будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Культура
Юзефович Галина

Индустриализация Пелевина

Индустриализация Пелевина
P

Виктор Пелевин — первопроходец во всем, и потому границу, отделяющую литературу от сопредельных сред, он, естественно, тоже перешагнул ранее прочих. Еще в далеком 1998 году специально по заказу группы «Ва-Банк» Пелевин написал рассказ «Нижняя Тундра», двумя годами позже увидевший свет в виде некого подобия рок-оратории. Уже сравнительно недавно, в 2004-м, он первым среди отечественных сочинителей придумал приложить к своему роману саундтрек — промо-тираж «Священной книги оборотня» распространялся в сопровождении компакт-дисков с записью композиций, упомянутых в тексте. И вот, наконец, закономерный итог этого процесса — невиданное, поистине индустриального масштаба бурление всевозможных мультимедиа-проектов вокруг новой книги Пелевина «Шлем ужаса», опубликованной в рамках международного издательского проекта «Мифы».

Первое и самое необычное — аудиокнига с записью текста повести, выпущенная ИД «Союз», появилась в продаже на две недели раньше, чем собственно бумажная версия. Событие это совершенно беспрецедентное — до сих пор величайшим достижением в аудиокнижной сфере считалось синхронное появление книги на CD и на бумаге (как было, например, с романом Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»). Однако если аудиокнига «бразильского мага» и другие аналогичные издания были выполнены в экономичном жанре моноспектакля с редкими музыкальными перебивками, то в случае с Пелевиным слушателю предлагается полноценная полифоничная аудиопостановка с участием знаменитостей (роли в «Шлеме ужаса» исполнили Тина Канделаки, Леонид Володарский, Николай Фоменко, Юлия Рутберг). Кстати, это обстоятельство тоже по-своему уникально: до сих пор издательский дом «Союз» решался на подобную дорогостоящую авантюру лишь однажды — четыре года назад, когда схожим образом была поставлена «Азазель» Акунина.

«Азазель», к слову сказать, оказалася затеей сугубо имиджевой (этим словом принято сегодня вежливо обозначать начинания, провальные с коммерческой точки зрения), однако на сей раз расходы аудио-издателей имеют неплохие шансы окупиться. Прежние проекты «Союза» привлекали потенциального потребителя не столько контентом (те, кого интересовало исключительно содержание книг, прекрасно обходились их более дешевыми бумажными копиями), сколько моделью презентации и потребления, а это заведомо сужало аудиторию. В отличие от них «Шлем ужаса», вероятнее всего, спровоцирует подлинный ажиотаж среди многочисленных верных «пелевинианцев», не готовых ждать две недели до релиза самой книги. Дополнительный стимул для того, чтобы не откладывать знакомство с новым Пелевиным на потом, — цена: несмотря на исключительно затратный способ производства, диски и кассеты с «Шлемом ужаса» обойдутся покупателю примерно в ту же цену, что и бумажный вариант, и (что особенно удивительно) значительно дешевле других аудиокниг аналогичного качества.

Разгадка этого последнего феномена кроется в самой главной и, предположительно, самой помпезной части мультимедийного проекта «Шлем ужаса» — театральном шоу, премьера которого состоится 21 ноября в Театральном центре на Страстном бульваре. Режиссером этого загадочного действа в жанре Active Fiction Show, сочетающего приемы театрального перформанса, литературы и видеоинсталляции с высокими технологиями, стала Живиле Монтвилайте (в прошлом году уже прошумевшая интерактивным шоу «Эфедра»), продюсером — Владимир Месхи (среди его самых ярких достижений — общее руководство фестивалем «Максидром» и организация гастролей группы «Тату» в Японии), а роли исполнили уже упомянутые звезды театра, телевидения и радио. Иными словами, аудиокнига стала своего рода субпродуктом этого грандиозного сценического проекта — этим и объясняется ее сравнительно невысокая розничная цена.

Большая часть деталей, касающихся самой постановки, пока сохраняется в тайне. Известно лишь, что шоу будет напрямую транслироваться в Интернет, а все зрительские места в зале Театрального Центра на Страстном оборудуют мониторами и клавиатурой, посредством которых зрители смогут не только корректировать происходящее на сцене, но и обмениваться комментариями друг с другом и с многотысячной «виртуальной» аудиторией.

Словом, страсти вокруг новой книги главного литературного гуру России кипят при нешуточной температуре. Однако трудно не заметить, что за буйством мультимедийных красок, за сладкозвучными голосами Фоменко и Канделаки голос самого Пелевина практически неразличим. Встроенный в богатый кульутрный контекст, собственно текст «Шлема ужаса» теряется, оказывается не более, чем формальным поводом для создания раскидистого мультимедийного антуража, а выход бумажной книги — самым проходным и блеклым (хотя, спору нет, необходимым) эпизодом в пафосном шествовании проекта по различным информационным средам. В этой связи трудно отделаться от ощущения, что слово «Пелевин» чем дальше, тем больше теряет свой исконный смысл, становясь не столько именем писателя, сколько успешным брендом, под который отлично подверстываются разнообразные увеселительные мероприятия. И потому, перефразируя известную цитату из раннего пелевинского рассказа «Затворник и шестипалый» («Что такое Дунька? — Дунька это такая область пространства»), на вопрос «Что же такое «Пелевин»?» сегодня можно с полным основанием ответить: «Пелевин — это такая область пространства». А в скобочках добавить — пространства развлечений. И точно так же, как и в случае с пресловутой Дунькой, в этом определении не будет практически ничего оскорбительного для объекта высказывания.

Юзефович Галина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).