10 лет назад, в апреле 2012 года, социальную сеть для обмена фотографиями и видео Instagram примерно за 1 миллиард долларов купила компания Facebook inc. (ныне Meta). Инста плотно вошла в жизнь современных людей, порождая своих героев. Помимо инстасамок и инфоцыган, ими стали и уличные фотографы: многие помнят интервью Юрия Дудя с Дмитрием Марковым, за год набравшее 14 миллионов просмотров. Кирилл Сафронов поговорил с Валерием Небренчиным — таганрожцем, на чей инстаграм подписано почти 10 тысяч человек со всего мира, хотя фотографирует он, в основном, Таганрог — небольшой город на юге России (в современной повестке необходимо указать, что по прямой от него до Мариуполя 100 км). Поговорили о том, как искать новые сюжеты в маленьком городе, как находить красоту там, где другим бросается в глаза разруха и неухоженность, и о том, как опираться на великую силу хэштегов.
— Фотографии в твоем аккаунте появились 1 сентября 2018 года. Причем это не похоже на случайный порыв — шесть черно-белых фото, пейзажи, Таганрог. Как так произошло? Это заранее спланированная акция?
— Можно сказать, что да. К моменту регистрации в Instagram я уже довольно-таки долго занимался фотографией — лет семь-восемь. Снимал, правда, редко, но кое-какие запасы накопились. К Instagram я относился с большим скептицизмом, меня, можно сказать, одна знакомая убедила в нем зарегистрироваться. Я некоторое время осматривался, изучая профили разных фотографов, а потом вторгся в эту сеть, начав публиковать свои старые снимки.
— А почему фотографии черно-белые?
— Я начинал снимать в цвете. Закаты-рассветы... наверное, как и многие. Но восторга от этого особого не испытывал. Потом перешел к портретам. три-четыре съемки дали мне понять, что это вообще не мое: меня не устраивали ни результаты, ни сам процесс. Так, побегав по жанрам, я в очередной раз перевел фотографию в ч/б, и она впервые мне понравилась. Так я и понял, в каком направлении нужно продолжать.
— А как ты заинтересовался фотографией?
— В детстве. У отца была фотокамера «Зенит». Как и у многих советских людей — фотография как хобби. Мы вместе с ним проявляли фотографии, и этот магический процесс меня очень интриговал. Даже в детстве, когда я был просто наблюдателем: темная комната, красный фонарь, проявитель-закрепитель… Мне всё это очень нравилось. И я всё думал: подрасту немножко и тоже займусь этим. Но время пришло взяться уже только за цифровой фотоаппарат.
— И как дальше — ты пошел учиться? Какое у тебя образование?
— Высшее неоконченное, я учился на психологии, но три курса мне хватило, чтобы возненавидеть психологию. По фотографии я тоже специально не читал никаких книг, никаких мастер-классов не смотрел. Чтобы опираться только на свою насмотренность: я люблю работы многих классиков черно-белой фотографии — Анри Картье-Брессона, Эллиотта Эрвитта. А больше всего меня на данный момент вдохновляет даже не фотограф, а венгерский режиссер Бела Тарр. Его картины наполнены черно-белой тоской, которая мне очень близка. Холодом и отрешенностью. У него есть фильм, который длится семь с половиной часов («Сатанинское танго»), и это просто черно-белое наслаждение.
— Сейчас есть такая тенденция — снимать современную российскую провинцию в настроении группы «эстетика ***» — уродство, нищета, разруха. Но ты движешься в альтернативном настроении. Почему? Интереснее искать красоту там, где она не очевидна?
— Я не ищу красоту или уродство, мне интересно то, за что может «зацепиться глаз», интересны композиционные ритмы, геометрия и немножечко — жизнь в кадре. Фотография для меня — это охота, азарт. Я не планирую кадры — они получаются сами. Это дело случая — оказаться в определенном месте в определенное время и посмотреть в видоискатель под определенным углом, успев нажать на кнопку спуска затвора. (Хорошо, что придумали серийную съемку.) КПД с данным подходом очень низкий, из сотен кадров порой ничего не удается выбрать. Но бывает, что через какое-то время смотришь на ранее отснятый материал — и он предстает в другом свете, применяешь другую обработку либо иначе кадрируешь.
— Какая у тебя техника?
— Я счастливый обладатель старого, но верного друга Canon 50D. Интересно, кто-нибудь сейчас еще снимает на такой? Прежде всего, он удобен в использовании, а его цена снимает все страхи, касаемые испорченной техники (скажем, из-за дождя).
— Пробовал ли ты как-то зарабатывать фотографией? На что ты живешь?
— Фотографией я не заработал ни копеечки. Хотя у меня некоторые люди хотели купить — для своей обложки альбома либо книги. Но я отдавал всегда безвозмездно. Фотография для меня — это не заработок, а хобби. Потому что если бы это перешло в заработок, то есть стало работой, в кратчайшие сроки мне бы надоело. А так от меня никто ничего не ожидает, ничего я никому не обязан. И это в кайф мне сейчас. А заработок мой не связан с художественной деятельностью: я восемь лет проработал ювелиром на производстве, пока оно не закрылось из-за просевшего рынка.
— А Instagram пока ничего не приносит? Я просто не знаю, как это работает вообще.
— Я тем более! Я вообще не интересуюсь этим, я ж говорю — просто фотографирую.
— Но у тебя довольно много подписчиков. Ты занимался продвижением, помогал кто-то?
— До того как выложить первую фотографию, я скрупулезно подобрал хэштеги. Просматривал ленты черно-белых фотографов по всему миру, копировал их хэштеги и сделал из них сборник «лучшее», который использовал. Изначально результата, правда, почти не было: просмотры от хэштегов приносили менее 10 % от общего количества. Но я всегда их использовал, уже и не надеялся ни на что. А в один прекрасный момент они начали приносить мне более 90 % просмотров! Хэштеги — сила! А реклама или какие-то платные услуги по продвижению — этим я никогда не пользовался.
— А список хэштегов со временем менялся?
— Незначительно. За 3,5 года, может, процентов 20–25 поменялось, но основа осталась прежней. Сейчас я использую эти хэштеги: #blackandwhite #blackandwhitephotography #bnw #monochrome, и другие.
— Подписчики у тебя со всего мира, комментарии на разных языках. Были ли моменты, что кто-то тебе написал: «Чувак, после твоих фоток я запланировал поездку в Таганрог, где там остановиться?»?
— Периодически говорят, что, мол, интересный город Таганрог. Некоторые изъявляли желание посетить, но пока никто не доехал, ну, или я не в курсе. Иногда и местные жители порой не верят, что на той или иной фотографии — наш город.
— Ну, а как все-таки выявлять красоту там, где она не очевидна?
— Нужно чаще смотреть по сторонам, в небо, а не под ноги. Но будьте осторожны — в Таганроге под ногами грязь.