будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Литературная экспедиция
Июль 17, 2025
Культура
Свинаренко Игорь

Кабаков на Днепре

Кабаков на Днепре
IMG_4133
Александр Кабаков. Фото Александры Стреловой

К движению по Днепру временно примкнул Александр Кабаков – пожалуй, самая яркая звезда русской литературы из посетивших нас по ходу экспедиции (пока что, по крайней мере).

Пароход пароходом, но ночевали мы на берегу, в «Астории». Готель (звучит весьма по-европейски, не так самобытно и регионально, как, допустим, «гостиница» или там «мокроступ»), располагающийся на все еще непереименованном пр. К.Маркса – интересен тем, что в 1919 тут размещался штаб Махно. Вот ведь была же демократия на наших просторах! Народовластие, понимаешь! А что с названиями? Я все-таки с большим удовольствием жил бы на проспекте им. Нестора Махно, чем на руинах совковых идей…

Сперва я, правда, заехал на дебаты насчет журналистики, на так называемый мастер-класс. Где вместе с российскими коллегами Виталием Лейбиным («Русский репортер») и Виктором Лошаком («Огонек»), а также украинским журналистом Юрием Володарским - обозревателем журнала с элегантным названием «Шо» - отвечал за все ремесло.

Игорь Свинаренко, Виктор Лошак, Виталий Лейбин, Юрий Володарский.

Аудиторией были молодые местные журналистки; в новое время, когда вольно заниматься, чем угодно – ну что мужику бумажки перекладывать и записывать за жирными котами? Лейбин, кстати, тоже не мальчик, не вчера поступил в СМИ, небезосновательно похвастался: журналу пять лет, инвестор не лезет в дела и не душит из-за денег, более того, дает их настолько щедрой рукой, что 2 000 евро на высокохудожественный фоторепортаж не кажутся неподъемной суммой. И еще такой штрих: цензуры нету. Ну что же, это message вполне себе международного уровня. Может, так оно и есть! 

Лошак рассказал что «Огонек» (туда же и «Вокруг света») – старейший русский журнал. Что тоже чистая правда. А вот про украинские газеты Володарский сообщил, что читать их нет смысла, и всякий легко угадает почему.

- Как же так?! – посетовал я. — А мы-то думали, что молодая украинская демократия, свежая красавица, свободна и безупречна, после известных счастливых восторгов помаранчевого Майдана!

Мое волеизъявление зал встретил молчанием. Кажется, моей легкой шутки никто не оценил.

Девушки из зала стали задавать вопросы.

- А что будет с бумажной прессой? – например.

Лейбин сообщил, что бумага никуда не денется, потому что из Интернета – как он ни хорош – не вытащить денег, для этого рекламодателю и издателю необходима бумага. Спорить тут тяжело, но на правах участника дебатов вставил реплику:

- Чтоб олигархи получали прибыль от газет – это не есть главная задача цивилизации. Богатый издатель может легко вылететь из бизнеса, например, за борт своей яхты ни с того, ни с сего. Да и что нам бумага - ах, жить без нее никак нельзя! – когда вон в Сиэтле, тоже промышленный город, небось, не хуже Днепропетровска – уже лет пять как закрылась последняя бумажная газета?! Да и New York Times готовится к закрытию бумажной версии со дня на день…

Ребята поскучнели, а я это все говорил с легкостью и беспечностью, и даже некоторым злорадством, будучи сотрудником журнала «Медведь», который уж год как обходится без бумаги и ни в чем себе не отказывает. И автором «Полит.ру», которое вообще не понимает, зачем современному издателю бумага – чтоб лесопромышленную мафию кормить?

Хотя конечно рано еще хоронить бумагу, мы таки не Сиэтл пока что.  

В то же самое время, что мы вещали перед прессой, Кабакову внимали местные писатели. Некоторым казалось, что это встреча с читателями - ан нет! В миллионном-с-лишним городе оказалось служителей музы столько, что хватило заполнить серьезный зал.

Жаль, я не успел к началу, когда Кабаков пытался рассуждать о крахе культуры. Интересно было бы посмотреть на реакцию аудитории. Я подоспел к той части встречи, когда местные призывали Кабакова к ответу:

- Вот великие писатели прошлого писали бескорыстно, а вы гонорары получаете!

- Кто – бескорыстно? Да, приведите пример! Хоть один!

Но местные не смущались и несли Кабакову свои книги в подарок.

Он брал и вежливо благодарил.

- А что ж вы не подписываете? Это нехорошо, - сделал я замечание дарителям.

Они как будто ждали этих слов и повытаскивали из карманов заранее заготовленные шариковые ручки. И начали писать на титульных листах что-то длинное и, судя по лицам, страшно серьезное.

Я люблю наблюдать такие сцены, из них лезет наружу какая-то невыразимая словами правда. Когда ты видишь, как тяжело бремя славы, как у всех участников мизансцены драматически, до неузнаваемости, меняются лица, какие страсти начинают на них играть – и как велика надежда подпольных писателей на чудо: вот классик пролистает подаренную книгу, вызовет к себе на ковер издателя и, топнув ногой, прикажет тиснуть огромным, фантастическим тиражом - тыщи этак три экземпляров! Ну, а что, вот только что Игорь Клех сообщил собравшимся, что бывают современные украинские поэты уровня Бродского; беда в том, что раньше их нельзя было печатать, а теперь некому… Да и Максим Амелин, отвечая на заданный вопрос, рассказал о том, что наш «Новый мир» и прочие толстые журналы дают и обзоры, и переводы украинских текстов, welcome!

И тут же мысленным взором наблюдаешь русского какого-нибудь модного автора, у которого загораются глаза при виде иностранного издателя, могущего тиснуть рукопись аж в самой Америке!!! В которой – замкнем круг – какой-нибудь Чарльз Буковски ваяет (ваял) нетленку в свободное от службы на почте время. На почте! Таская коробки с, грубо говоря, дерьмом. А нобелевский лауреат, уровнем которого, правда, трудно удивить Украину, как мы знаем, тоже не мог расслабиться, будто он какой днепропетровский аматор, и вынужден был преподавать в провинциальных американских университетах, ну, грубо говоря, в ПТУ – вы б заплакали, посмотрев на те университеты.

Завершив все положенные выступления, писатель Кабаков, который лет 10 прожил в Днепропетровске, пошел ностальгически осматривать город своей юности. Мы проезжали на такси дома, в которых жили его куда-то пропавшие друзья молодости и девушки, которые, насколько можно было судить по их молчанию в эфире, успели поумирать в окружении внуков и правнучек. Наконец мы выехали на Ильича, пытаясь найти дом, в котором когда-то жил юноша Саша, мечтавший стать писателем. Ну вот и стал, давно причем, но дома мы не нашли и поехали в другую, более известную точку, связанную с его молодостью – в ресторан гостиницы «Украина».

- Все осталось как было! (Если не считать сортира, который при совецкой власти никогда не был таким чистым и таким богатым) – воскликнул писатель. – Вот, все тот рояль в углу и ровно тот же столик, за которым я сиживал в юности!

- А почему ты сидел за роялем?

- На нем тут играл мой друг.

Что-то же остается от молодости. Мы неплохо пообедали в этом пафосном месте, вдвоем, с графином водки – на 100 долларов, если кому интересно.

Рассиживаться было особо некогда – Кабакова ждали в другом месте, в некоем Арт-заведении, где собрались местные. Тема была все та же: воспоминания о Днепропетровске. Кабаков был в ударе, ностальгия размягчила его и свалила в лирику, ну а как же – раз его тут помнят и любят, и смотрят снизу вверх, с восторгом. Тут же отыскались телефоны кого-то из друзей его молодости, ему передали записку от поклонницы его таланта еще с тех времен, когда в него верила только она одна! Не считая, конечно, самого автора.

Внезапно из боковой комнаты вынесли четверть самогона, как в кино про махновцев, только напиток был не мутный, а чистый, как слеза комсомолки, и поднос с салом и огурцами. Мы полюбили друг друга, мы снова были как прежде братья, которые жили в одной стране. Ее уж нет, как нет и молодости Александра Абрамовича. Конечно, не обошлось без рассказа великолепной истории о том, почему Сашиного отца, полковника, вытолкали в оставку, не дав заслуженного очередного звания: «Не хватало еще в Совецкой Армии генерала Абрама Кабакова!».

Нету ни страны, ни молодости, но из памяти о них выплавляется иногда крепкая литература.

 

 

Александр Кабаков. Фото Александры Стреловой

Свинаренко Игорь
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).