будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 8, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Голоса и комнаты

Если вглядываться в интерьеры комнат, куда Эдвард Хоппер (1882 – 1967) помещает своих персонажей, замечаешь, как по-больничному пусты эти пространства. Дом, гостиница или офис, всё выглядит одинаково. Ни тебе цветов, ни картин (исключений немного), ни украшений или распятий. Да и верят ли герои Хоппера в бога?

Но, несмотря на порою почти медитативный аскетизм обстановки, чувство подсознательной тревоги не покидает зрителя. Ее источник трудно установить: здесь никто никого не преследует, никому не угрожают, опасность невидима. Угроза у Хоппера никогда не локализована, но она присутствует, словно фраза, невысказанная, а разлитая в воздухе.

Картины Хоппера не просто выстроены по законам драматургии (не столько Чехов, сколько Юджин О’Нил), они будто сделаны декоратором-конструктивистом. Сам художник говорил, что больше всего на свете хотел бы рисовать солнечные лучи на стене дома. Он их и рисовал, но часто в окружении людей, которые выступают то в роли черной субстанции, поглощающие эти лучи, то просто как элемент оформления – не то чтобы автор не видел в них ничего интересного, но драматургия его сцены во многом развивается за счет декораций, там важен каждый элемент, деление на одушевленное и неодушевленное отсутствует.

Театральность не считается достоинством несценических искусств. Скорее, это подозрение в чем-то нехорошем, когда говорят - «Он театрален», «какие театральные страсти». Случай Хоппера – другого рода. Его картины построены на паузах, недоговоренности, том, что остается за кадром. Потому его так любят кинематографисты. В ходе нынешней выставки Хоппера в Лозанне, в фонде Эрмитаж, провели полноценный фестиваль фильмов, чьи авторы так или иначе испытывали влияние Хоппера. Здесь «Убийцы» Роберта Сиодмака (1943) и «Убийство» Стэнли Кубрика (1956), Don’t Come Knocking Вима Вендерса (2005) и «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша (1984), «Простая история» Дэвида Линча (1999) и «Психо» Альфреда Хичкока (1960). Никто из режиссеров не пытается скрыть своего восторга перед художником. Линч, например, признавался: “Синий бархат” родился от цветового ощущения: красный рот, зеленые глаза, пронзительный свет, что-то от Эдварда Хоппера».

«Бархат», как и многие другие ленты – отголосок нешуточной популярности Хоппера в послевоенной Америке. Говорят, от Потомака до Калифорнии не было студенческого кампуса, где бы не висела репродукция его «Полуночников». Это, впрочем, не сказывалось на продажах, если и впечатляющих, то разве что своим поздним началом. Первая картина художника попала в постоянную музейную экспозицию лишь в 1930-м, музею современного искусства Нью-Йорка ее подарил частный коллекционер. Почти двадцать лет, вплоть до 1925 года, Хоппер зарабатывал на жизнь как рекламист и книжный иллюстратор. На решение переменить судьбу повлияла продажа в 1923 году акварели за сто долларов Бруклинскому музею – первой за десять лет. Но даже признание (чьим апофеозом можно считать посвященную художнику обложку журнала Time от 24 декабря 1956 года, названная «Молчаливый свидетель»), мало что изменило в жизни Хоппера. Как и в начале 1910-х, он продолжал жить на последнем этаже дома без лифта в районе сквера Вашингтона в нью-йоркском Гринвич Вилладже.

Есть художники, о которых хочется знать больше. О Хоппере ничего знать не надо. Так ли уж богата внешними событиями жизнь этого уроженца пригорода Нью-Йорка? Учеба в художественной школе и уроки рисования, которые он брал на протяжении десятилетий. Первый автомобиль, купленный в возрасте 45 лет. Летний дом в Труро, куда они с женой ездили как заведенные...

Говорят, иллюстрации Хоппера сухи и безжизненны, они делались ради заработка и останутся в истории лишь как факт биографии, не более. Но литературность - важнейшая характеристика хопперовской живописи. Хотя он и утверждал, что всю жизнь стремился запечатлевать лишь собственные ощущения от природы, на деле получалось, что природа оказывалась только фоном для человеческих историй, мучительного молчания двух персонажей, запертых в комнате, томления женщины перед раскрытым окном, многозначного нависания над холмистыми лугами и полями одиноко стоящего дома.

Домысливать истории, происходящие с персонажами Хоппера, бессмысленно, будить фантазию зрителя – последняя из возможных задач искусства. Но обыденность может оказаться близкой подругой вечности, особенно когда первая не настаивает на своей многозначительности. Одинокая фигура в «Кинотеатре «Шеридан» или группа молчунов за стойкой в «Полуночниках» не меньше напоминает об оцепенении, чем название картины Excursion into Philosophy (1959). Оцепенение – метко подмеченное состояние хопперовских героев, важное для его мира слово, где в покое энергии больше чем в движении, а время если и существует, то лишь на нарисованных часах.

Впрочем, «Полуночников» в Лозанне нет. Нью-йоркский Музей американского искусства Уитни, чья коллекция послужила основой для нынешней экспозиции (здесь много работ и из других американских музеев и частных собраний), не привез еще несколько хрестоматийных полотен. Но отобранного вполне хватает, чтобы почувствовать Хоппера – всегда немного аутсайдера, чуть отстающего, неяркого и некрикливого. Но разве есть что-то специфическое в атмосфере хопперовских полотен? Разве чувство одиночества не является абсолютным, а мгновения паники или задумчивости не составляют сути жизни, ее ядра? Кажется, в этих урбанистических пейзажах речь о вечном, облекающем современность в новые формы дизайна, делающем скидку на новые социальные роли и новую топографию.

В Эрмитаже представлено довольно много его работ парижского периода. Хоппер трижды ездил на берега Сены, в 1906-1907, 1909 и 1910 годах. Гораздо больше, чем занятия в мастерских, ему нравилось бродить по улицам, рисовать дома и людей. Новейший парижский авангард он умудрился не заметить, Сезанну и Пикассо предпочел Мане и Дега. Образами последнего во многом навеян «Синий вечер» (1914), аллегория о судьбе художника в буржуазном мире. Обнаженные Дега вдохновляли Хоппера на создание собственных ню. Среди рисунков и эскизов, обильно представленных в Лозанне, немало графики с женским телом (чаще всего позировала собственная жена), отстраненно-монументальным, холодным, не возбуждающим.

Один из биографов художника утверждал, что всю эпоху потомки легче поймут по картинам Хоппера, чем по газетам. Полемический запал высказывания очевиден: газеты вообще не созданы для потомков, они пишутся для современников.

Можно подумать, что всю жизнь Хоппер только и делал, что убегал от тоски повседневности. «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности» - секрет кажется простым для тех, кто не вполне понимает, что стоит за этим высказыванием Хоппера. Дело можно, конечно, свести к хрестоматийному «в искусстве важно не что и как, а кто», но в случае с Хоппером слишком многое остается за рамками формулы.

Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).