будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Культура
Идлис Юлия

«Им нужно читать нас»

Вчера, 12 декабря, в бывший День Конституции РФ, состоялась церемония вручения Независимой литературной премии «Дебют» для авторов моложе 25 лет, пишущих на русском языке. Премия существует уже шестой год, так что можно говорить о тенденциях. И прежде всего – о тенденциях роста.

В этом году премия вручалась уже не в пяти, а в семи номинациях. К обычному премиальному набору – поэзия, драматургия, малая проза, крупная проза и литературная критика и эссеистика – добавилась киноповесть и «литература духовного поиска». Кроме того, с годами «Дебют» оброс всякого рода специальными призами, стипендиями и грамотами, и теперь вполне можно говорить о том, что дебютовская раздача слонов покрывает все пространство молодой литературы от Белого до Черного моря и от Тихого океана до польской границы.

Об имперских амбициях премии говорит и состав участников шорт-листа этого года, близкий к интернациональному. Разброс городов, из которых приехали молодые писатели, и впрямь внушителен: не считая обычных Москвы и Питера, это Ярославль, Екатеринбург, Уфа, Ставрополь, Иваново, Алма-Ата, Кыштым, Новоуральск, Ульяновск, Бийск, Новосибирск, Великий Новгород, Сыктывкар, Берлин. Еще на первой пресс-конференции «Дебюта» весной, перед началом приема работ на конкурс, координатор премии Ольга Славникова заявила о том, что по инициативе учредителя премии депутата Андрея Скоча создается так называемый «клуб Дебют», который будет работать с «талантливыми авторами, не прошедшими в лонг- и шорт-листы премии». Работа с такими авторами сосредоточена, в основном, в регионах, так что теперь у «Дебюта» есть мощное подспорье в виде  литературных молодежных клубов в самых разных городах России, от Екатеринбурга до Нижнего Новгорода. 

Ведущий церемонии – участник лонг-листа этого года в номинации «Малая проза» тележурналист Борис Корчевников – особенно напирал именно на масштабы разрастающейся премии. По его словам, «Дебют» ежегодно создает новую литературную карту страны и русского литературного зарубежья, способствует сохранению русского языка как языка межкультурного общения, да и вообще, «сильный писатель – сильная страна». Глядя на дебютовскую статистику, поневоле думаешь, что это правда.

В этом году на соискание премии было подано около 50 тысяч работ. Из них в лонг-лист вошло всего 100, из которых жюри выбрало 23 работы, попавшие в короткий список. И вчера на этих 23 молодых писателей обрушился золотой дождь.

В рамках премии «Дебют» уже несколько лет вручается специальный приз от Федерального агентства по культуре и кинематографии «Голос поколения» - писателю, наиболее точно отразившему мироощущение своего поколения. В этом году специальный приз получила Анна Ремез (Санкт-Петербург) за рассказ «Пятнадцать». Как «похвалила» ее представительница ФАКК, вручая приз, «я рада, что такая красивая девушка еще и является молодым писателем».

Кроме приза, по инициативе ФАКК были вручены три стипендии, которые получили Мария Ботева (Санкт-Петербург) за роман-поэму «Что касается счастья», Артем Светлицкий (Новоуральск) за пьесы «Преступница пела» и «Полночный суицид» и Дмитрий Чернышков (Бийск) за стихи в номинации «Литература духовного поиска».

В рамках «Дебюта» также существует специальный приз «За мужество в литературе», вручаемый за некие широко понимаемые преодоления на пути к литературному творчеству. За шесть лет существования премии таких призов было вручено всего два: первый достался ветерану Чеченской войны Аркадию Бабченко, описавшему свой военный опыт, а второй – Илье Попенову, школьнику с церебральным параличом, написавшему фантастическую повесть о счастье несмотря ни на что. В этом году приз достался Василию Гайсту (Берлин) за публицистическую книгу о русских ветеранах Второй мировой войны, живущих в Берлине, и за невероятную судьбу сироты и подкидыша, волею случая, как в авантюрном романе, попавшего из России в Германию и прожившего там до сего дня.

Получая приз, Василий Гайст произнес пламенный монолог о том, что «для русского человека Берлин имеет особое значение» (потом, впрочем, в соответствии с тезисом одного из лауреатов «Дебюта» о том, что о литературе надо не говорить, а писать, Гайст достал конспект и вторую часть пламенного монолога прочитал по бумажке). На церемонии вообще было много сказано о «русском человеке», о войне и других государственных вещах. Это еще больше подкрепляло ощущение, что «Дебют» из литературной премии превращается в социокультурное явление, как любая «взрослая» премия в области культуры.

В номинации «Поэзия» приз вручал «друг Бродского», как его представил ведущий, поэт Юрий Кублановский. Из трех номинантов он и жюри выбрали питерскую поэтессу Аллу Горбунову, которая, по словам Кублановского, занимается не только поэзией, но и философией в диапазоне «от Платона до Ницше, так что дай им бог». После этого к микрофону подошла сама лауреат и произнесла речь о двух типах поэтов в современном обществе – поэта в сакральном смысле и поэта в смысле «производителя качественных текстов». Первый, конечно, наделен божественным глаголом. Но зато у последнего гонорары выше.

Заведующий «Малой прозой» Андрей Геласимов сказал, что рассказ в литературе стремится к самоограничению и, следовательно, к ограничению смыслов. Желая ограничить смыслы, Геласимов сразу назвал лауреата – Александра Снегирева из Москвы. Снегирев последовал предложенной ему литературной стратегии: поблагодарил родителей, любимую девушку и сошел со сцены.

Особая интрига, как всегда, была в номинации «Драматургия». В прошлый раз в короткий список попали три пьесы, две из которых принадлежали, как потом выяснилось, одному автору, пославшему их под разными именами. В этом году в короткий список вошел некий Нестор Хондра, который так и не объявился. На дебютовских семинарах его пьеса обсуждалась без него, а приз в результате достался москвичу Александру Гриценко за пьесу «Носитель». Но на этом драматургическая интрига не закончилась: выйдя к микрофону, Гриценко сообщил, что его жена – Анна Русс – еще не будучи его женой, в 2002 году, получила «Дебют» в номинации «Литература для детей», так что премию теперь можно считать семейной.

Дальше на сцену вышел Рома «Зверь» (солист группы «Звери»), который получил от Ольги Славниковой диплом «За поэтическую речь в современной музыке» и спел свой хит «Напитки покрепче, слова покороче» - эпиграф вечера, как согласились между собой присутствующие в зале президент Фонда творческих проектов Евгений Бунимович и профессор РГГУ Дмитрий Бак.

После музыкального перерыва вручение призов продолжилось. В номинации «Публицистика» премию получил Дмитрий Бирюков из Новосибирска. Из рук режиссера Александра Адабашьяна приз в номинации «Киноповесть» получила Анастасия Чеховская из Ульяновска.

Пушкинист Валентин Непомнящий, «жюривший» литературу духовного поиска, долго извинялся и пытался как-то объяснить эту странную номинацию, вызвавшую много вопросов еще на первой пресс-конференции «Дебюта» этой весной. Непонятно, говорил он, что следует считать литературой духовного поиска: ведь вся настоящая литература всегда была духовным поиском. В результате премию получил поэт Андрей Нитченко из Сыктывкара. В качестве бонуса Непомнящий прочитал стихотворение лауреата, а лауреат зажимал уши и страдальчески морщился у микрофона, а потом произнес длинный философский спич о роли и предназначении поэта в мире.

Вручая премию за «Крупную прозу», председатель жюри писатель Евгений Попов сказал: «Я поэтов, конечно, очень люблю, но прозаиков еще и уважаю». В этом году из трех финалистов в этой номинации было два фаворита: Дмитрий Фалеев и Мария Ботева. Но Ботева, как сообщил Попов, только что получила молодежный «Триумф», так что «Дебют» достался Фалееву (Иваново) за повесть «Холодное пиво в солнечный полдень».

После того, как были вручены все награды, на сцену вышел «голос поколения» Анна Ремез. Она заявила, что было бы нелепо, если бы голос поколения так ничего и не сказал, и произнесла небольшую речь в том смысле, что вот молодежь, желая самообразоваться, покупает себе собрание сочинений Фолкнера и ему подобных, а надо читать себя, то есть молодую литературу. «Молодым нужно читать молодых, - говорила Ремез. – Им нужно читать нас».

Будучи лауреатом «Дебюта» прошлого года по критике, не могу не согласиться.

См. также о "Дебюте" и других литературных премиях:

Анастасия Канторова. Дебютные трели

Майя Кучерская. Расти большой

Майя Кучерская. Тупик, еще тупее.

Майя Кучерская. Заветные сказки.
 

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).