![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Вечером 13-го в кинотеатре «Пушкинский» при большом скоплении кинематографической общественности прошла закрытая премьера картины Филиппа Янковского «Статский советник». Создатели (студия ТРИТЭ) и прокатчики («Каро Премьер») картины не побоялись нехорошего числа 13 и показали приглашенным гостям и журналистам очередную и долгожданную экранизацию романа Бориса Акунина. Долгожданную не потому, что фильм делали долго - съемки «Статского советника» начались 14 января, а закончились 28 апреля 2004 года,в общей сложности работа над картиной длилась год и три месяца, что совсем немного - а потому что именно от «Статского советника» ожидали наиболее удачного воплощения произведений Акунина на экране. По понятным причинам. «Статский советник» - один из лучших романов «фандоринской» серии. Это раз. Художественное руководство проектом осуществлял Никита Михалков лично, он же был генеральным продюсером и исполнителем одной из главных ролей. Это д-два. Фандориным, наконец, стал Олег Меньшиков. Это т-три.
На этом я заканчиваю по-фандорински загибать пальцы, хотя причин заранее полюбить фильм «Статский советник», казалось бы, осталось еще множество. Две главные: даже по масштабам последних проектов «ТРИТЭ», «звездный» актерский состав (кроме Михалкова и Меньшикова в картине заняты Константин Хабенский, Владимир Машков, Федор Бондарчук, Оксана Фандера, Мария Миронова, Олег Табаков) и внушительный бюджет. Однако как показал печальный опыт «Турецкого гамбита» - хотя печален он в основном для зрителей, а не для продюсеров, идущих на рекорд по сборам - при наличии только двух этих составляющих у вас получится не более чем дорогостоящий капустник.
Сравнивать «…Гамбит» и «…Советника» можно лишь до известного предела, поскольку первый в большей степени является проектом «Первого канала», тогда как второй – студии «ТРИТЭ». Отсюда в «Турецком гамбите» немыслимое количество компьютерной графики, совсем не киношный режиссер Джаник Файзиев и агрессивная рекламная кампания. «Статский советник», напротив, от компьютерной графики практически избавлен, поставлен режиссером Филиппом Янковским и рекламируется достаточно скромно. Здесь ставка делалась на психологизированное актерское кино, а не на виртуальную зрелищность. Кассовый рекорд «…Гамбита» картина Янковского вряд ли побьет (несущаяся из каждого телевизора реклама ОРТ сделала свое дело – «Турецкий гамбит» посмотрели, кажется, все) - однако и планы у продюсеров "Статского советника" совсем иные. Как сказал генеральный директор «студии ТРИТЭ» и продюсер фильма Леонид Верещагин, будет выпущена телевизионная четырехсерийная версия картины. Это раз. Предполагается внеконкурсный показ фильма на Каннском кинофестивале и как следствие зарубежный прокат. Это два.
Три: фильм - не просто продукт, удачно или не слишком вписанный в кинорынок, но и факт искусства. Как ни парадоксально, самое слабое место режиссуры Филиппа Янковского – это работа с актерами. Кто-то играет лучше, кто-то хуже, но ощущения общего ансамбля от актерских работ в фильме не создается. Изумительный актер Олег Меньшиков в некоторых сценах вообще, кажется, не понимает, что ему надо играть. Никита Михалков целиком и полностью режиссирует все сцены с собственным участием и поэтому в этих самых сценах его, Михалкова, очень-очень много: он и цыганочку танцует, и перепрыгивает через стол на руках с известным изяществом, и всякие приговорочки по поводу и без повода вставляет… Но если профессиональные и талантливые актеры (те же Михалков с Меньшиковым или хорошо сыгравшие в фильме Оксана Фандера и Мария Миронова) в состоянии срежиссировать свои роли сами, то для дебютантки Эмили Спивак это оказалось не так просто. Спивак досталась лучшая женская роль из всех романов Акунина, эмансипированной банкирской дочки Эсфири Литвиновой, однако на экране мадемуазель Литвинова выглядит бледной (отнюдь не только из-за цвета лица) и маловыразительной. Винить за это действительно очаровательную и небесталанную дебютантку вовсе не хочется, похоже - это действительно режиссерская недоработка.
Вообще складывалось ощущение, что режиссерские функции во время работы над фильмом были поделены между некоторым количеством художественных руководителей и продюсеров, поскольку сам режиссер ими явно тяготился. От режиссуры Янковского наверняка остался один характерный штрих еще со времен фильма «В движении»: когда режиссер не знает, как выйти из сцены, он дает совершенно неуместное затемнение, и следующая сцена возникает точно после рекламной паузы. Зато в этом очевидно угадывается почерк самого режиссера, а не многочисленных "помрежей": когда на пресс-конференции после премьеры речь заходила о концептуальных аспектах картины, отвечал почему-то неизменно Никита Михалков. Так например, финал романа был изменен по настоянию лично Никиты Сергеевича.
Тем не менее, «Статский советник» – пока лучшая экранизация Акунина. С отличной операторской работой Владислава Опельянца, прекрасной музыкой Энри Лолашвили и одним из ярчайших актерских созвездий. Это раз, и два, и три.