будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Культура

Ирина Герасимова:"Все хотят слышать банальное "Доброе утро"

Ирина Герасимова:"Все хотят слышать банальное "Доброе утро"
gerasimova

Директор Российского государственного музыкального центра, в который входит и многострадальная радиостанция классической музыки "Орфей", Ирина Герасимова рассказала Григорию Левонтину о том, что же сегодня происходит с "Орфеем" и куда подевались радио-пираты.

Ирина Анатольевна, Вы работали и гендиректором "Радио России - Ностальжи", радио "Маяк" - что для вас означает этот опыт?

Да, я на радио с 85 года, и  за эти двадцать с лишним лет я занималась практически всем, что связано с радио. Теперь я могу и придумать передачу и вести ее, хоть в прямом, хоть в «кривом» эфире (смеется). Занималась практически любой черновой работой – готовила программы к эфиру, брала интервью, делала репортажи, занимала должности директора программ. Работала и на телевидении, но вернулась в лоно радио. Моя нынешняя должность соединила в себе две мои ипостаси, у меня ведь музыкальное образование.

Что сейчас происходит с радио «Орфей»? Это был уникальный проект – когда в 1984 году была создана станция, специализировавшаяся на классической музыке. У «Орфея» всегда была пусть и не самая многочисленная, но очень преданная аудитория. Неудивительного, что на любые изменения на «Орфее» общество реагирует весьма нервно. «Орфей» обвиняют в разрушении традиций, неудачных изменениях в формате. Известно, что некоторые проблемы есть, насколько они серьезны?  

Да нет у «Орфея» проблем! Есть некоторые затруднения, без которых никогда не обходится. Их главная трудность – это диапазон вещания, частотный ресурс, вообще проблема многих хороших радиостанций. В Москве они вещают на УКВ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. УКВ, они же нижний FM – диапазон от 66 – до 88 Мгц, есть не на всех приемниках, низкое качество передачи сигнала в городе, что особенно  плохо для музыкальных радиостанций (cм. об этом "Бегущее по волнам"). Другая трудность, связанная с «Орфеем» - это конфликт старого и нового. Некоторые люди в руководстве «Орфея» не понимают  необходимости, развиваясь, обновлять фонотеку, менять манеру подачи материала.

Вы хотите сказать, что это не концепция, а недоработка?

Конечно! Это привычка. Это желание оставаться неизменными во всем, связанное, скорее с непониманием тенденций, а не с ортодоксальностью. И сложное финансовое положение радиостанции связано в частности с тем, что рынок не учтен. Есть люди, которым нужна классика, но никому не нужна такая манера подачи. Все хотят слышать банальное «Доброе утро…».  А что до музыки, то она востребована, но репертуар нуждается в обновлении.

А как же станции типа «Ретро-FM» или «Classic»? Ведь их репертуар тоже довольно статичен?

А вот и нет! Репертуар «Classic» лишь процентов на 30 – 40 состоит из классики как таковой. Эта радиостанция – суррогат, в самом хорошем смысле этого слова. А с «Ретро-FM», вообще пример совершенно неудачный. Вы видимо не помните старого «Ретро». В свое время они действительно крутили музыку пятидесятых – семидесятых годов. Но с тех пор их эфир претерпел существенные изменения, они добавили музыку восьмидесятых, музыку диско. Кроме того, все их проекты, связанные с неэфирной деятельностью, вечеринки в клубе «Огород», например. «Ретро» как раз является примером явной модернизации.

Каковы дальнейшие перспективы развития станции?

В руководстве станции есть два взгляда на перспективы ее развития: одни считают, что «Орфей» должен оставаться классическим во всем, в сухой и непривлекательной манере в том числе. Другие -  что пришло время перемен. Сторонники первой точки зрения не учитывают того, что трансляция концертов в эфире – это не радио. Изменения в эфире связаны именно с желанием сделать «Орфей» больше похожим на радио. Элементы оформления, привнесенные в эфир, именуемые у радийщиков лайнерами  и джинглами, направлены на то же.

Верно ли, что у радиостанции не слишком большой бюджет?

Да, он действительно скромный. Это связано и с малочисленной аудиторией, которая, к тому же становится все меньше и меньше, ведь «Орфей» не привлекателен для молодежи, а, следовательно, аудитория не расширяется. Довольно остро стоит проблема парка приемников УКВ диапазона, которые сейчас вообще сняты с производства. Противникам же реформ, могу ответить, что изменения коснулись лишь дневной части эфира и крупные концерты люди по-прежнему могут услышать в эфире «Орфея» после восьми часов.

И еще один вопрос - из другой оперы - Существуют ли сегодня радиостанции пиратские?

В последнее время я про это, слава Богу, ничего не слышала. Если они и есть, то явно в очень небольшом объеме. Вероятно это маргиналы, радикалы, любители специфической нишевой музыки. 

А почему «слава Богу»?

Дело в том, что любой нелегальный бизнес мешает легальному, честному. Такое количество достойных проектов и радиостанций имеют проблемы с волной вещания, что пираты могут вызывать и вызывают лишь негативные эмоции. Эти люди не платят за лицензию, в то время, как многие просто не могут ее себе позволить или разоряются на ней. Ситуация типичная, видео- и музыкальное пиратство осуждается во всем мире.

Но ведь раньше дело обстояло несколько по-другому?

Конечно, раньше пираты выполняли определенные общественные  функции, и отношение к ним было другое. Они являлись одной из немногих ниточек, которые связывали советского человека с внешним миром. Через них люди могли получать информацию, альтернативную официальной точке зрения нашего государства. Но политическая ситуация изменилась, и сейчас есть лицензированные радиостанции нелицеприятно высказывающиеся о нашей власти, «Эхо Москвы», например. Зато старый бренд «Свобода», связанный именно с диссидентской культурой пиратского радио, в последнее время сдает позиции. В музыке, в общем, тоже представлены различные форматы, другое дело, что есть вещи невостребованные, убыточные с экономической точки зрения и есть вещи неприличные, некорректные и незаконные, так они и не попадут в эфир, несмотря на всю свободу слова.

Фото Ирины Герасимовой с сайта "Авторадио"

См. также о РАДИО на "Прагматике культуры":

  • Алексей Венедиктов: "Если люди покупают "Эхо Москвы", то они должны знать, что покупают его вместе со мной".
  • Михаил Эйдельман: "Рифма должна образоваться не с эхом, а с жизнью Москвы!". Беседа с гендиректором радио "СИТИ FM".
  • Сергей Иванов. Радионяня (Культура советской повседневности) 
  • Алексей Глазатов: «Европа Плюс» занимается развлечением в чистом виде».
  • Михаил Зотов: "В роке тоже есть свои отбросы". Беседа с генеральным продюсером «Нашего Радио», «Best FM» и радио «Ultra»
  • Григорий Левонтин. Бегущее по волнам
  • Григорий Левонтин. Парад хит-парадов
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).