Вчера, 12 декабря, в бывший День Конституции РФ, состоялась церемония вручения Независимой литературной премии «Дебют» для авторов моложе 25 лет, пишущих на русском языке. Премия существует уже шестой год, так что можно говорить о тенденциях. И прежде всего – о тенденциях роста.
В этом году премия вручалась уже не в пяти, а в семи номинациях. К обычному премиальному набору – поэзия, драматургия, малая проза, крупная проза и литературная критика и эссеистика – добавилась киноповесть и «литература духовного поиска». Кроме того, с годами «Дебют» оброс всякого рода специальными призами, стипендиями и грамотами, и теперь вполне можно говорить о том, что дебютовская раздача слонов покрывает все пространство молодой литературы от Белого до Черного моря и от Тихого океана до польской границы.
Об имперских амбициях премии говорит и состав участников шорт-листа этого года, близкий к интернациональному. Разброс городов, из которых приехали молодые писатели, и впрямь внушителен: не считая обычных Москвы и Питера, это Ярославль, Екатеринбург, Уфа, Ставрополь, Иваново, Алма-Ата, Кыштым, Новоуральск, Ульяновск, Бийск, Новосибирск, Великий Новгород, Сыктывкар, Берлин. Еще на первой пресс-конференции «Дебюта» весной, перед началом приема работ на конкурс, координатор премии Ольга Славникова заявила о том, что по инициативе учредителя премии депутата Андрея Скоча создается так называемый «клуб Дебют», который будет работать с «талантливыми авторами, не прошедшими в лонг- и шорт-листы премии». Работа с такими авторами сосредоточена, в основном, в регионах, так что теперь у «Дебюта» есть мощное подспорье в виде литературных молодежных клубов в самых разных городах России, от Екатеринбурга до Нижнего Новгорода.
Ведущий церемонии – участник лонг-листа этого года в номинации «Малая проза» тележурналист Борис Корчевников – особенно напирал именно на масштабы разрастающейся премии. По его словам, «Дебют» ежегодно создает новую литературную карту страны и русского литературного зарубежья, способствует сохранению русского языка как языка межкультурного общения, да и вообще, «сильный писатель – сильная страна». Глядя на дебютовскую статистику, поневоле думаешь, что это правда.
В этом году на соискание премии было подано около 50 тысяч работ. Из них в лонг-лист вошло всего 100, из которых жюри выбрало 23 работы, попавшие в короткий список. И вчера на этих 23 молодых писателей обрушился золотой дождь.
В рамках премии «Дебют» уже несколько лет вручается специальный приз от Федерального агентства по культуре и кинематографии «Голос поколения» - писателю, наиболее точно отразившему мироощущение своего поколения. В этом году специальный приз получила Анна Ремез (Санкт-Петербург) за рассказ «Пятнадцать». Как «похвалила» ее представительница ФАКК, вручая приз, «я рада, что такая красивая девушка еще и является молодым писателем».
Кроме приза, по инициативе ФАКК были вручены три стипендии, которые получили Мария Ботева (Санкт-Петербург) за роман-поэму «Что касается счастья», Артем Светлицкий (Новоуральск) за пьесы «Преступница пела» и «Полночный суицид» и Дмитрий Чернышков (Бийск) за стихи в номинации «Литература духовного поиска».
В рамках «Дебюта» также существует специальный приз «За мужество в литературе», вручаемый за некие широко понимаемые преодоления на пути к литературному творчеству. За шесть лет существования премии таких призов было вручено всего два: первый достался ветерану Чеченской войны Аркадию Бабченко, описавшему свой военный опыт, а второй – Илье Попенову, школьнику с церебральным параличом, написавшему фантастическую повесть о счастье несмотря ни на что. В этом году приз достался Василию Гайсту (Берлин) за публицистическую книгу о русских ветеранах Второй мировой войны, живущих в Берлине, и за невероятную судьбу сироты и подкидыша, волею случая, как в авантюрном романе, попавшего из России в Германию и прожившего там до сего дня.
Получая приз, Василий Гайст произнес пламенный монолог о том, что «для русского человека Берлин имеет особое значение» (потом, впрочем, в соответствии с тезисом одного из лауреатов «Дебюта» о том, что о литературе надо не говорить, а писать, Гайст достал конспект и вторую часть пламенного монолога прочитал по бумажке). На церемонии вообще было много сказано о «русском человеке», о войне и других государственных вещах. Это еще больше подкрепляло ощущение, что «Дебют» из литературной премии превращается в социокультурное явление, как любая «взрослая» премия в области культуры.
В номинации «Поэзия» приз вручал «друг Бродского», как его представил ведущий, поэт Юрий Кублановский. Из трех номинантов он и жюри выбрали питерскую поэтессу Аллу Горбунову, которая, по словам Кублановского, занимается не только поэзией, но и философией в диапазоне «от Платона до Ницше, так что дай им бог». После этого к микрофону подошла сама лауреат и произнесла речь о двух типах поэтов в современном обществе – поэта в сакральном смысле и поэта в смысле «производителя качественных текстов». Первый, конечно, наделен божественным глаголом. Но зато у последнего гонорары выше.
Заведующий «Малой прозой» Андрей Геласимов сказал, что рассказ в литературе стремится к самоограничению и, следовательно, к ограничению смыслов. Желая ограничить смыслы, Геласимов сразу назвал лауреата – Александра Снегирева из Москвы. Снегирев последовал предложенной ему литературной стратегии: поблагодарил родителей, любимую девушку и сошел со сцены.
Особая интрига, как всегда, была в номинации «Драматургия». В прошлый раз в короткий список попали три пьесы, две из которых принадлежали, как потом выяснилось, одному автору, пославшему их под разными именами. В этом году в короткий список вошел некий Нестор Хондра, который так и не объявился. На дебютовских семинарах его пьеса обсуждалась без него, а приз в результате достался москвичу Александру Гриценко за пьесу «Носитель». Но на этом драматургическая интрига не закончилась: выйдя к микрофону, Гриценко сообщил, что его жена – Анна Русс – еще не будучи его женой, в 2002 году, получила «Дебют» в номинации «Литература для детей», так что премию теперь можно считать семейной.
Дальше на сцену вышел Рома «Зверь» (солист группы «Звери»), который получил от Ольги Славниковой диплом «За поэтическую речь в современной музыке» и спел свой хит «Напитки покрепче, слова покороче» - эпиграф вечера, как согласились между собой присутствующие в зале президент Фонда творческих проектов Евгений Бунимович и профессор РГГУ Дмитрий Бак.
После музыкального перерыва вручение призов продолжилось. В номинации «Публицистика» премию получил Дмитрий Бирюков из Новосибирска. Из рук режиссера Александра Адабашьяна приз в номинации «Киноповесть» получила Анастасия Чеховская из Ульяновска.
Пушкинист Валентин Непомнящий, «жюривший» литературу духовного поиска, долго извинялся и пытался как-то объяснить эту странную номинацию, вызвавшую много вопросов еще на первой пресс-конференции «Дебюта» этой весной. Непонятно, говорил он, что следует считать литературой духовного поиска: ведь вся настоящая литература всегда была духовным поиском. В результате премию получил поэт Андрей Нитченко из Сыктывкара. В качестве бонуса Непомнящий прочитал стихотворение лауреата, а лауреат зажимал уши и страдальчески морщился у микрофона, а потом произнес длинный философский спич о роли и предназначении поэта в мире.
Вручая премию за «Крупную прозу», председатель жюри писатель Евгений Попов сказал: «Я поэтов, конечно, очень люблю, но прозаиков еще и уважаю». В этом году из трех финалистов в этой номинации было два фаворита: Дмитрий Фалеев и Мария Ботева. Но Ботева, как сообщил Попов, только что получила молодежный «Триумф», так что «Дебют» достался Фалееву (Иваново) за повесть «Холодное пиво в солнечный полдень».
После того, как были вручены все награды, на сцену вышел «голос поколения» Анна Ремез. Она заявила, что было бы нелепо, если бы голос поколения так ничего и не сказал, и произнесла небольшую речь в том смысле, что вот молодежь, желая самообразоваться, покупает себе собрание сочинений Фолкнера и ему подобных, а надо читать себя, то есть молодую литературу. «Молодым нужно читать молодых, - говорила Ремез. – Им нужно читать нас».
Будучи лауреатом «Дебюта» прошлого года по критике, не могу не согласиться.
См. также о "Дебюте" и других литературных премиях:
Анастасия Канторова. Дебютные трели