В рамках темы месяца "Полит.ру" продолжает разговор о телевидении. Помимо того, что в последние годы расширился выбор так называемых "нишевых" каналов, постепенно, благодаря появлению кабельного и спутникого телевидения, обновляется и способ их доставки. Еще одна новая технология - IPTV (телевидение по интернет-протоколу) - с недавнего времени стала доступна на российском рынке.
О том, в чем заключается "интерактивность" "СТРИМ ТВ", что значит "видео по запросу" и какие условия ставят западные каналы российским дистрибьюторам, Валерий Золотухин расспросил генерального директора компании «МТУ-Интел» Григория Новицкого.
Объясните, как работает «СТРИМ ТВ» и чем оно отличается от кабельного и спутникового телевидения?
Первое и главное отличие заключается в том, что для «СТРИМ ТВ» не требуются никаких антенн. Модем и декодер, необходимые для его работы, подключаются к телевизору и телефонной розетке, из которой и передается сигнал. Второе – это интерактивность. Кабельное и спутниковое телевидение устроено так: вам продают пакет телеканалов, которые вы можете смотреть, но не можете ими управлять, так как нет удобной обратной связи. Если хотите поменять тарифный план, увеличить или уменьшить количество каналов, то сделать это можно через call-центр оператора, предварительно позвонив и оставив заявку. Технология IPTV, по которой мы работаем, позволяет менять тарифные планы, заказывать дополнительные каналы, отказывать от них и т.п. – при помощи пульта дистанционного управления телевизором. Еще одна услуга, на которую мы возлагаем большие надежды – это уже существующий «Виртуальный кинозал», который очень скоро перейдет на технологию «видео по запросу».
Об этой услуге говорят чаще других, когда разговор заходит об интернет-телевидении. Расскажите о ней подробнее.
«Виртуальный кинозал» - это подобие многозального кинотеатра, где вместо залов существует 18 цифровых каналов, по которым транслируются фильмы. Вы выбираете удобное время сеанса и смотрите фильм. Программа составлена из картин, которые только что сошли с экранов кинотеатров, поскольку у нас есть договоры на трансляцию с большинством крупных кинопроизводителей и правообладателей. Цена за просмотр составляет $1,95. Технология «Видео по запросу» отличается лишь тем, что не нужно будет ждать начала сеанса, а смотреть фильм в любое время.
Помимо зарубежных каналов и «Виртуального кинозала», «СТРИМ ТВ» транслирует каналы собственного производства. Что это за каналы?
Мы производим пять круглосуточных тематических каналов. Причем, занимаемся их производством полностью – от производства до выпуска в эфир. Все они тематические: «Драйв», «Здоровое ТВ», «Охота и рыбалка», «Ретро-ТВ», а также канал «Усадьба» о загородной жизни, который мы начнем транслировать в июле. Они рассчитаны на увлеченных людей – и, судя по проведенным нами исследованиям, таких зрителей довольно много. Мы продаем эти телеканалы в регионы России и страны СНГ местным кабельным сетям, и сейчас у нас полтора миллиона зрителей каждого из этих каналов. В Москве же мы вещаем сами, продавая их в пакете «СТРИМ ТВ».
Понятно, что производство собственных каналов – довольно дорогое занятие. Окупается ли оно, и планируете ли вы открывать новые каналы?
Это действительно очень дорого стоит. По нашим планам, окупаться они начнут только в конце этого года, а со следующего года, думаю, начнем на них зарабатывать. Каждая компания-производитель, вырабатывая стратегию, действует по-разному – кто-то принципиально не хочет ставить рекламу, кто-то не хочет зарабатывать на дистрибуции. Мы же решили использовать и то, и другое – то есть, и продавать их другим сетям, и размещать рекламу. К тому же, работать с рекламой на тематическом канале проще – она становится контекстной, не такой сумасшедшей, как на эфирном телевидении, а наоборот - ненавязчивой, встроенной в программы в виде спонсирования рубрик, обзоров, телесюжетов, product placement и т.п. Что касается новых каналов, то их мы пока что открывать не собираемся.
Чем вы руководствовались, когда выбирали зарубежные каналы для своего пакета?
В первую очередь, услуга должна быть полезна для всех членов семьи. И список каналов составлялся в соответствии с этим: это путешествия, познавательные передачи (Discovery Cannel), иногда узкотематические (вроде канала о вине - Vine TV, или экстремального спорта), художественные фильмы, спорт (в том числе каналы футбольных клубов Manchester, Chelsea и Real Madrid), музыкальные молодежные каналы. Практически все каналы идут в переводе, который осуществляют правообладатели. Только несколько каналов, предназначенных иностранцам, которые приезжают в Россию, мы специально оставляем без перевода. В сетке также есть национальные каналы ближнего зарубежья – украинский, белорусский и др.
Могли бы вы пояснить, как регулируются авторские права на передачи зарубежных каналов, вещателем которых вы являетесь?
Сейчас у нас есть разрешения от производителей на распространение на территории Москвы. Частично - на другие регионы, однако мы им пока не пользуемся и хотели бы дождаться, когда сможем выйти в регионы с полным пакетом.
Первое и главное условие производителей, необходимое для выдачи легального разрешения на вещание – это защита программ от пиратства. Их самые жесткие требования касаются так называемой криптозащиты. Когда платное телевидение никак не контролируется, то всегда найдутся свои «Кулибины», которые устанавливают «тарелку» и смотрят программы бесплатно. Тогда производители попросту не могут разобраться, сколько абонентов на самом деле – поэтому необходим контроль сигнала. Фактически, это та же самая проблема, что и пиратство на рынке интеллектуальной собственности. Мы используем систему кодирования NDS, которая славится тем, что пока ее никто еще в мире не взломал.
Что касается условий договоров с каналами, то они бывают самые разнообразные – иногда выплачивается процент с каждого абонента, подключившегося к каналу, иногда фиксируется определенная сумма. Но, как правило, в международной практике чаще взимается процент с абонентской платы.
Телевидение через интернет – явление довольно-таки новое, и в разных странах оно развивается по-разному. Где оно наиболее развито и почему?
Технология IPTV получила сейчас довольно широкое распространение в Италии, во Франции и Англии, поскольку там изначально лучше была телефонизация. В юго-восточной Азии сейчас идет бурный рост. В тех же странах, где уже лет 30 существует кабельное телевидение, происходит другой процесс: они пытаются модернизировать то, что уже есть. В США, например, где очень сильно развита кабельная сеть, они пошли иным путем – решили ее перевести на цифровые технологии. Между тем, очевидно, что кабельное телевидение имеет один серьезный недостаток – оно не обеспечивает удобной обратной связи.
Если взглянуть на сравнительно короткую историю платного телевидения в России – все складывается удачно или все-таки не очень?
Платное телевидение появилось в России лет 12-15 назад. Во всяком случае, тогда люди уже слышали о тарелках, это постепенно становилось популярным. Но одновременно был сдерживающий фактор: абонентская плата, которая, как правило, превышала $30, была довольно-таки высока. Сейчас расценки изменились – тарифное предложение начинается с десяти долларов, за которые абоненту предоставляются 48 каналов, 16 из которых – эфирные (т.е. «Первый», «Россия», СТС и т.д.) в цифровом качестве. Эту абонентскую плату может позволить себе уже большее количество людей.
К тому же, цифровое телевидение просто-напросто гораздо качественней аналогового, то есть тех самых коллективных антенн. И это важный фактор поскольку в последние годы сильно шагнуло вперед качество телевизоров. Появились домашние кинотеатры, улучшились звуковые системы, но если у вас по-прежнему установлена коллективная антенна, то все технические достоинства вашей аппаратуры остаются неиспользованными. Картинка-то по коллективной антенне как была невысокого качества, так и осталась.
Картинка картинкой, но есть еще и определенный стереотип в сознании людей – то, что телевидение должно быть бесплатным. Насколько сильно это тормозит развитие платного телевидения?
С одной стороны, тормозит. С другой стороны, существует сильный раздражитель – реклама, без которой телевидение существовать не может. Это, кажется, уже все поняли. Во всяком случае, у вас, у меня и у всех остальных появился шанс смотреть те тематические программы, которые мы хотим, а не те, что навязываются 15-ю эфирными каналами. Рынок платного телевидения только начал расти, и новые услуги очевидно будут появляться в больших количествах. И если мы движемся по западному пути, а тенденции именно таковы, то рано или поздно придем к повсеместному платному телевидению. Ведь сейчас именно так все и устроено: купил телевизор – плати.
Кроме того, за последние полгода существенно снизились цены на абонентское оборудование, которое необходимо для подключения к IPTV. Раньше на IPTV-модем производители устанавливали цену около $70, сейчас же он стоит около $30. Помимо модема, понадобится декодер, который стоит около ста долларов. Чтобы работать с теми потенциальными подписчиками, которые никак не могут пока привыкнуть к платному ТВ, нам приходится придумывать маркетинговые акции. Например, оборудование в аренду за $3 в месяц, бесплатное подключение и т.п.
Вы упомянули рекламу. А что, в вашем эфире тех же общественных каналов ее нет?
Эфир идет тот же, с рекламой, но это трансляция совсем другого качества – с цифровой картинкой и звуком.
Тематические каналы, которые производит «СТРИМ ТВ», развлекательные. Вас интересуют общественно-политические программы?
На рынке они уже представлены общественными эфирными каналами, поэтому нас это не очень интересует. Во-вторых, мы не хотели бы брать деньги с абонентов за то, чтобы навязывать свою точку зрения, а рыбалка, охота, автомобили, дача, здоровье – это объективные вещи, которые интересны людям. Мы ориентированы на семью, и если раньше мы могли предложить в дом только широкополосный интернет, то теперь к этому добавилось телевидение. Информационные и развлекательные потребности семьи, кажется, максимально сконцентрированы на этих двух услугах.
См. также о телевидении (тема месяца):
Ирина Петровская "Наша телевизионная аудитория постепеннно стареет"