Анонс сообщил: "Открытие II Московского фестиваля современного интеллектуального искусства "NOUMEN ART 2007" состоится 9 февраля в клубе "Форте". Организаторы: компания "Городской продюсерский центр" и музыкальный клуб "Форте". Фестиваль начнется 9 февраля и будет проходить на различных площадках города Москвы в течение 2007 года".
Как было не пойти на открытие фестиваля интеллектуального искусства? Никак нельзя не пойти. Что же, клуб "Форте" тихий такой, в полумраке. Постепенно народ подтянулся, все явно были знакомы – видимо, организаторы и участники. Нормально, у всех свои тусовки и сообщества – есть, значит, и круг лиц вокруг интеллектуального искусства, по версии ГПЦ ("Городского продюсерского центра"). Но это такое отдельное сообщество, поскольку люди были в основном незнакомые. За столом, предназначенным для ведущего и его вип-гостей, вывесили большую и красивую рекламу пива "Очаково" (традиционный мужик с кружкой на белом фоне), потом люди расселись, и процесс начался.
Сначала г-н Давиташвили сообщил о преемственности проекта (два года назад уже тоже что-то такое было), потом о том, как все это будет (про это – дальше), и, наконец, о сверхзадаче. Сверхзадача состояла в том, что кругом – упадок культуры, который происходит потому, что все заросло всяким разным низкопробным, а на свежие интеллектуальные культурные силы, которые есть, внимания никто не обращает. Надо что-то делать.
Далее А.Козлов (музыкант) сообщил, что все беды – от рейтингов и форматов, свою руку приложила и дисконаркомафия, поскольку именно она орудует и рейтингами, и форматами. Причем – уже с 70-х годов прошлого века, поэтому с тех пор ничего нового и не растет. Еще у него была классификация культуры, которой оказалось три вида. Просто культура ("то, что уже есть и так"), контркультура и субкультура. Например, контркультура была у хиппи или в СССР в конце 80-х, а теперь ее нет, все здоровые силы теперь в субкультуре. У него, правда, получилось так, что к культуре равно относятся Чайковский и "Фабрика звезд" с этой самой дисконаркомафией, но это частности. Тут произошел переход к тому, как именно пропагандировать правильные вещи, в связи с чем разговор окончательно перескочил на телевидение. Третий докладчик (он имеет отношение к каким-то культурным программам Евразии) сетовал на то, что раньше телевидение поднимало граждан страны к высшим уровням интеллектуализма, а теперь опускает их все ниже и ниже. Эту тему подхватил г-н Попцов (экс-глава ТВЦ), который тоже нелицеприятно отнесся к телевидению, но развил тему в том смысле, что прежде всего требуется культурно воспитать власть, а иначе она с телевидением ничего не поделает.
Дальше не так чтобы слушать стало невмоготу, но мессидж стал ясен. Речь шла о привычном народническом порыве осчастливить население Державы по крайней мере начатками интеллектуального отношения к жизни. Тут, разумеется, все упирается в телевизор – в отрицательном смысле. За данным стратегическим мессиджем как-то совсем потерялась тема новых интеллектуальных сил, которую организаторы вроде бы собрались продвигать в люди. Но этот пробел восполняется буклетом.
Прежде всего, кто поведет эту группу новых интеллектуалов вперед? Их поведет "Городской продюсерский центр" при поддержке Московской городской Думы, Комитета общественных связей города Москвы, Союза кинематографистов России и МГО Фонда "Вымпел-Гарант".
Какова последовательность действий? 9 февраля – открытие (это его я и описывал), 11 февраля – литературный конкурс, а 24 февраля – "музыкальный марафон в кинотеатре ""Пушкинский". Потом что-то еще летом и закрытие осенью.
Про музыку не скажу, а вот литераторы, которые будут участвовать в конкурсе ("проза, поэзия"): Наталия Май, Анастасия Яковлева-Помогаева, Софья Чеснокова, Арсений Гончаров, Инна Молчанова, Сергей Алхутов, Георгий Бартош, Михаил Мурунов, Владимир Монахов, Ева Наду, Татьяна Орбатова, Михаил Придворов, Алексей Караковский, Борис Худимов, Лиене Ацтиня, Артём Шепель, Алексей Корнеев, Виктория Лейковская, Софья Грехова, Кузьма Прокудин, Екатерина Маркус.
Ничего не хочу сказать плохого (и хорошего тоже – для гармонии), но имена как-то совсем не знакомы. Все выясняется просто: все они – авторы сайта http://www.lito.ru … Сайт как сайт, сетевая литература. Набрел на него ГПЦ и понял: вот оно, интеллектуальное.
Как ко всему этому отнестись? Да никак, не исследовать же какие-то личные мотивы устроителей мероприятия. К тому же присутствуют и позитивные моменты. Верят же организаторы в то, что слово "интеллектуальный" может быть приятным эпитетом, а то и брендом. Значит – ощущают мощь данного слова.
Вот какие волшебные истории случаются в феврале. Конечно, организаторы мероприятия любопытно представляют себе культурно-интеллектуальную среду РФ, и города Москвы в частности. Они ощущают ситуацию так, что все основные места города заняты телевизором, в котором доминирует масскультура. А во всех других местах царит хлад, метет вьюга, а сквозь мглу иной раз промелькнет силуэт современного субкультурного интеллектуала. Собрать бы их, обогреть, да как догонишь... Значит, надо их заманить фестивалем.
Интересен также замысел борьбы с попсой (в буклете цель мероприятия заявлена конкретно: "Терроризм – многоликое явление. Растление человеческих душ бессодержательной попсой – одно из них"). Но тут возникает тревога: а как же без нее, попсы, будет обходиться многомиллионный народ РФ? Тогда ведь общая картина совершенно изменится: в теплых и светлых помещениях будут сидеть интеллектуалы (по версии организаторов фестиваля NOUMEN ART), зато остальная территория России станет быть покрыта мглой, морозом, другими неудобствами, и по этим некомфортным местностям будут неудовлетворенно перемещаться гигантские толпы граждан РФ, не находящих себе никакой отрады даже в телевизоре. Признаться, эта картина куда более грозная, нежели предыдущая.
Но эта трагичность снимается следующим пунктом программы фестиваля. Не все так страшно, у застрельщиков нового интеллектуализма от ГПЦ есть готовность к компромиссу. Вот главное, "имперское" – как назвал его г-н Давиташвили – мероприятие в рамках интеллектуального искусства, марафон в "Пушкинском". Оно произойдет "в канун юбилея мега-звезды советского экрана Любови Орловой громкой премьерой художественного фильма "Далеко от Сансет-бульвара" (Россия-Франция), который в гламурно-державных цветах повествует о перипетиях личной жизни советских кинозвезды З0-х годов, прообразом которой Любовь Орлова является. Фильм посвящает зрителя в тайны личной жизни героев, на фоне вечной драмы одиночества художника в обществе".
Учитывая глубоко интеллектуальный дискурс Л.Орловой, следует сделать единственно возможный вывод: организаторы фестиваля ощущают, что есть на свете неведомая зверушка, которая называется "интеллектуальностью", они ее интуитивно ощущают, как живую, и пытаются приручить. Как было бы славно, если бы им это удалось, ведь в программе заявлены:
"- интеллектуальная электронная музыка
- интеллектуальный рок
- интеллектуальный джаз
- интеллектуальная песня
- интеллектуальная поп-музыка
- интеллектуальный дизайн
- интеллектуальная хореография
- интеллектуальный экран
- интеллектуальный арт-проект
- интеллектуальные строки
- интеллектуальная строфа".
Самых интеллектуальных наградят все в "элитном клубе "Форте" – так обещают. Да, разумеется, "Спонсорам: Площадка Фестиваля может быть использована в любых благотворительных и коммерческих целях".
Но вот эта искренняя тревога за то, что кольцо мглы и холода сжимается вокруг последних интеллектуалов государства, отраженная в речах собравшихся в "Форте", а также – в плане фестиваля... Это трагично, трагично – в самом деле, разве можно было догадаться, что вокруг нас всех тут именно такая безынтеллектуальная бездна? Ужас (3 раза)!