будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Культура

Источник прозы – не наша реальность и не вымысел

Источник прозы – не наша реальность и не вымысел
lkost
Леонид Костюков

С 18 сентября писатель Леонид Костюков проводит мастер-классы по прозе и поэзии в Пирогах на Сретенке. Подробно об этом здесь

Целью мастер-классов не является обучение творческому письму «с нуля», потому что основой такого письма является жгучая потребность, и если у человека ее нет, то прививать ее незачем и трудно. Главное условие участия – Вы пишете и хотите писать лучше. Главным содержанием семинаров будет разговор о конкретных произведениях – классических и участников мастер-классов. Однако, как показывает опыт, полезно иметь некий начальный язык разговора, базовую оптику, систему категорий. Примерно так:

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОЗЕ И ЭССЕИСТИКЕ
1. Проза. Глубинная природа прозы и эссеистики. Грань между поэзией и прозой. Метафора праязыка. Слово в поэзии и прозе. Еще раз о конце культуры. Старая история на новый лад.

Тут мы остановили Леонида и попросили рассказать о первом пункте подробнее. И он рассказал.

Начнем с границы между прозой и эссеистикой. Есть два взгляда на талант прозаика: что это совокупность частных и понятных способностей (чувство языка, фантазия, наблюдательность, глубина обобщения и т.п.) – либо одна редкая способность. Я считаю две вещи: что это одна способность, и что фантазия здесь, в общем, ни при чем. По-моему, источник прозы – не наша реальность и не вымысел, а нечто третье. Тут обычно спрашивают, что же это третье, что не правда и не вымысел. Ну, для начала, сны – не реальность и не вымысел. Видящий сны не находится в позиции «творца», он скорее воспринимает. Вот и прозаик – это тот, кто умеет видеть сны наяву, и материя этих его представлений – это и есть его проза. То есть проза появляется при ослаблении собственной воли, когда человек (автор) как бы раскрывается навстречу чему-то, идущему извне, сигналу. Это очень похоже на то, как поэты описывают поэтическое вдохновение, и здесь, конечно, проза соприродна поэзии. А вот эссеистика – это именно сумма способностей плюс неравнодушие к теме, плюс интонация, плюс свобода переключения, но это более человеческие, рациональные способности и несмещенное сознание автора. Эссеистика Розанова – это Розанов, Бунина – Бунин и т.д. А вот «Остров Сокровищ» - это не Стивенсон. Это иная реальность, увиденная Стивенсоном.

Теперь – между поэзией и прозой. Начнем с того, что есть стихи – как способ организации текста, и проза – как другой способ организации текста. Еще проще – в столбик и в строчку. Понятно, что этими различиями глупо заниматься долго и всерьез. Хочется понять глубинные мотивации прозы и поэзии как родов искусства. По-моему, проза – вызванный представлением автора мир, поэзия – преображенная речь. И в отношении языка, точнее, в отношении к языку хорошо отделяет поэзию от прозы метафора праязыка. Это язык до строительства Вавилонской башни. Он был не условным (договорились называть вот этого зверька белка), а абсолютным. Ему не надо было учиться. Называя вещь, мы как бы вызывали ее; вообще не было резкой границы между именем и предметом. Близкое по звуку было близко по смыслу. Потом Бог наказал строителей башни – они позабыли общий магический язык, а взамен обрели много условных языков, лишенных магической силы. Так вот. В каком-то отношении, поэзия не смиряется с утратой и ищет в языке (английском или русском) обломки праязыка: магию звука, созвучия, пробует имена вечных вещей. Проза же – искусство говорить точно на неточном, ущербном языке, за счет изменения единицы речи. Слово – не единица прозаической речи, скорее эту роль играет абзац. Оперируя большими группами слов, проза создает точное целое как из пикселей.

Концепция конца культуры – каждая история имеет свою геометрию, а эти геометрические конфигурации рано или поздно исчерпаются, а если присмотреться – уже исчерпаны. По Борхесу, «историй всего четыре». То есть следующим поколениям прозаиков остается создавать римейки, варьируя антураж.

Мне просто хотелось бы заметить, что смещение акцентов внутри истории меняет ее кардинально. Полезно вспомнить историю Агамемнона и его сына Ореста, чтобы понять: «Гамлет» Шекспира – уже римейк. Отличие Гамлета от Ореста, собственно, одно – Гамлет не спешит следовать заложенному в истории сюжету. На одной этой паузе, на промедлении возникает, может быть, лучшая трагедия в истории человечества. Или тот же Стивенсон во «Владетеле Баллантрэ» берет классический, чуть не сказочный зачин: есть два брата – хороший и плохой. И один крадет у другого: невесту, имя, наследство, а потом и жизнь. Но Стивенсон вносит одну поправку: крадет хороший у плохого. Возникает невероятно глубокая, нетривиальная вещь. А история в своей основе стара…

О том, когда и где будут проходить мастер-классы писателя Леонида Костюкова
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).