15 марта 2009 г. в Центре современного искусства Винзавод открылась выставка "Наука как предчувствие" ("Science as Suspense") - первое мероприятие в рамках Международного научно-популярного фестиваля ScienceArtFest, организованное благотворительным Фондом "Династия" и проектом "Сноб".
Пожалуй, самый большой интерес у зрителей вызвала интерактивная инсталляция «Протезированная голова», компьютерная копия головы ее создателя известного австралийского медиа-художника Стеларка. В темную комнату, где люди могли пообщаться с самообучающимся чат-ботом, выстроилась очередь.
В этой загадочной комнате зрителей встречал экран с изображением головы Стеларка, с ней можно было вести беседу, печатая на клавиатуре текст на английском.
- Понравилась ли Вам Москва? – спросил какой-то мужчина.
- Да, я бывал здесь уже дважды и мне нравится то, что я мог здесь увидеть. Далее шел рассказ Головы о том, как прекрасен русский балет и другие достижения нашей культуры и искусства.
- Закройте глаза. Голова послушно закрыла, а потом открыла глаза.
- Улыбнитесь. Голова сделала и это.
- Откройте рот. Голова показала язык.
- Закройте глаза и никогда их не открывайте. Люди загудели, чего, мол, издеваетесь над компьютерным существом. Но Голова нашла достойный выход из ситуации.
- Я не обязан Вам подчиняться и не считаю нужным исполнять Вашу команду, - сказал компьютерный Стеларк к радости зрителей.
Сам художник неутомимо общался со зрителями и журналистами, демонстрируя им способности Головы.
- Ты тупая и глупая голова, – весело напечатал он на клавиатуре.
- Вы, конечно, можете так говорить, но не забывайте о предсказании, что в будущем человечеством будут управлять роботы. Так что осторожней с фразами, - спокойно заметила Голова.
- В чем состоит смысл жизни? – продолжил Стеларк.
- It is curious, creative and caring, – мудро ответила Голова.
На вопрос корреспондента «Полит.ру» является ли это ответом самого художника, тот ответил утвердительно. «Получим ли мы на один и тот же вопрос один и тот же ответ?» «Не всегда. Например, на просьбу спеть песню или прочитать стихи, или рассказать о том, кто у Головы любимый философ, могут быть разные ответы».
«Удивляет ли Вас Голова?». «Иногда такое случается», – признался Стеларк. Он рассказал, что в базе данных его компьютерной копии около 500 тыс. английских слов. Получая вопрос, система ищет нужный ответ, а потом в реальном времени озвучивает его, не забывая показать на экране нужную артикуляцию губ. «Работает ли Ваша система только на английском?». «Пока да». Он сообщил, что его официальный сайт находится на странице www.stelarc.va.com.au.
А зрители не унимались.
- Как заработать деньги? – спросил мужчина, видимо переживающий последствия кризиса.
- О, я еще в этом новичок, – ответила Голова.
- Я люблю Вас, – напечатал кто-то.
- О, спасибо. Вы мне тоже нравитесь, – вежливо сказала Голова.
- Что такое наука? – напечатала я, ожидая короткого афористического ответа. Но Голова начало зачитывать длинное определение науки из какого-то энциклопедицического словаря.
Стеларк еще удивил всех тем, что показал третье «ухо», возникшее на его левой руке путем хирургических операций. В своем представлении этого художника, куратор выставки Дмитрий Булатов позднее скажет, что Стеларк уже на протяжении 20 лет занимается трансформациями человеческого тела.
«Я хотел общаться сам с собой. Сначала я хотел сделать ухо на голове, но с этим было бы связано много медицинских проблем. Тогда решили делать на руке», – сказал Стеларк. Он сообщил, что еще две операции, и новое «ухо» станет работать по настоящему. К уже имеющимся чипам внутри «уха» добавят микрофон, и через беспроводную связь звук будет попадать в ухо (или прямо в мозг?) Стеларка. Пользователи всемирной сети также смогут общаться с медиа-художником через Интернет.
Фотографы неутомимо щелкали затворами фотоаппаратов и скоро это «ухо» попадет на страницы всех СМИ. «Не опасно ли это для Вашего здоровья?» – спросила я. «Совсем нет», – ответил художник. «А зачем Вам третье ухо?» – задала я вопрос уже Голове. «Я не мог придумать ничего лучшего», – ответило второе «Я» художника.
Бесстрашный вызов художников направления sci-art устоявшимся воззрениям на природу и человека, пожалуй, является главным лейтмотивом выставки. Правда, если у Стеларка это сделано с юмором и вызывающим любопытство творческим эгоцентризмом и смелостью экспериментирования над самим собой, то творения некоторых других авторов отражали желание жестко и довольно зло поспорить и поэкспериментировать с самой природой.
Художник Орлан из Франции в своей инсталляции «Костюм Арлекина» представил видеопроекцию клеток различного происхождения. В специально подготовленном для этого проекта биореакторе как единое целое выращиваются клетки самого автора, а также клетки лебедя и других сумчатых и жвачных животных. В буклете выставки сообщается, что на этот проект Орлана вдохновил текст философа Мишеля Сера под названием «Светское», в котором осмысливается феномен Арлекина – одного из традиционных персонажей итальянской комедии масок.
На другом экране «Науки как предчувствия» зрители могли увидеть псевдо-документальный фильм Флориса Кайка из Нидерландов о таинственной и необратимо разрушающей человека вирусной болезни, которая поражает пациентов с медицинскими имплантантами. Фильм сделан так достоверно, что смотрится как очередной фильм ужасов или хроника из клиники инвалидов войны.
Вокруг еще одной инсталляции «Роботариум» можно было видеть немало фотографов, да и просто зрителей, которые терпеливо ждали, когда же роботы сделают «это». Два мобильных робота, придуманных Полем Граньоном из Франции, ездили по ограниченной территории и искали друг друга. У одного из них были синтетические женские причиндалы, а у другого – мужские. Периодически «возбуждаясь», они начинали искать особь другого пола и пытались слиться с ним(ней) воедино. Представляя этот проект П. Граньона Д. Булатов отметил, что в нем «все происходит как в жизни. Существа ищут друг друга, иногда не находят, но, найдя, пытаются слиться с друг другом в объятиях».
Финального акта любви я так и не дождалась, минут 15 мы с коллегой разговаривали о проблемах научной популяризации и самой выставке, одним глазом наблюдая за перемещениями роботов, но слияния так и не увидели. Правда, я поймала себя на мысли, что через какое-то время начинаешь смотреть на автоматы как на обычных животных в зоопарке, а не на механических существ. На стоявшем в центре инсталляции столе ездил третий маленький робот, изображавший ребенка. Все его движения были ограничены рамками стола, и из-за такой несвободы он плакал и ругался.
Выступившая на открытии выставки куратор выставки от Фонда «Династия», зам. исполнительного директора Роза Хацкелевич отметила, что экспозиция – лишь начало интересной программы фестиваля ScienceArtFestа. Как известно, «Династия» многое делает для популяризации науки. «Мы хотим, чтобы как можно больше людей интересовалось наукой, чтобы знание, производимое учеными, было доступным, и мы это делаем разнообразными средствами», – отметила она. Открывшийся фестиваль – развитие проекта «Научный музей XXI века» и попытка популяризовать науку средствами современного искусства.
Представитель генерального партнера Фестиваля – проекта «Сноб» – Борис Акимов поделился с присутствующими своими первыми впечатлениями. Он сказал, что был поражен тем, что увидел на выставке, особенно спаривающимися роботами. И всё увиденное заставило его вспомнить о метаниях детства. Его мама была художником, а папа – ученым, и он, будучи ребенком, то хотел пойти заниматься творчеством, то в науку, потом опять думал быть как мама, потом опять как папа. В итоге он ни стал ни художником, ни ученым, потому что не знал, что существует такое направление как sci-art, и что можно быть одновременно и тем, и другим, использовать в своем творчестве новейшие технологии и научные открытия. «Всё увиденное доказывает, что наука может быть приключением», – резюмировал он.
Руководитель проекта Винзавод Софья Проценко выразила надежду, что все мероприятия Фестиваля дадут новые импульсы для ума и что «интерактивная и разнообразная форма представления проекта позволит широкой аудитории ознакомиться со всеми, представленными на выставке, достижениями науки».
Дмитрий Булатов, куратор выставки «Наука как предчувствие», куратор Центра современного искусства в Калининграде, заметил, что не любит слово science-art, а предпочитает называть этот жанр «современное технологическое искусство». Организуя экспозицию, ему хотелось представить в равной мере художников из разных стран мира, работающих в этом жанре, многие из которых никогда не представлялись в нашей стране. «Эти художники разговаривают с публикой на актуальном языке технологий, чего мы зачастую бываем лишены в России».
Он кратко охарактеризовал представленные на выставке проекты. Помимо уже описанных выше есть еще несколько любопытных. Так, в темной комнате зрители могут увидеть проект Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно из Австрии, представляющих свое видение искусственной эволюции. Войдя в маленький зал, можно взять маленький фонарик и водить им по экрану, манипулируя искусственными созданиями в виде комарико-бабочек. В буклете выставки отмечается, что посетители могут регулировать количество света: если его будет слишком много, то это будет гибельно для насекомых, но получая неопасный заряд энергии, искусственные существа начинают воспроизводить потомство.
Проект Николаса Ривза «Геометрические бабочки» – летающие робо-кубы – основан на идеях русского конструктивиста Георгия Крутикова, который был одержим идеей летающих городов. Канадский художник эту идею оценил и воплотил в жизнь с помощью ученых из Института гексограмм. «Каждый из кубов снабжен 6 бортовыми компьютерами, датчиками движения и вентиляторами, и они запрограммированы вести себя как стая птиц. Они чувствуют все вокруг», – заметил Булатов.
В свою очередь, уже представленный выше Стеларк от лица всех художников поблагодарил организаторов выставки за возможность показать в Москве новые интерактивные и биотехнологии. Он подчеркнул значимость русского авангарда начала XX века для последующих поколений художников. А в заключение своей короткой речи художник остроумно заметил: «Я думаю, что настоящей причиной, почему Дмитрий попросил меня выступить от лица моих коллег, это желание иметь на одну Голову больше».
16 марта состоялась лекция Стеларка о его жизни и творчестве, а 17 марта перед участниками фестиваля выступил американский художник Кен Ринальдо. На выставке он представил боты-папарацци, следующих за человеком на специальных подвижных платформах и стремящихся запечатлеть «звезду».
В целом, показалось, что к такому жанру искусства как sci-art (или «современному технологическому искусству» по Буланову) нужно еще привыкать, пока оно кажется чуждым и не радующим глаз, очень порадовали лишь безудержная фантазия австралийского художника и его Голова как интересный метод обучения английскому языку.