будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Мутирующая реальность
Июль 12, 2025
Культура
Левкин Андрей

Города сейчас: ужас или привыкнем?

Города сейчас: ужас или привыкнем?
goroda
Фото: Вячеслав Кочетков
26 сентября в  "ZaVtra" прошла публичная дискуссия Полит.ру  с участием редактора журнала Esprit Оливье Монжена (Olivier Mongin), главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и директора Московского института социально-культурных программ Виктора Вахштайна. Здесь – один, но главный сюжет.

Дискуссия проходила в рамках российско-французского цикла "Мутирующая реальность". Тема формулируется просто: как меняются города? Как обычно, у нас будут стенограмма и видео дискуссии (а один эпизод выступления Кузенцова уже есть на сайте). Здесь же - не краткий пересказ с комментарием, а, что ли, отдельная история, которую – явно не сговариваясь  – совместно произвели Монжен и Вахштайн.

Они, по очереди, сделали ряд высказываний относительно нынешнего смысла городов. Все эти высказывания разрушали традиционное понятие города. Но это не беда, поскольку к традиционным понятиям добавляются новые фишки, которые - в принципе - могут произвести и новый смысл города. Но только пока не произвели и, возможно, что именно эта недоделанность и станет новым представлением о предмете. Да, запутано, но сейчас все разъяснится.

Оливье Монжен

Монжен начал с того, что для француза глобализация - это экономические проблемы. Сам-то он добавляет и политическую составляющую, причем – имея в виду "взрыв технологий". Тут мораль нехитрая: скрыться-закрыться никто, никакая страна уже не могут. Потому что IT-технологии. Пространство становится виртуальным, к городам это тоже относится.

Далее так: "Хочу поставить проблему: я - парижанин, кто-то живет еще где-то. Что такое для европейца город? Он имеет глубокий демократический смысл. Он позволяет людям интегрироваться в это пространство..." Это у него было описание утраченного рая.

Город - прежде всего - это его границы. "Но сейчас у города нет границ, они в той или иной мере растворяются". Лирика: "Можно сравнить со спрутом, города расширяются, подминая под себя все новые территории, образуя мегаполисные пространства. Город приобретает другие границы. Когда едешь из Шереметьева, то видишь, что они призрачны. При этом у вас еще хотя бы леса. А вот я ехал из Шанхая на поезде… там не было ни одного деревца, куда уж леса. Городская структура распространяется бесконечно и в итоге есть городское пространство, которое городом уже не является". Однородная, в общем, агломерация.

Как такую территорию вообще можно рассматривать в качестве города? Как ею управлять? "Есть проект Большой Париж, я потом расскажу, почему он не работает".

При этом система политического управления городом существует не всегда (в куче мест Африки вообще нет нкиакх проектор развития городов), так что с этой стороны город не определить.Кроме того, проблема границы города связана не только с его расползанием:  внешняя граница становится призрачной, зато (в плохом смысле) внутри города начинаются свои разделения и внутренние границы. Да хотя бы в варианте спальных районов, которые отделяются от центра города. Еще раз лирика: "С одной стороны безграничное пространство, а с другой – разделение. Во всем мире города растут, теряют свои черты, но разделяются внутри себя. Как фавеллы, как бидонвили  и так далее. Мумбай вообще состоит из  отдельных квартальчиков".

Это был физический вараинт границ, но есть и мифилогический, "у каждого города есть свои легенды". Такие легенды могут быть только в данном месте, так что город косвенно определяется ими. Кроме того, город одновременно "сочетание чистоты и того, что людям не показывают. Мифологический фасад и бедные кварталы". Вообще, у Монжена получается любопытно: вроде бы, сущая лирика, а в итоге - суровая правда. "Мало того, есть просто города-витрины, Астана это город-витрина, на самом-то деле люди там живут по другому. Владивосток во время АТЭСа сделали витриной..."

Всё о глобализации в градостроении: в начале 20 века в городах жило 8% населения, теперь – 60%. И это всего лишь за один век: "Возможно, мы как-то теряем смысл проживания, живем  – глазами антрополога – слишком быстро. Вопрос скорости - важнейший вопрос". В этой связи и Китай: "Наши города росли медленно, со временем, а новые города  не имеют времени осмыслить себя, в том же Китае они растут слишком быстро. У нас произошел антропологический разрыв – и это, в принципе, общая тенденция. Ни один из исследователей уже не говорит о городе. Теперь  уже другое понятие – "городское пространство", пространство, которое позволяет прожить городской опыт, не более". И это уже всюду, при всей разнице между Европой и Китаем.

Основная разница между ними такая: в Китае делают все, лишь бы не пустить в города сельских мигрантов. Им там нужна регистрация, что-то типа прописки. Потому, что это не просто статус, "быть горожанином в Китае – это иметь права на образование, здравоохранение". Но когда в стране более миллиарда жителей, то заполняемость городов надо регулировать. А в Европе и США наоборот: люди уходят из города. Традиционный город испытывает давление со всех сторон, город стал невыносим для своих. В итоге, "в городах живут теперь кочевники, город - как Лос-Анджелес - это что-то призрачное и неопределенное" – имеется в виду, что в них никто уже не селится на всю жизнь, "мы там все мигранты и кочевники". А еще горожане уходят из города и отправляются в какие-то придуманные деревни, не в настоящие, конечно, в пост-городские. Словом, у всех по разному, но смысл уходит отовсюду.

А вот это уже ни с какой стороны не лирика: рост населения заодно вызывает проблемы потепления, экологии. Процессу урбанизации подвержено все – даже там, где нет никаких примет этого дела. Опустынивания Африки связано с урбанизацией, она заметна и на севере России.

Технологии. Мир урбанизуется потому, что он связан – цифровая революция (видимо, как следует из следующих слов, Манжен имел в виду не просто цифровую, а еще и сетевую). При этом, в современном городе пространство организуется, как в виртуальном мире. То есть, главное – вопросы связи: подключения и доступа – аэропорты, вокзалы и т.п. – в городе все завязано на узловые пункты. А кто не связан, тот (например, это самые фавелы в Бразилии) – они живут вне связей, out всего. То е есть виртуальная пространственная организация соответствует тому, как пространство реализуется в реальности.

Но тут есть нюанс. Публика все-таки приходит не в такие коммуникационные узлы, те просто обеспевивают доступ? А куда? В общественные пространства, в места культурного досуга, в больницы, наконец. Вопрос связи – это вопрос доступа, и это центральная тема как для виртуальных сетей, так и для реальных. Но вот та же "Арабская весна": все оказываются на одной площади и не важно, есть виртуальная соцсеть или ее нет. Это вопрос уже городской сети, его центрального места коммуницирования. Отсюда необходимость найти в городе площадь, пространство, пустое место и это - вопрос демократии, которая неотделима от города.

Теперь всему надо возвращать конекст. Когда-то в средние века, как писал Ле Гофф, городское пространство строилось не против, а рядом деревней. Та, в свою очередь, осознавала себя по отношению к лесу или пустыне. В нынешней глобализации надо заново строить  и город, и деревню, и лес, и пустыню. Главное – это потоки в важнейшие места. Частное становится более важным, чем публичное в силу новой связности. Но все это уступает логике разделения. Что с этим можно сделать, каким способом городского управления? Кто вообще управляет городом? И это вовсе не то же самое, что управление государством, это совершено другая модель.

Не следует считать, что есть этакая "глобализация по-американски", когда все повсюду делается – и может быть сделано – одним способом. Да, повсюду можно найти похожие кусочки городов, но это только части города. Витринная часть, не более того. А общих решений нет. Есть только общая проблема - снизить скорость. Успокоить потоки. Заново ввести в изменившийся город контекст. Например, Дубай – это город без контекста. Те, кто его финансирует – сами там не живут. Вопрос в том, чтобы воссоздать городской контекст. Вероятно, следует рассматривать уже локальные территориальные коммуникации: во Франции, например, это небольшая местная  коммуна. Заново придумать и определить городское пространство – это срочная проблема.

Виктор Вахштайн

Он определил свой мессидж как "заметки на полях" выступления Монжона и начал с того, что как именно города вообще могут быть осмыслены, имея в виду – как формируется наш способ восприятия этого места? Тут была цитата из Лефевра, "молчание пользователей пространства". Имеется в виду тезис, что "город – машина, которая конструирует ваш взгляд и скрывает это от вас". Чуть иначе - городское пространство формирует вас, скрывая при этом, что это делает и в итоге естественным кажется то, что таковым не является. Например "лавки в Центральном парке Нью-Йорка, вам кажется, что они такие именно для того, чтобы на них было удобно сидеть – нет, они сделаны так, чтобы на них не могли спать бомжи". Тут, признаться, даже и не знаю: лавки как лавки, никаких особенных препятствий к лежанию на них я не видел. Наверное, они там разные, парк-то большой.

Вторая цитата из Хайдеггера, про возникшую стремительность перемещений - понятие "дали" исчезло, не осталось удаленных мест. В принципе, если есть деньги, то самолетики летают куда угодно, за сутки можно добраться в любую точку. "Но когда исчезает даль  - исчезает  близостью, когда исчезает это "ужасно далеко" – нет и того, что по настоящему близкое. Они всегда работают как оппозиция". В этом, собственно, и итог глобализации, город перестает быть пространством близости. Там не остается ничего, что было бы постоянно близким.

Третья цитата из Джона Лоо. Обычный город существует в физическом пространстве, но мировые города не имеют отношения к своему физическому, территориальному месту. Мировые, мета-города связаны не с территорией вокруг них, а друг с другом. Москва, например, формируется не там, где она находится. Ее, как объект, формирует система отношений, которые лежат вне ее границ. В этом смысле она живет в двойном мире и не тожественна себе в физическом пространстве. Вопрос – что происходит с городом, который утрачивает свое физическое ядро? Является ли это тоже городом?

Отсюда проблемы отчуждения: 60% москвичей не чувствуют себя принадлежащими этому месту. Не только приезжие, коренные тоже. Чувство  принадлежности к этому месту утрачено. "Москва – город-офис. Это центральный офис страны, в итоге вы не находитесь там, где находится ваше тело. Вы в переговорах с какими-нибудь поставщиками из регионов, в отношениях с родственниками по скайпу. Вы не тут фактически".

Как можно ре-локализовать мета-город? Как сделать, чтобы Москва снова воспринималась как город? "Если составить когнитивный образ Москвы по маршрутам, вы не получите даже то место где человек живет - он воспринимает его как место, где он спит. Город он воспринимает как маршруты  – он не находится в каком-то месте, он находится в дороге".

При этом тут же и отсутствие  публичных пространств. "У нас на протяжении двадцати лет публичные пространства искореняются – в том числе, политической волей. Манежная площадь, измененная так. чтобы уничтожить пространство, которое потенциально опасно. Это был заказ на  убийство публичного места". Мало того, задача превращения Москвы в такое место, где бы снова возможна близость, осложнена тем, что невозможно использовать чей-либо опыт. По банальной причине: для этого нет языка. Половины терминов, касающихся общественной среды, в русском языке просто нет. Как, скажем, перевести Civic Center? А если нет понятий, то нет инструмента, которым можно работать.

Мало того, "Москва – не город, который живет в истории. Это город, который намерен жить в  вечности, отчего в нем сильно утопическое воображение. Тут много утопий разных эпох, – они наложены друг на друга. История Москвы состоит из руин утопий, и они поддерживают повседневную утопию". При этом отсутствуют точки сборки локальных сообществ – и, соответственно, нет возможности установить отношения между утопическим воображением и практикой этих сообществ.

В общем (это уже мой вывод), у Монжена было из лирики в почти ужас: контекста нет, смысл выпал, что-то надо делать, но никто не поручится за вменяемость таких действий. Зато  у Вахштайна – наоборот. Из ужаса у него проистекает лирика. В самом деле, ситуация с постоянным возникновением и обрушением городских утопий может утешать и даже просто стать городским смыслом. Если только помнить, что Москва - именно это наслаивание естественно возникающих и опадающих утопий.

То есть, город состоит не только из физических элементов, а еще и из мнений о нем, из постоянных обольщений на его счет, перемежающихся с душевными травмами в моменты очередного облома представлений о своем будущем там. Вообще, все просто: Москва просто стала Петербургом. О том-то всегда только и писали, какой он призрачный, фиктивный, мерцающий над своими болотами. Впрочем, там-то они себя петербуржцами ощущали.

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).