Фильм Сауля Дибба «Герцогиня» - историческая драма, основывается на событиях, действительно происходивших в Англии в 18 веке. Джорджиана Кавендиш или герцогиня Девонширская - история ее жизни, безусловно, интересна, прежде всего, женщинам. Мужчина, если заставить его смотреть это кино, скорее всего, быстро устанет от мелькания разноцветных платьев герцогини, которые она меняет с бешеной скоростью, всех этих париков, корсетов, мушек. Мужчина просидит минут двадцать, да и сбежит. А вот женская аудитория наверняка досмотрит фильм до конца, и с каждой минутой будет все сильнее злиться на экранного мужа герцогини Девонширской, развратника, тирана и деспота, а то и на мужчин вообще, которые за полтора века ничуть не изменились, разве что разрешают нынче женщинам голосовать.
В самом деле, теплых чувств у женской аудитории Дюк Девонширский в исполнении Ральфа Файнса («Английский пациент», Онегин, «Залечь на дно в Брюгге», «Список Шиндлера») вызывать не должен. Но вызывает, потому что играет очень убедительно ледяного аристократа, который дурно обращается с женой, и женится, сволочь, исключительно по расчету. Рассчитывает, что молодая и с виду здоровая Джорджиана (Кира Найтли) родит ему наследника, а решение жениться принимает, глядя, как она резвится на лужайке, и прикидывая, каковы возможности будущей герцогини в плане детопроизводства. Мать Джи, леди Спенсер, ее играет Шарлотта Рэмплинг («Гибель богов, Ночной портье», «Под песком», «Ангел»), клянется при этом, что ее девочка не подкачает.
Жена герцогу достается и впрямь выносливая, в процессе фильма рожает четверых детей, не считая мертворожденных, о которых упоминается. Однако наследник появляется только третьим, с чудовищным опозданием, а число девочек растет, не улучшая отношения в семье, и без того прохладные. С каждой новой девочкой герцог все сильнее разочаровывается в своей никчемной супруге, не сумевшей справиться с единственной обязанностью, и напропалую изменяет ей со всем, что движется, включая и единственную подругу Джорджианы, Бесс Фостер (Хэйли Этвелл) у которой тоже сложная женская судьба и трое сыновей. При этом, даже когда он насилует жену и безобразничает с Бесс и служанками, в прозрачных печальных глазах Файнса-герцога читается нечто вроде «Прости меня, я дурак». В результате, конечно, сострадаешь и как-то удивительно быстро прощаешь это неразумное дитя своего времени.
Кира Найтли («Гордость и предубеждение», «Пираты Карибского моря», «Реальная любовь») с ее породистой внешностью и в роскошных платьях выглядит прекрасно, органично вписываясь в историческое время фильма. И играет эмоционально, заставляя зрителей почти поверить, что женщина, рожавшая едва ли не на протяжении целой жизни, может сохранить анорексичную фигурку, девичью живость ума и наивную мечтательность, несмотря на все тяготы жизни, выпавшие на ее долю. В общем, всем желающим в очередной раз посмотреть, как плачут богатые, не может не понравиться печальная история про то, насколько тяжело умной, красивой и энергичной женщине существовать во времена, когда миром правят мужчины с каменными лицами.
Кстати, попутно дамы смогут убедиться в том, что брак втроем – не такая уж страшная штука.