будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Июль 17, 2025
Культура

Genius loci

Genius loci
mcguffin1
Иллюстрация: Киношкола им. МакГаффина

Некоторое время назад мы попытались разобраться в ситуации, в которой находится сегодня кино в России. При этом нас интересовал не какой-то один, а все аспекты – и состояние проката российского и зарубежного кино, и уровень зрительского интереса к кино сегодня, и образование в сфере кино, и чем мы можем гордиться, и за что стыдно, и многие другие вопросы.

Как нормальные дилетанты, которые сами могут строить только гипотезы, не имея доказательной базы, мы решили обратиться к специалистам, их компетентной оценке происходящего сегодня в российском кинопрокате и киноиндустрии в целом. Нашими экспертами стали кинокритик Антон Долин, продюсер и кинодистрибьютор Антон Мазуров, продюсер Сергей Сельянов, телеведущий и режиссер Александр Гордон, режиссер Павел Лунгин, главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, историк кино Евгений Марголит, режиссер Владимир Хотиненко.

Как видно, это люди самых разных профессий в сфере кино, разных возрастов, но все они профессионалы в своем деле, и естественно, каждый из них говорил о том, в чем он видит главные проблемы киносферы в России, о своем «наболевшем».

Мы же попытались резюмировать сказанное нашими экспертами

и соотнести это со своими собственными гипотезами, провести, так сказать, качественный анализ полученной информации и сделать какие-то выводы.

Бытие определяет сознание?

Кино – это часть культуры, оно не живет, не развивается и не воспринимается в отрыве от всего остального «культурного слоя» и контекста и, наверное, в силу своей массовости, более других искусств пытается соответствовать общей культурной ситуации. Культурный слой, культуру в целом и в самом широком (и тем более в узком) смысле создают люди, но люди живут в рамках определенной культуры, являясь ее продуктами и воспитанниками. Так бытие ли определяет сознание, то есть культура детерминирует человеческое сознание, или же сознание людей формирует и вылепляет культурную среду, культуру как таковую?

Как бы там ни было,

многие наши эксперты независимо друг от друга пессимистично оценили сегодняшнюю культурную ситуацию понятием «системный кризис».

Это и засилье в кинопрокате низкокачественного «попкорнового» кино, не дающего пищи для ума и глаз, но тем не менее делающее хорошие кассовые сборы. Это и серьезные проблемы, которые испытывает отечественный кинематограф, так как российский зритель не хочет смотреть отечественное кино, предпочитая голливудские фильмы. Системным явлением многие эксперты называют не соответствующее сегодняшним потребностям кинематографа профессиональное образование, во многом устаревшую, неповоротливую и маломобильную. Еще один аспект системы – сам зритель, его потребности, нужды и стремления.

Оптимистичный взгляд на существующие проблемы (в большинстве своем опрошенные нами профессионалы – не его сторонники) ясен и понятен – проблемы есть, да, но они не глобальны, временны и не стоит воспринимать их всерьез.

Упоминали эксперты и о том, что есть хорошего в нашем кинематографе – операторская школа, художники.

 Нам видится, что оптимальной в данном случае будет некая «золотая реалистичная середина», в некотором роде примиряющая оптимистов и пессимистов и дающая ответ на вопрос: что же первично, бытие или сознание? Бытие определяет сознание, НО и сознание на бытие влияет и может его изменить. Для изменения ситуации если не в кинопрокате, то хотя бы в восприятии кино, в формировании правильного отношения к кинематографу у мыслящей части общества – у той, которой вообще это интересно – необходимо что-то делать. Необходимо параллельно работать и с бытием, и сознанием – вот метод изменения среды и сознания одновременно. Создавая новые лакуны культурной среды, вокруг которых будут концентрироваться люди, желающие каких-то изменений в сфере российского проката и в своем собственном восприятии и потреблении кино, можно надеяться переломить ситуацию – вода камень точит.

 А где же зритель?

Зритель – одна из базовых составляющих кинематографа, кино всегда снимается именно для зрителя, единицы создают что-то «в стол» и для себя, а по мнению известного телеведущего и режиссера Александра Гордона те, кто так говорят, лгуны или психи.

Так или иначе, авторы любого кино, когда оно задумывается, снимается, монтируется, уже имеют перед собой слепок «своего» зрителя.

Портрет зрителя по описаниям наших «очевидцев»-экспертов не гомогенен, он мозаичен, но тем не менее, есть несколько ключевых моментов в его образе.

Во-первых, он достаточно молод, в среднем его возраст не превышает 20 лет – имеется в виду аудитория кинозалов столицы, а не какие-то абстрактные люди. Хорошо это или плохо – сложный вопрос, но режиссерам, с которыми мы говорили (В.Хотиненко, А.Гордон, П.Лунгин) видится в этом скорее ее, аудитории, недостаток. Они считают, что чем моложе человек, тем менее он готов, способен и хочет воспринимать серьезное кино, думать над тем, что он видит, работать при просмотре кино, а не гнаться за 3D-зрелищем и спецэффектами, есть попкорн и вообще расслабляться.

Но в то же время, нам ближе и более приятна позиция кинокритика Антона Долина, он утверждает, что

фестивальные показы, вообще показы не стандартного голливудского «кино-фастфуда», а содержательного и хорошо снятого, качественного кино, имеют своего зрителя.

Как правило, на таких показах залы заполняются, то есть спрос на, условно говоря, «авторское» кино есть. Поразителен один факт: из 2 миллионов долларов, собранных прокатом по всему миру фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера, более миллиона собрано в России. Есть люди-то, есть… Мы согласны с тем, что людей, которые хотят смотреть хорошее кино, много, а вот площадок, куда они могут пойти, как раз практически нет.

Правда, по мнению Антона Долина, «синефилы», любители кино как искусства, зачастую страдают кинематографическим аутизмом, проводя время в большинстве своем наедине с компьютером, интернетом и дома. В то же время, нам представляется, что и отсутствие достаточного количества площадок, показывающих разнообразное и интересное кино – тоже причина затворничества любителей кинематографа.

Альтернатива есть!

Все наши эксперты сошлись на том, что

количество кинозалов, показывающих кино не только из «мейнстрима», но и «другое кино», явно недостаточно,

по крайней мере, в Москве, а уж о России в целом говорить не приходится. На всю нашу необъятную Родину работает только около двух тысяч кинотеатров, а, например, во Франции их шесть тысяч – разница очевидна.

Еще один вопрос, волнующий экспертов, которых мы опросили, это, собственно, не только количество, но и качество большинства столичных кинозалов. Многие из них располагаются в больших торговых центрах, мегамоллах, грубо говоря, «между трусами и часами». Нельзя все-таки забывать о том, что кино – это искусство, оно требует определенного настроя, атмосферы.

Расположение же кинозалов в мегамоллах заставляет не только забывать об этом, но принципиально подменяет понятия – наслаждение искусством попадает в один смысловой ряд с шопингом.

Сам процесс просмотра фильма невольно начинает восприниматься как очередной вид потребления товаров – массовых и не очень, это зависит только от класса торгового центра, в котором располагается кинотеатр.

Альтернативные залам в торговых центрах площадки для кинопоказов – достаточно редкое явление, и в Москве в том числе. Нам видится, что формат небольшого «кино-кампуса» идеален для создания той культурной среды, о которой мы говорили в самом начале, о сплочении людей, которые интересуются кино, хотят больше знать о нем, говорить о нем.

Главное – это заряд, наличие своего «гения места», который бы создавал правильный, камерный настрой, в чем-то домашний, но в то же время предполагающий наличие не только одного зрителя и экрана для восприятия и «проживания» кино. Площадка для кино – более правильное название. Кино – это ведь не только сам просмотр, это еще и его обсуждение, проживание, споры, наконец. Это и публичные лекции профессионалов из самых разных областей кино о мастерстве, тайнах кинематографа, тонкостях создания кино и тонкостях его восприятия.

Наверное, самое правильное определение нашего метода изменения ситуации с кинопоказами в Москве – это создание особой киносреды, которая будет привлекательна для тех, кто любит кино.

Нам кажется, что мы нашли как раз такую площадку, сегодня она в стадии последних приготовлений к началу кинопоказов. Это КиноКампус им. МакГаффина. Располагаться он будет в «ПирОГах на Сретенке» (улица Сретенка, дом 26/1).

Расписание КиноКампуса им. МакГаффина можно посмотреть здесь. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).