будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Культура
Идлис Юлия

Их метлы не летают

Их метлы не летают
karmanfly

Кто только не пытался заработать на детях. Школьные учебники по истории полны страшных рассказов о жестоких рабовладельцах, феодалах и, наконец, капиталистах, которые все время хотели приспособить к делу этот обширный и, в общем-то, даровой ресурс. Некоторые международные производители до сих пор строят свои заводы в странах третьего мира, где на дешевый детский труд закрывают глаза, широко распахивая при этом кошельки.

Но есть и более гуманный способ заработать на детях, не вызывая протеста мировой общественности. Этот способ изобрел 20 лет назад  Джордж Лукас, сделавший состояние на детской сказке про будущее. А пять лет назад школьная учительница Джоан Роулинг сделала в несколько раз большее состояние на детской сказке про настоящее. И с гораздо меньшими производственными затратами.

«Гарри Поттер» в своих многочисленных коммерческих ипостасях несколько раз побывал в «Книге рекордов Гиннеса». Недавно издательство Bloomsbury, обладающее эксклюзивными правами на книги о мальчике-волшебнике, опубликовало несколько интересных фактов из жизни этой книжной эпопеи. Если все проданные книги о Гарри Поттере положить в одну линию, то она обойдет вокруг экватора 1,4 раза. Этих книг хватит, чтобы покрыть территорию княжества Монако 3,7 раза. Общее число проданных книг о Гарри Поттере превышает количество жителей Великобритании, Франции, Германии и Италии вместе взятых.

Безусловным рекордсменом стала книга «Гарри Поттер и Орден Феникса». По данным издательства Bloomsbury, в день ее выхода в Англии эта книга продавалась со скоростью 21 экземпляр в секунду. Если все экземпляры, проданные в тот день, положить друг на друга, получится стопка в 12 раз выше пика Эверест.

Теперь уже ясно, что Джоан Роулинг совместно с издательством Bloomsbury владеет правами на золотую жилу. Гарри Поттеру осталось отучиться в Хогвартсе два года – это еще две книги, одна из которых выходит 16 июля. А ведь это будет только начало его взрослой жизни! Во всем мире уже продано около 259 млн экземпляров книг о Поттере; они переведены на 61 язык, включая древнегреческий, и продаются более чем в 200 странах. Знаменитый шрам Гарри стал узнаваемой эмблемой, вроде галочки Nike и стилизованной «M» Макдональдса. Слово «магл» вот-вот войдет в третье переиздание Оксфордского словаря. А лица Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермионы Грейнджер… Впрочем, с лицами все не так просто.

Гарри Поттер и мировой кинематограф
Стоит произнести магическое сочетание «Гарри Поттер», и в сознании каждого посвященного возникает черноволосый мальчик в круглых очках – Даниэль Рэдклифф. То же происходит при упоминании любого другого персонажа книг Джоан Роулинг: думая о Роне Уизли, мы представляем Руперта Гринта, а вспоминая Гермиону Грейнджер – Эмму Уотсон.

С героями «Гарри Поттера» случилось то же самое, что и с героями других экранизированных бестселлеров вроде «Унесенных ветром» и «Властелина колец»: фильм, сделанный как «сувенирная продукция» к очень популярной книге, стал визуальным каноном этой книги. Отныне все, что мы встречаем в книгах Роулинг, будет выглядеть для нас так и только так, как это сняли Крис Коламбус и Альфонсо Куарон, или так, как это снимет Майк Ньюэлл.

Права на визуализацию произведений Роулинг держит американский кино-гигант Warner Brothers, заработавший на первый трех фильмах более миллиарда долларов и сделавший еще $430 миллионов на продаже DVD и видеокассет. Кроме того, компьютерные и видеоигры по «Гарри Поттеру», которые уверенно держатся в двадцатке самых продаваемых игр, привязаны не к книгам, а к фильмам, так что доход от их продажи попадает к тем же Warner Bros.

Но если бы все на этом закончилось, «Гарри Поттер» не стал бы одним из самых мощных брендов в современном мире. Английская газета «Гардиан» оценила его в 2,2 миллиарда фунтов стерлингов, а американский маркетолог Стивен Браун выпустил книгу под названием «Волшебник! Магия бренда "Гарри Поттер"». А все потому, что «Гарри Поттер» - это не только книги, фильмы и видеоигры. Это еще и товары для дома, игрушки, одежда, еда и напитки, ювелирные украшения и канцтовары. Словом, все, что можно хоть кому-нибудь продать.

Гарри Поттер и мерчендайзинг
«Мерчендайзинг» - сопутствующие товары, как-то связанные с Гарри Поттером, - приносят правообладателям (все тем же Warner Bros.) и продавцам огромные деньги. В марте этого года журнал Forbes написал, что в США как минимум 12 крупных компаний назвали Гарри Поттера ключевым фактором, повлиявшим на их продажи в прошлом году.
Среди них были Scholastic (американское издательство, выпускающее книги о Поттере), Borders Group и Barnes& Noble (сети книжных магазинов в США), которые посетовали, что из-за больших скидок на книгу «Гарри Поттер и Орден Феникса» они получили меньше прибыли в 2004 году.

С другой стороны, Mattel (производитель игрушек, в том числе и под такими «книжно-диснеевскими» брендами, как Бэтмен и Вини-Пух), Electronics Arts (разработчик видеоигр) и Amazon (онлайновый книжный магазин) в прошлом году разбогатели – исключительно благодаря Поттеру.

Существуют целые компании, которые после выхода «Гарри Поттера» сделали основную ставку на него и фактически живут за счет маленького очкарика. Что неудивительно: на одном только онлайновом аукционе eBay выставлено 10789 предметов, имеющих отношение к Гарри Поттеру. А уж богатство, выставленное на сайте Harry Potter Wizard Shop (который, к слову, принадлежит все тем же Warner Bros.), поражает воображение.

Здесь можно приобрести серо-зеленые и желто-красные шарфы Слизерина и Гриффиндора, серебряный кулон в виде совы Гарри Поттера по имени Хедвиг, коллекционные монеты гоблинского банка Гринготтс, футболки с надписью «Я торжественно клянусь, что не замышляю ничего хорошего», остроконечные шляпы, мантии, маски, левитирующие ручки, кожаные портфели а-ля Гарри Поттер и многое другое. Здесь же можно скачать скринсейвер с раздувшейся тетей Петуньей, которая летает по экрану с крайне удивленным выражением на лице; мелодии и заставки для мобильного телефона, иконки в ICQ, электронные открытки и т.д. Все это волшебство стоит от доллара с небольшим до нескольких сотен – на любой бюджет.

Гарри Поттер и все-все-все
Но самые веселые вещи – не связанные с официальными правами на фильмы и книги о Поттере. Это коммерческая продукция, которая держится на популярности темы, но не эксплуатирует узнаваемыеобразы из книг или фильмов, права на которые принадлежат Bloomsbury, Warner Brothers и Джоан Роулинг.

Один из самых интересных в этой области – онлайновый магазин Alivan’s, где продаются волшебные палочки и метлы. Хозяин этого заведения по имени Финнеас продает не только палочки, выточенные из разных пород дерева, но и целую идеологию: здесь можно прочитать о том, где и как хранить волшебную палочку, чем ее полировать (полироль и крем продается тут же), что можно и чего нельзя ею делать. Но в этом есть забавное двоедушие: идеология рассчитана на детей, тогда как сами волшебные палочки, которые стоят от $40 до $100, - скорее, на взрослых. Ко взрослым же обращены и многочисленные предупреждения, размещенные на сайте. Вроде вот такого, например:

«Наши метлы рекомендованы для детей от пяти лет, и, к сожалению, они НЕ ЛЕТАЮТ. Они предназначены для ролевых игр и могут служить отличным украшением. Вы можете использовать наши метлы для самых разных занятий, но опять-таки… пожалуйста, поймите, что они НЕ ЛЕТАЮТ. Пожалуйста, не пытайтесь использовать их с этой целью».

Гарри Поттер и "имитаторы"

Сочетание серьезности и иронии пронизывает весь обширный коммерческий мир Гарри Поттера. Обсмеять коммерчески успешный продукт – это не только приятное, но и прибыльное дело, так что помимо довольно обширного фанфика – приквелов, сиквелов и параллельных историй о Гарри Поттере и его друзьях, написанных фанатами, - книги Роулинг породили массу пародий и подражаний, по крайней мере три из которых стали успешными книжными сериями.

В 2002 году появилась первая книга Андрея Жвалевского и Игоря Мытько «Порри Гаттер и каменный философ» - о Гарри Поттере наоборот. Герой этой книги живет в семье волшебников, но ненавидит магию. В Первертс (аналог Хогвартса) его отправляют насильно. Там он знакомится с рыжей чувырлой Гермионой и сыном богатого чиновника Роном, и т.д. Издательство «Время», выпустившее эту книгу, пошло на определенный риск, связанный с копирайтом истории про Поттера, и получило свою долю финансовых потоков, омывающих кисельные берега Джоан Роулинг.

Следом в новооткрытый литературный забой ринулось издательство «Эксмо» с книгой Дмитрия Емеца «Таня Гроттер» (2003 год). Пародийная история о девочке-волшебнице в антураже русских сказок тоже успела побывать в верхних строчках книжных рейтингов, но не без препятствий, чинимых ей британским правосудием. Дело в том, что Джоан Роулинг усмотрела в этой книге плагиат и обратилась в суд. Это многоступенчатое и довольно громкое дело в конце концов выиграли русские, хотя голландское издательство Byblos Publications так и не смогло добиться снятия судебного запрета на публикацию первой книги «Тани Гроттер» в Голландии.

Наконец, существует и англоязычная пародия-подражание, написанная, что интересно, человеком, раньше работавшим в издательстве Scholastic, которое издавало книги Роулинг в США. Это книга о волшебнике-идиоте по имени Барри Троттер, вечном второгоднике школы Хогвартс, которого не решаются оттуда исключить из уважения к его покойным родителям.

Каждая из этих книг – пример художественного произведения, которое на самом деле является бренд-буком. В ожидании новой книги или следующего фильма о юном волшебнике потребители бросаются на любой текст, который может рассказать им что-то еще о мире, придуманном Джоан Роулинг, – или просто на любой текст, в котором упоминается магия, квиддич, школа волшебства и ребенок с волшебными способностями.

Самое удивительное, что Роулинг, при всех судебных разбирательствах и тщательно охраняемом копирайте на Гарри Поттера и все, что с ним связано, оказалась в роли естественного монополиста на магию в современной литературе для подростков. Отныне любая история, в которой появится школа магии, тыквенный сок или полет на метле, рискует оказаться поводом для судебного иска со стороны самой Роулинг или ее издателей – так же, как и любая котлета между двумя круглыми булочками рискует оказаться гамбургером и привести нас в Макдональдс.

Продолжение следует.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).