"Снимайте кино и катайтесь по миру!" - такой совет дал зрителям на встрече в «КиноКампусе им. МакГаффина» 7 февраля Олег Флянгольц, режиссер фильма «Безразличие», получившего главный приз «Кинотавра-2011». Вся история фильма, снятого в конце 1980-х гг. молодым 23-летним человеком, который просто хотел снять кино и снял, и доделанного только в 2010 г., доказывает, что все возможно, было бы желание. Самые интересные моменты дискуссии мы сегодня публикуем для всех тех, кто был и не был на показе.
Участники дискуссии:
Гости:
Модератор дискуссии и идеолог «Киношколы им. МакГаффина» - Дарья Гладышева.

Дарья Гладышева: Олег, сразу вопросы, которые Вам задают в любом интервью: как вся история началась? Как в картину попал Федор Бондарчук?
Олег Флянгольц: Да очень просто. Началось все с того, что мы с моим товарищем решили написать сценарий: «А почему бы не снять?» Я не обманываю никого. Или рассказ какой-то - почему бы не снять? У нас сценарий был тонюсенький, диалогов-то немного в фильме, потом на пленку пишешь и уже рисуешь все. Придумали - решили снять. Все спонтанно происходило, никакой трудности не было в жизни. Меня познакомил Саша Баширов с Валерой Розиным, царство ему небесное, с Федей [Бондарчук], я понял, что этот человек мне подходит. Мне дали звукача, я ему говорю: «У меня идея такая гениальная - надо снять». И начали снимать. Все очень просто.
Зритель: Я читала, что когда вы начали снимать, вам было 22 года и вы взяли денег на съемку и на пленку у мамы. Это правда?
О.Флянгольц: Абсолютная. Мне было двадцать три.
Зритель: Возможно ли так же снять фильм сегодня, как вы сняли его 20 лет назад?
О. Флянгольц: Главное - хотение и можно весь мир.
Д. Гладышева: А позже, по прошествии многих лет на фестивале в Израиле Ф. Бондарчук уговорил Вас доделать картину…
О. Флянгольц: Он не уговаривал, просто подошел и сказал: «Кино осталось?». Я говорю: «Осталось». Потом подошла Света [Светлана Бондарчук] и тоже сказала, что надо доделывать.
Д. Гладышева: А денег дали?
О. Флянгольц: Федор? Нет, не дал. Но Федя фильм еще доозвучивал. Он хотел и выполнил свой профессиональный долг, он и по фестивалям поехал, постоял...
Д. Гладышева: Расскажите легенду про песню Эдуарда Хиля из фильма.
О. Флянгольц: Легенды нет никакой. Я подумал, о том, что если поставлю какую-то «временнУю» песню, то привяжусь ко времени. Решил написать лучше в духе того времени, чтобы не кривляться. Если бы я поставил конкретную песню Хиля, было бы не то…
О. Флянгольц: Он на самом деле единственный музыкант, который сохранился. Совершенно невозможно представить там Иосифа Кобзона или Эдиту Пьеху… А Хиль был всегда веселый, задорный человек. Поэтому мы его и пригласили через друзей.
***

О. Флянгольц:
Зритель: Жива ли еще та комната, где Бондарчук и героиня сидели?
О. Флянгольц: Да-да-да. Эта комната еще жива, она стоит так, как есть, у меня в следующей комнате мастерская.
Зритель: Мне интересно, какую вы технологию там использовали.
О. Флянгольц: Делали пальцами. Я хотел изначально, чтобы сцена была замедленная. Делали не на компьютере, а покадрово. Причем, я сам сидел в «мультяшке», плавно вставлял и утрировал.
Зритель: То есть это изначально пленка?
О. Флянгольц: Сейчас этот план остался, но это уже компьютерное дело.
Зритель: Вы сказали, что много материала было снято уже в наши дни - какие именно материалы? И участвовал ли сам Бондарчук в съемках?
О. Флянгольц: Нет. Баширов снимался, потому что Баширову было тогда 33 года, Баширов и в 80 так же молодо выглядеть будет, я обожаю его. Саша уже был взрослый тогда, а Федору был 21 год, у него даже скелет не до конца сформировался.
Зритель: Кстати, как пленка сохранилась 20 лет, где она лежала?
О. Флянгольц: Лежала под кроватью, подо мной, я ее грел в мороз, в жару томил, ставил в туалете, я счастлив, что она не посыпалась.
Д.Гладышева: Картина выглядела бы по-другому, если бы вы ее сразу доделали?
О. Флянгольц: Я пытаюсь думать, что я что-то понимаю в кино и придумать что-то серьезное. Поэтому
***

О. Флянгольц: «Сначала было слово»… Действительно возникло это название. Мы не думали о названии. В смысле, мы придумали название, а потом начали думать, что снять.
Почему «Безразличие»? Понравилось. Когда было придумано название «Безразличие» и придуман уже сценарий, то мы думали, что может не «Безразличие», а «Северное сияние», потому что там был Папанин. Потом через 20 лет был вариант «Последний советский фильм»… Но я доволен тем, что название «Безразличие» было изначально придумано и оно дошло до вас.
Зритель: А где сейчас актеры, сыгравшие главные роли в фильме? Где Ольга Шорина?
Елизавета Панфилова: Приходила на премьеру.
О.Флянгольц: Она профессиональная актриса, там очень мало профессиональных актеров: Федор, Саша, Ольга.
Зритель: Олег, все эскизы рисовали вы?
О. Флянгольц: Я рисую, да.
Д.Гладышева: Еще вопросы есть? Витя, наш любимый кинозритель.
Зритель Виктор: Я хотел спросить про ваши ощущения: насколько сильно они изменились? Как вы чувствовали тогда, когда начинали снимать и сейчас, когда вы уже доснимали? Мне показалось, что ваши тогдашние и теперешние ощущения сильно отличаются…
О. Флянгольц: Было не то чтобы сложно… То, что я делаю сейчас, то что я снял - то же кино, оно создавалось только для себя. Все думали, даже Федор, как будто мы нашли какое-то старое кино и сделали современное. Тяжело было соответствовать 23-летнему, будучи уже 42-летним.
Это когда какие-то нестыковки есть, чтобы была «третьесортность» из того периода. Недельку посидел.
***
Олеся Поташинская: Мне кажется,
Д. Гладышева: Когда смотришь «Безразличие», такое ощущение, что вам очень круто на площадке было.
О. Флянгольц: Да, у меня на съемочной площадке было так весело, вы себе не представляете!
О. Поташинская: А шампанское настоящее пили?
О. Флянгольц: Да, конечно, и водку. Шампанское каждый дурак может выпить. И коньяк, и портвейн там стояли, менялась этикетка, и режиссер был поддат маленько. Но что ж поделать? Я все нарисовал, пригласил оператора, он мне сделал все практически из ничего. Это только пафос - «я - режиссер». Это веселое занятие, кино - это очень весело.
Д. Гладышева: Олег, во сколько начинались смены?
О. Флянгольц: В 9-10. Народу была туча, у меня огромная съемочная группа была.
Е. Панфилова: Мне тоже не повезло, потому что на фестивале все просили прислать монтажные листы…

О. Флянгольц: Я все расписывал, всю раскадровку сам рисовал.
Е.Панфилова:
О. Флянгольц: Я очень люблю рисовать, мне несложно. При мне не было хлопушки, я сам все делал, обводил красным вокруг того, что снял.
Д. Гладышева: В перерыве мы смотрели ваши клипы. Когда началась история с режиссурой музыкальных клипов? Амбиция быть режиссером - она всегда была?
О.Флянгольц: Я всегда дружил с рок-музыкантами и их тусовкой. На самом деле, амбиция была больше операторской, а не режиссерской. Мне не статус важен, и многие люди переходят из смежных профессий в режиссеры - операторы, сценаристы.
Д. Гладышева: В 2006 году у вас вышла документальная картина про Виктора Цоя. Может быть, нам повезет и мы сможем ее показать когда-нибудь?
Олег Флянгольц: Приглашайте.
Д. Гладышева: А сейчас Вы чем занимаетесь?
Олег Флянгольц: Не отступая от музыки - мы работаем с Константином Кинчевым, в 2013 году его группе будет 30 лет [группа «Алиса»].
О. Флянгольц: Cейчас пишем сценарий для следующего большого фильма, Елизавете он нравится в мистическом плане, но весело, пугать не будем.
Д. Гладышева: У нас присутствуют молодые клипмейкеры - можете рассказать, насколько похожи профессии кинорежиссера и режиссера музыкальных клипов?
О. Флянгольц:
Д. Гладышева: Нам нужен мастер-класс о том, как снять музыкальный клип, не вложив ни копейки.
О. Флянгольц: Сейчас это уже можно сделать. Вот камера и монтажка - что тут снимать-то? Сложно было тогда, когда мы еще снимали на пленки, и то можно камеру своровать.

Дарья Гладышева: На протяжении месяца мы показываем в «КиноКампусе им. МакГаффина» фильмы-лауреаты фестивалей прошедшего года. «Безразличие» - первый российский фильм у нас. Расскажите о фестивалях, на которых вы побывали.
О. Флянгольц: Елизавета Панфилова взялась за прокатную судьбу со всеми вытекающими.
Д. Гладышева: То есть нужно снимать еще?
О. Флянгольц: Да, нужно поснимать кино еще.
Дарья Гладышева: Елизавета, расскажите подробнее про прокатную судьбу картины. «Кинотавр» сильно влияет на нее? И более общий вопрос: как такой картине жить на нашем рынке? Непросто?

Е. Панфилова: Непросто. Но с Олег Флянгольцом все происходит как-то спонтанно и весело. Изначально не было готового бизнес-проекта. Все было, как у него 20 лет назад, так и у меня, абсолютно спонтанно. Финансировал окончание картины наш общий товарищ, который к кино не имеет никакого отношения. Он, поддавшись очарованию картины, решил вложить в нее денег, не думая особенно о том, какой от этого может быть бизнес-эффект.
Д. Гладышева: Речь идет о большой сумме?
Е. Панфилова: Да, сумма большая, потому что опять нужно было снимать сцену в стилистике того времени - соответственно павильон, костюмы, реквизиты и т.д. Там очень много компьютерной графики, которая сама по себе дорогое удовольствие. Сумма ощутимая, но как-то легко получилось ее потратить. А потом он задумался - что ж теперь с этим делать? Ему все очень нравилось, но как сделать, чтобы это понравилось кому-то еще, он не знал. И вот он прибежал ко мне - что мне делать с «Безразличием»? - Давай отправим на «Кинотавр», может возьмут хотя бы… Его «хотя бы взяли» и это мы уже считали большой победой. Фильм был показан одним из первых на «Кинотавре», и мы собрались и уехали, так как группа была на фестивале всего три дня.
На такой эффект не рассчитывала. Дальше - больше. Во-первых, в момент церемонии закрытия «Кинотавра» на сцену вышел Вячеслав Николаевич Тельнов и сказал, что обладателю главного приза Министерство культуры выделяет деньги на прокат, и у нас опять-таки не было пути назад - мы должны были заняться прокатом, раз Министерство культуры нам это предлагает.

Потом другие фестивали, узнав, что фильм получил Главный приз на «Кинотавре», стали приглашать на другие фестивали. Единственный фестиваль, который у нас был до «Кинотавра» - фестиваль «Voices» в Вологде, прекрасный проект, необыкновенный, его организует очень сильная команда. Отборщик этого фестиваля Игорь Гусько полюбил наш фильм еще до «Кинотавра», Олегу звонил и говорил, какой у нас замечательный фильм. Но там была действительно сильная программа, потому что это фестиваль европейского кино, и российский фильм в конкурсе был только один. Сейчас со школами европейского кино сложно состязаться потому, что их кино очень серьезное и сильное.
А дальше, действительно, фестиваль за фестивалем, и пришло время заняться прокатом. Я пообщалась с друзьями-продюсерами, которые выпускают российское кино. Они говорят: «Да мы сами все делаем, сами расписываем копии, сами договариваемся с кинотеатрами». Потому что дистрибуторам это не очень интересно, они понимают, что денег тут особо нет.
Это совершенно новый для меня опыт, очень тяжелый и напряженный, потому что специально группа людей сидела и занимались только этими договорами, росписью копий, переговорами с кинотеатрами и т.д. Но опыт позитивный, потому что
Например, из Новосибирска Олег Флянгольц только что вернулся очень радостный, ему понравилось и как его там приняли, и какие там зрители, и замечательный кинотеатр, где забиты все залы, и не только кино смотрят, но и записи оперы, например.
Но есть и другие города… Вот, например, у меня друг живет в Южно-Сахалинске, он очень интересуется кино хорошим, необычным. И он говорит: «У нас никогда не показывают ничего, кроме фильмов, которые выходят для толпы». И увидеть в кинотеатре что-то хорошее невозможно, с учетом того, что в Южно-Сахалинске и с интернетом большие проблемы. Он-лайн - тоже невозможно. Они действительно отрезаны от любого кинематографа, кроме массового. Понятно, что не сотни тысяч людей от этого страдают, но кому-то это все-таки нужно.
***
Д. Гладышева: Вопрос о российского кино. Сегодня все говорят о том, что качественных российских фильмов мало, единицы, и зрители смотрят третьесортное кино. В чем первопричина - в зрителях или в производстве? Команда «Киношколы им. МакГаффина» решила пойти со стороны зрителя - скоро мы набираем учебный курс для зрителей и назвали его Курс продвинутого кинозрителя. Основная задача курса - образование зрителя, мы будем прививать навыки грамотного восприятия кино, потому что считаем, что зритель - это тоже профессия.
Е. Панфилова: Это отличная идея и прекрасный проект,
Но практика показывает, что если у фильма есть определенная информационная поддержка, как только на встречу со зрителями приходит кто-то из создателей фильма, режиссер, тут же народ собирается, интересуется. Потому что
ведь надо не просто посмотреть кино и уйти, написав какой-то отзыв, а тебе опять ничего не сказали, а именно попытаться вместе воспринять просмотренное, через себя пропустить, прочувствовать и понять.
Я с удовольствием бы пошла учиться на Курс продвинутого кинозрителя, потому что всегда с юности тянулась к большому, сложному, «странному» кино. И поначалу это было очень тяжело, особенно если никто ничего не объясняет и нет специальной литературы.
Я помню, что мы с подругой в юности брали какую-нибудь кассету Бертолуччи и мучили его очень долго, смотрели мужественно, стиснув зубы, нам было очень тяжело и непонятно. Какое-то ощущение смутное оставалось в душе, но хотелось, чтобы кто-то разъяснил, что к чему. Прошли годы, прежде чем я смогла смотреть такие фильмы и получать просто физиологическое удовольствие, как вот недавно на премьере «Фауста».
Это как русская литература: нас с детства учат читать Достоевского и Толстого, а на самом деле это тяжелая и сложная литература, мало кто в мире способен ее читать, потому что она не для развлечения, а для напряженной работы.

Д. Гладышева: Курс продвинутого кинозрителя мы для того и создаем, чтобы такого рода «кинолитературу» читать вместе со зрителем, причем читать не все подряд, а только тщательно отобранный киноматериал. Объяснять же при этом все тонкости каждой конкретной картины будут профессионалы.
***
Д. Гладышева: Нашим гостям и будущим студентам дайте совет - профессия режиссера обязывает идти учиться?
Олег Флянгольц: Нет, не очень. Я, например, не учился. Кому-то надо, кому-то не надо, зависит от человека.
«Киношкола им. МакГаффина» продолжает разбираться в кинохаосе. Посмотреть расписание фильма «Безразличие» можно на сайте mcguffin.ru. Записаться на Курс Продвинутого Кинозрителя можно здесь.
18 февраля (суббота) «Киношкола им. МакГаффина» совместно с информационно-аналитическим интернет-каналом "Полит.ру" открывает цикл лекций по истории кино. Лекторами станут известные киноведы, кинокритики и историки кино. Цикл является тематическим спецпроектом в
рамках существующего с 2004 г. проекта «Публичные лекции «Полит.ру».
Первую лекцию прочтет Андрей Михайлович Шемякин, филолог, киновед, кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ, специалист по современному отечественному документальному кино.
Тема лекции: Сквозь дыры в железном занавесе. Этапы рецепции «зарубежного» кинематографа в СССР, 1955-1985. Пролог.
Лекция посвящена важной и все еще малоисследованной программе восприятия «зарубежного» кинематографа в эпоху оттепели и холодной войны, то есть время жизни страны за «железным занавесом». Будет рассмотрен значительный массив материала зарубежных кинематографий (Франции, Италии, США, Англии, Японии, Индии), а также затронута проблема ликвидации «железного занавеса» в конце 80-х. В ходе лекции будет показан тематический фильм «Во всем прошу винить Битлз» режиссера Максима Капитановского, фильм о том, что в 70-е годы любовь к музыке была не только личным делом каждого, но и социальным явлением, которое не одобрялось, воспринималось как социально опасное и могло перевернуть, а то и искалечить жизнь «битломана». Сам режиссер придет на лекцию и сможет рассказать не только о фильме, но и многих других сферах своей работы - он режиссер, сценарист, продюсер и экс-барабанщик группы "Машина времени", писатель и поэт.
Лекция состоится 18 февраля 2012 года (суббота) в 15-00 в клубе ZaVtra (бывшие «ПирО.Г.И. на Сретенке»). Адрес: Москва, ул. Сретенка 26/1 (м. «Сухаревская»). Схема проезда. Вход бесплатный.
Фотографии: Михаил Иванов