будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Культура
Идлис Юлия

Голые короли

Голые короли
enfant1

Пока на Славянской площади шел митинг в защиту Музея кино, который собираются выгонять из Киноцентра, журналисты, собравшиеся в Госкино на спец-показ фильма «Дитя», пытались понять, что происходит.

Фильм Жан-Пьера и Люка Дарденнов «Дитя» в этом году получил золотую Пальмовую ветвь, а сами братья, увенчанные каннской славой уже во второй раз (первая награда досталась им в 1999 году за фильм «Розетта») в рамках мирового турне приехали на кинофестиваль в Москву.

Впрочем, показу своего фильма и новой картины Франсуа Озона «Время прощания», которую показывали следом, режиссеры предпочли митинг на Славянской площади. «Кино не существует без истории, поэтому очень важно, чтобы зрители могли смотреть фильмы в Музее кино каждый день», - заявили братья на пресс-конференции в Доме кино на следующий день. Впрочем, после первых двадцати минут фильма некоторые журналисты последовали примеру Дарденнов, а остальных, казалось, сдерживал только обещанный следом Озон.

Главный приз на кинофестивале в Каннах уже второй раз дают фильму, который меньше всего похож на кино – чтобы понаехавшие знаменитости не толкались локтями. Первый раз каннское жюри поступило так в 1999 году, наградив «Розетту», которая обошла картины Дэвида Линча, Джима Джармуша, Педро Альмодовара и других звезд. В этом году звездная толпа была еще более плотной: Ларс фон Триер, Вим Вендерс, Франсуа Озон, Амос Гитай, Гас Ван Сент, Дэвид Кронеберг… Жюри сделала единственно возможный выбор из всего этого богатства и наградило анти-фильм: «Дитя» Дарденнов.

Жан-Пьер и Люк Дарденны пришли в игровое кино из кино документального, а своими учителями называют режиссеров итальянского неореализма вроде Пазолини. «Главное, чтобы человек существовал на площадке, а не играл что-то», - уверены режиссеры.

И в фильме «Дитя» никто ничего не играет. Главный герой – молодой парень Бруно, приторговывающий краденым, - просто ходит по городу, что-то продает, ест, разговаривает, убегает от полиции, попадает в тюрьму, а в конце плачет. Ничего особенного. Его подружка – девочка Соня, которая только что родила от него ребенка, - тоже ничего особенного не делает: ходит, звонит, что-то варит, кричит на своего парня, в конце плачет. Ну, а о самом ребенке – младенце девяти дней от роду – и говорить нечего: он или спит, или плачет. Особенно в конце.

И все это показано с дотошностью документальной съемки: сложные расчеты, которые Бруно совершает с очередным клиентом, продажа ребенка незнакомым людям, получение денег, обморок Сони, погоня за ребенком, воровство, бегство от полиции… Но при всем документализме, а может, и благодаря ему все это вместе производит впечатление абсолютной нереальности – в силу идиотизма происходящего на экране.

Ни одна женщина в здравом уме не будет рожать ребенка от мальчика, торгующего крадеными камерами, который сдает ее квартиру, пока она лежит в роддоме, и потом говорить, обнимая этого идиота: «Как я счастлива». Ни один молодой отец в здравом уме не скажет молодой матери своего ребенка: «Я его продал. А что? У нас еще будет другой».

Фильм этот – якобы документализм, но нереальный до идиотизма, как и сама жизнь. Девушка, которая рожает от такого идиота, идиот, который продает ребенка, потому что «у нас еще будет другой», и т.д.


В этом фильме все ведут себя как полные идиоты – так, как в реальной жизни. Именно поэтому его почти невозможно смотреть, как невозможно наблюдать за жизнью чужих тебе людей в течение нескольких часов: и скучно, и страшно, и тяжело, и незачем.

«Дитя» - совершенно «голый» фильм, о котором нечего сказать. В этом смысле младенец, вокруг которого вертится сюжет – если это можно назвать сюжетом, - квинтэссенция картины: он ничего не говорит и не делает, мы вообще о нем ничего не знаем, кроме имени. Он – пустое место, вокруг которого сосредоточены чувства, тревоги и трагедии взрослых.

Как и сам фильм, в котором нет никакой логики, никаких выводов – ничего. Посмотрев такое кино, зритель выход из зала с ощущением, что он тонет в нем, потому что ему совершенно не на что опереться. И он начинает хвататься за соломинки: называть это социальным кино, плохим коммерческим фильмом, подделкой под американскую драму, «Реквиемом по мечте», перенесенным на французскую почву… Срабатывает инстинкт экстренного каталогизирования, требующий хоть как-то обозначить увиденное, которое, конечно, не имеет никакого названия.

Это и отличает фильм «Дитя» от всех Озонов, Триеров и Джармушей, показанных в Каннах. За полтора часа Дарденны не рассказали ничего о том, что думают и чувствуют герои, что с ними было и будет. Это уникальное явление в кино, которое как раз все время пытается рассказать какую-то историю, и желательно с выводом.

Когда «Дитя» закончилось и начался Озон, все вздохнули с облегчением. А это, согласитесь, дорогого стоит. После такого фильма понимаешь, что золотая Пальмовая ветвь за абсолютно случайную историю, о которой абсолютно нечего сказать, - совершенно заслуженная награда. Потому что все вокруг стремятся сказать, и никто не хочет просто показывать.

Фото с сайта www.cinemovies.fr

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).