит в очень важном разговоре. Надо послушать.
Еще надо смотреть фильм Елизаветы Стишовой «Чайка». Только здесь сложно рассказать фабулу. Если б мне перед просмотром рассказали фабулу или прочитали аннотацию, я бы решил, что это вес можно и пропустить, потому что в Анапе есть еще море. И много бы при этом потерял. Поэтому не спрашивайте о чем он, а просто, главное дело, идите и смотрите.
И это пока не всё.
Фотографии Наташи Четвериковой