будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 13, 2025
Культура
Карась Алена

Государственный реализм

Государственный реализм
karas_sm.gif

Сразу немедленно и кокетливо сообщаю, что возраст мой лежит ровно между годами Сергея Мелькумова, Елены Яцуры и Федора Бондарчука - двух сопродюсеров и режиссера фильма "9 рота". Жили мы бок о бок, где-то рядом. У Яцуры я в незапамятные времена оппонировала диплом на театроведческом факультете ГИТИСа. Хороший был диплом, что-то про сексуальность и  эротику в эстетике 10-20-х годов.

Последний наш с ней разговор касался ее продюсерских инициатив. Яркая она личность, пассионарная. То есть - страстная, чувствующая, как инициировать кинопроцесс, кого и во что вовлечь. Самым принципиальным оказался для нас спор о фильме "Свои" Дмитрия Месхиева, в продюсировании которого она принимала самое деятельное участие. Фильм, исполненный тонких, живых подробностей, точного чувства времени с его цветом и светом, с его объемом и сложностью, весь точно сворачивался, сгорал у меня на глазах в самом финале, когда герой Богдана Ступки, отец солдата, раскулаченный и ненавидящий советскую власть крестьянин, благословляет своего сына на "ратный труд" словами: "Иди!" - "Куда?" - "Родину защищать, сынок". Финальная фальш казалась мне очевидной. Но мои знакомые помоложе только пожимали плечами: "Чувство патриотизма тебе неведомо. Жаль".

А Яцура замечательно прокомментировала: "Это та самая сложность жизни, которую остро чувствуют Валентин Черных и Дима Месхиев".

Видимо, мне и впрямь не дается эта новорусская "сложность" жизни. Мои представления о сложном рождались из другого кино. Эта, новая сложность, представляется мне инициативой толковых продюсеров и идеологов, знающих, как легко меняется цвет времени. "Девятая рота" - феноменальный блокбастер на ту же тему. Легкий сдвиг по фазе, и "последняя правда" об афганской войне предстает всего лишь "новорусским" римейком "Спасти рядового Райана". Ударили торжественно-тревожные звуки оркестра, и кадр поплыл, замирая в удовольствии от собственной эффектности. Клипмейкерство сослужило полезную услугу Федору Бондарчуку. Знаки войны, слепленные по образцам рекламного и клипового сознания, необычайно легко вписываются в культуру супермаркета, предлагающего всевозможные радости за умеренную эмоциональную плату. Поразительно, сколь легко первый художественный фильм об Афгане стал восприниматься как "последняя правда" о нем. Точно не было ни "Проверки на дорогах" Германа, ни множества других лент, где про войну сумели сказать что-то настоящее.

"Девятая рота" - отлично сколоченный action, захватывающее действо с самолетами, взрывами, потрясающими и разнообразными лицами и историями, решительным соединением смешного и трагического, слезными, но не сентиментальными сценами. И все же странное чувство, что вы смотрите фильм на все времена и про все войны, не покидает вас. Это не афганская, а скорее кинематографическая, голливудская война, в которой нет деталей и нет подробностей, нет настоящих историй, но лишь фиктивная реальность, выдающая себя за настоящую.

И эта реальность скроена не столь безобидно, как может показаться с первого взгляда. В ней, конечно, говорится о подлости и мерзости войны, да и сама история с 9-й ротой, полегшей полным составом из-за забывчивости командования, ничего ура-патриотического в себе не таит. И все же ни предательство и цинизм власти, ни кровавый ужас резни по афганским горам, никакие иные подробности и детали той войны не стали для Бондарчука важными. Он решительно сочинял свою Песнь о мальчишеском братстве и скрытой за ним любви к Родине, свою "Судьбу человека". "После первой не закусываю!", - говорил герой Бондарчука-старшего от имени изнемогающего от голода, доведенного до истощения узника концлагеря (о, как издевался над подобными фантазиями Варлам Шаламов!). Герои Федора Бондарчука тоже производят эффектные и не менее фальшивые речевые жесты, но они так старательно утоптаны в стремительную действенную конструкцию фильма, что их почти не замечаешь. "Что ты будешь делать после войны?" - "Пить, пить и опять пить, пока не забуду весь этот ужас!", - отвечает Хохол, герой Бондарчука-младшего, с болью и тоской глядя на своих веселящихся молодых товарищей. Режиссеру до правды жизни, разумеется, дела нет. У него своя правда - художественно-идеологическая. Следуя ей, он сочиняет образ святой проститутки - девочки, которая своим телом благословляет уходящих на войну. Сцена, в которой солдаты поклоняются ей точно в языческом ритуале, близка по духу недавнему и тоже полному фантастического реализма спектаклю "Голая пионерка" Кирилла Серебренникова, где святую проститутку Муху играет Чулпан Хаматова.

Жизнь в руках Бондарчука-младшего (как и многих других деятелей современного искусства) обретает странные и знакомые по советским идеологическим блокбастерам черты. В них творятся новые мифы, исполненные романтического и патетического ореола, в них выстраивается новая матрица "правды".

В середине 30-х годов литературовед Наум Берковский сформулировал этот тип "правды" как государственный реализм. Это тонкое стилистическое смещение в сторону нормативного творчества, в котором патетически-патриотические мифы творятся по особо заданным лекалам, можно при желании не замечать. Ведь цвет времени тоже меняется постепенно, незаметно для глаза. И однажды ты просыпаешься в другой стране, где "героический народ мужественно преодолевает все трудности".

Карась Алена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).