будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ
Июль 8, 2025
Культура
Идлис Юлия

Как сделать «Червя» на «Верфи»

Как сделать «Червя» на «Верфи»
cherv

Российское кино, попавшее в этом году в конкурс ММКФ, полностью характеризует фраза ФСБ-шника в штатском из конкурсной картины «Червь»: «Все мы из одного места, только думаем о себе по-разному».

Кинематографические ноги «Червя», действительно, откуда только не растут, но сходятся все в одном месте. Тут и кадры, наполненные туманом в стиле Алексея Германа (режиссер картины Алексей Мурадов – его ученик), и герой-супермен а-ля Мошков в «Охоте на пиранью», и заигрывание героя с суицидом, как в «Утомленных солнцем»… Единственное, чего в этом фильме нет, - это внятного и интересного кино.

Хотя фильм Алексея Мурадова посвящен противостоянию хакера со службой госбезопасности, ноутбук в кадре появляется всего пару раз, да и то ненадолго – похоже, потому, что никто из съемочной группы не знает, как к нему подступиться. Как сказал на пресс-конференции сам Мурадов, «Интернет-пространство я понимаю слабо: у меня есть почтовый ящик, через который я общаюсь с миром, вот и все».

Зато в фильме есть авангардный монтаж: значимые склейки обозначаются клиповым мельканием кадров и звуком, похожим на проскальзывание иглы по пластинке. В результате этого авангарда зритель полностью дезориентируется и некоторое время не понимает, что говорят персонажи в кадре; приходится читать английские субтитры, чтобы оставаться в курсе дела.

А дело вот в чем. Сергей, специалист по информационным технологиям, работающий на российские спецслужбы, внезапно узнает, что его работа – вовсе не служение Родине, а предательство по отношению к товарищам-хакерам и использование Интернета в туманной политической игре. Сергей пускается в бега, долго едет куда-то на поездах и автостопом, попутно встречает друзей бывшего коллеги-хакера, которые строят деревянный парусник на верфи, и бывшую балерину и пианистку, которая стала телохранителем и на досуге дерется с местными братками на джипах. Перед тем, как сбежать, Сергей получает звание полковника и запускает в Интернет некую «правду» о спецслужбах, которая в конце концов и помогает ему победить. Хотя это уже рассказал на пресс-конференции режиссер, а в фильме о «правде» приходится только догадываться.

В «Черве» невозможно понять не только что происходит, но даже когда. В начале фильма в новостях говорят об аресте в США российского программиста по имени Дмитрий Чекашин (видимо, имеется в виду Дмитрий Чепчугов из Elcomsoft’a, арестованный в 2001 году). В то же время дальше идут разборки «по понятиям» в стиле сериала «Бригада», а кончается все и вовсе деревянным парусником на невидимой миру верфи.

Изначально этот проект и назывался «Верфь», а автором сценария и режиссером был Игорь Талпа. После его смерти в прошлом году продюсеры – братья Малышевы – передали сценарий Мурадову, который вместе со сценаристом Андреем Мигачевым значительно его переделал – и в итоге вместо «Верфи» снял «Червя». Причем в его исполнении история о русских хакерах выглядит как снятый в Голливуде фильм про русскую мафию.

Особенно характерны в этом смысле черно-белые кадры, в которых показывается советское детство главного героя, поданное в духе такого гламурного ретро, что все это выглядит как модная костюмированная вечеринка в клубе Stone. В советской квартире живет сова, непременные офицеры пьют на кухне непременную водку, 10-летнему мальчику дают поиграть у себя в комнате с боевым отцовским пистолетом, а тетка главного героя доходчиво объясняет зрителям про дефицит: «…потому что в одни руки только одну пару [сапог] дают».

Расхожие мифы и штампы советского и постсоветского времени, любовно собранные режиссером и оператором, не дают зрителю выстроить сюжет и понять, наконец, что же ему тут показывают. Вот мечты о мельхиоровых подстаканниках в поезде; вот популярная разводка с потерянным бумажником; вот угрюмые разговоры про Родину; вот бывший советский офицер, который уверен, что «мы народу служили», а кому вы – мол, непонятно. И все это существует в фильме на тех же правах, что и, например, буддийский монах, который встречается Сергею по дороге в Выборг:

- Что ты будешь делать в Китае?

- Возьму посох, привяжу к нему бутылку, и буду стучать.

И все это на фоне безлюдных лесов и пустынных городских пейзажей. Города, в которых нет никого, кроме главных героев, поезда, в которых никто, кроме них, не едет, - создается впечатление, что у режиссера не хватило актеров, и поэтому одни и те же люди вынуждены были изображать то толпу народа на парковке, то случайно проезжающих пассажиров маршрутки, то еще кого.

Отсутствие контекста – временного, пространственного, исторического, человеческого – должно было, видимо, придавать фильму характер философской притчи, но вместо этого отнимает у него последние связи с реальностью. В конце концов фильм превращается в экзамен на «подражание физическому действию», который проводят в актерских школах. Экзаменующийся ведет себя так, словно у него в руках, например, коробка с телевизором; а на самом деле у него ничего нет.

Зато есть Московский кинофестиваль, в котором два года подряд побеждали русские картины и которому не хочется превращать это дело в хорошую (или нехорошую) традицию. С «Червем» Мурадова получилось то же, что и с фильмом Алексея Учителя «Космос как предчувствие» в прошлом году: сначала его взяли в конкурс "Кинотавра", а потом дирекция ММКФ настояла, чтобы фильм участвовал в конкурсе в Москве. Сам Мурадов объясняет это тем, что представители ММКФ просто дождались, пока фильм будет полностью смонтирован, и только потом решили взять его в свой конкурс, тогда как Кинотавр был готов взять картину и в черновом варианте.

Однако причина может быть и в другом. Если бы в конкурсе XXVIII ММКФ оказался русский фильм уровня картин «Изображая жертву», «Мне не больно» или даже «Вдох - выдох», жюри в очередной раз оказалось бы перед выбором между художественностью и фестивальной этикой. А так выбора, в общем, не остается.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).