будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Короленко Псой Боголюбов Кирилл

Из рая и обратно

Из рая и обратно
Psoj_Bogolyubov52

Господи, когда после масленицы поешь постной еды, то живот болит. В раю всё было вкусно и разнообразно, а когда нас оттуда выгнали, пришлось кушать все эти тернии и волчцы. «Рай пищи» – архетипический образ здорового питания, со всеми его компонентами: сыроедением, отсутствием термической обработки и минимальным временным интервалом между получением пищи от природы и поеданием её. В принципе, это был такой большой фуршет, где можно было «help yourself» от всех дерев. Но очень скоро для Адама и Евы этот фуршет закончился, потому что они нарушили правила хорошего тона и здорового питания. За это их прогнали из приличного общества, и они оказались на улице, в неблагополучном районе, где их, совершенно беззащитных, мог обидеть любой гопник. В результате они потом сами стали гопниками и ели что попало.

Пост – преодоление такого гопничества, в том числе в отношении еды, и возможность приблизиться к райскому состоянию через общение с большим количеством растений. Мясная и молочная пища, а также рыба и яйца – всё-таки, в некотором роде, разрешенный суррогат. А подлинное питание – это общение с энергиями растений. В состоянии до грехопадения эти энергии были особенно сильны, по мнению авторитетного церковного писателя V века н. э. Немезия Эмесского. Но и сейчас, во время Великого Поста, внимание к растительному миру и связь с ним приоткрывают для нас мистическую суть питания. Питаясь растениями, человек приобретает их свойства. Между растениями не происходит борьбы за существование. Они никуда не спешат и не суетятся. Они растут вверх. Основное их занятие – это воспринимать свет и становиться им, а также беседовать с ветром и обниматься с небом. Растительная пища на самом деле ближе к райской, чем животная, хотя поначалу от неё иногда болит живот.

На противоположном полюсе по отношению к контакту с растениями находится людоедство. Если растение – это совершенный Другой, непостижимый в своей имманентной сути, то поеданием себе подобных человек тщится упростить до предела свой контакт с другими людьми. Съесть человека – это запредельный инстинкт, идущий из глубин нашего коллективного бессознательного. В период Поста нужно особенно внимательно следить за состояниями злобы – потому что за ней, по-видимому, скрывается глубоко укорененное в нашем подсознании желание напитаться живым человеческим мясом. Самые крупные монстры в мировой цивилизации были людоедами. Центральноафриканский император Бокасса всего лишь реализовал фундаментальную метафору европейской культуры, отмеченную Мишелем Фуко: король – кровавый монстр и людоед. Пожирание человека человеком остается центральным табу нашей цивилизации, но при этом оно в полной или частичной мере всегда нарушалось людьми.

Рядом с фигурой каннибала всегда обнаруживается и его кровный брат, упырь. В период поста самое время воздерживаться от так называемого «энергетического вампиризма». Например, когда человек заставляет другого человека слушать себя и всячески привлекает к себе внимание, раздражается, жалуется, обижается, но совершенно не реагирует при этом на других. Никто не в силах ему помочь, потому что он нуждается не в человеческой помощи, а в так называемой подпитке. Принято говорить, что он «сосет чужую энергию». Конечно, это метафора, но очень выразительная и поэтому оправданная. В случае неожиданной атаки со стороны такого человека в Пост лучше даже не вразумлять его, а оставить наедине с собой, подвергнуть энергетическому голоданию. При этом, конечно, не возбраняется за него помолиться – тем более что чаще всего это близкий человек.

Пост – профилактика садизма и людоедства. Поэтому во время поста надо меньше злиться, орать друг на друга, жаловаться и обижаться. С другой стороны, не следует давать себя вампирам и людоедам в пищу и в питие, потому что это приводит к созависимости с ними. Но если другой человек не является вампиром и людоедом, тогда наоборот, нужно кормить и поить его собой. Вообще, взаимное питание друг другом как хлебом и водой – повседневный смысл человеческого общения и Таинства Евхаристии. Все это, конечно, выражается ещё и в таком естественном, природном образе, как мать и дитя. Если мне постоянно кажется, что я хочу кого-то съесть или укусить, то вполне может быть, что на самом деле мне просто нужно получить порцию обычной человеческой любви в самых простых её формах.

Конечно, энергетические вампиры и моральные людоеды – ужас, что за люди. Но все-таки они милее нам, чем настоящие кровопийцы и живодёры, нарушающие одну из главных заповедей сыновей Ноя – «не отрывать от живого». Великим Постом юродивый повстречал на улице Ивана Грозного и сказал ему: «На, ешь мясо!». Тот вежливо отказался: «Я христианин, в пост мяса не ем». «А людей ешь?!» – спросил «дурак». И царю стало стыдно. В конце концов, он и правда был христианин, поэтому при всей своей жестокости не мог не знать, что христианство победило инстинкт людоедства и вампиризма Таинством Евхаристии. Иван Грозный понимал, что людей нельзя убивать, но он не понимал, как тогда быть царем. Говорил: «Тогда пойду в монахи». Между тем Евхаристия предлагает нам радикально иной образ власти друг над другом. Это освобождающая власть. Это власть Любви.

Когда Иисус впервые заговорил об этом Таинстве, его слушатели были шокированы: «Как Он может нам дать есть свою плоть и пить свою кровь?». Обратная сторона этого Таинства заключается в том, что Бог нас ест, и Его организм перерабатывает нас в клетки Его Тела. Таким образом, мы едим Бога – а Он ест нас. Точно так же устроено и человеческое общение. Мы едим друг друга и становимся друг другом. Только это уже не людоедство, а самая настоящая любовь. При этом интересно, что когда мы начинаем «есть друг друга поедом», это, видимо, та же самая любовь, то же самое желание слияния и взаимопоглощения, только неосознанное. А когда нас уже попросту тошнит друг от друга, тогда любовь заключается в том, чтобы приобрести и употребить, согласно Инструкции, подходящее противорвотное средство, каковым является терпение и прощение.

У растений не встает такого вопроса. Они умеют «быть собой» не «за счет других» и «не быть собой» не «за счет себя». Терпение, прощение, любовь – все это в итоге не что иное, как совпадение с ходом вещей, быть всем. Так что если не получается терпеть, прощать и любить – тогда можно просто забить.

Короленко Псой Боголюбов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).