будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Культура

Как важно быть несерьезным

Как важно быть несерьезным
KonzeptualismNizhnyNovgorodMain
Иван Чуйков. из серии "Зеркало". 1978. Выставка "Московский концептуализм. Начало". Нижний Новгород.

На выставке «Московский концептуализм. Начало» в Нижнем Новгороде одно из самых значительных течений русского современного искусства показали таким юным, дерзким и актуальным, каким в Москве его никогда не видели. «Начало» здесь выглядит не как копание в далеком прошлом, никаких архивных фотографий, кроме тех, что являются документацией акции,  нет ностальгии, «начало» читается так, как будто только сейчас все начинается, хотя представленные работы сделаны с 1972 по 1979 год.  Причина в том, что куратор выставки – не искусствовед, поставивший перед собой цель уложить явление в гроб истории искусства, а художник Юрий Альберт. Он на своем примере доказывает, что концептуализм актуален сейчас как никогда: в 2011 он получил премию Кандинского в номинации «Проект года», в этом году был приглашен Борисом Гройсом представлять Россию на Шанхайской биеннале, но в ответ на просьбу китайских организаторов процензурировать  политические моменты в своей работе отказался от участия.

Участники выставки «Московский концептуализм. Начало» Александр Юликов и Георгий Кизевальтер и куратор выставки Юрий Альберт.

Он извлек вещи из самых крупных государственных и частных собраний, собирающих концептуализм – ГТГ, музея «Другое искусство», фондов «Екатерина» и «Stella Art Foundation», к ним добавил многое ранее невиданное из собственной коллекции, и попросил художников реконструировать несохранившиеся вещи. Так что известные произведения получили новый контекст, а у зрителя появилась возможность посмотреть что-то "Новенькое". Например, объект «Термография Горького» группы «Гнездо» (Геннадий Донской, Михаил Рошаль, Виктор Скерсис).  Железный прямоугольник с нанесенными знаменательными датами жизни писателя. Они расположены от наиболее горячих до наиболее холодных. Самая холодная дата – смерть, 1936 год, а самая важная, обжигающая  – 1906 год, встреча с Лениным, потом – поездка на Капри,  а рождение - уже прохладней.

Пожалуй, именно эта работа отражает концепцию выставки. Юрий Альберт рассказывает о том, что было до него -  одна из самых горячих точек его биографии, становление московского концептуализма, по хронологии случилась до его «рождения» как современного художника.

Можно не поверить, что акценты в биографии Горького расставлены правильно – тогда можно проверить, потрогать металл рукой, и окажется, что он с одной стороны и правда горячий, а с другой – ледяной. Можно не верить, что концептуализм так важен для русского искусства, но выставка убеждает не хвалами, а объектами. Как отметил Альберт, здесь очень много вещей, впервые придуманных в русском искусстве. Например, кроме упомянутой «Теплографии», очень много объектов, экспериментально работающих не со зрением, а с другими органами чувств. Знаменитая «Пушка» Андрея Монастырского, где нужно посмотреть в глазок в ящике, и нажав кнопку, вопреки ожиданиям визуального - услышать звук. Первые работы для слепых: группа «Гнездо» сделала рельефные портреты Сахарова из сахара и Солженицына  из соли. Это реконструкция, оригиналы хранятся в ФСБ РФ,  были конфискованы при обыске – у них вообще неплохая корпоративная коллекция. В этой работе интересное переключение -  обычно мы думаем, что слепые все воспринимают на ощупь, а ведь у них еще есть возможность попробовать явление внешнего мира на вкус. Эта тема работы с остальными органами чувств сейчас вновь становится актуальной – и понятно, почему Виктор Скерсис поддержал выставки молодых художников «Варвары» и «Бестиарий», включавших в свои работы ощущения тела.

Группа «Гнездо», «Солженицын из соли» и «Сахаров из сахара», 1975

Но самым важным впечатлением от экспозиции становится не обилие открытий и экспериментов, сделанных тогда, но факт того, что концептуализм, который часто воспринимают как герметичное знание, замкнутый круг интеллектуалов, «играющих в бисер», предстает как сообщество с гражданской позицией, борцы с идеологией тоталитаризма. Как объяснил Скерсис, наш концептуализм можно разделить на две линии. Одна традиция: литературно-экзистенциальная, которая шла через литературу – именно в ней до 70-х годов оставались ростки современного искусства, обэриуты, лианозовская школа, в изобразительном же искусстве они были задавлены еще в 30-е. Вторая традиция моделирует явления современного искусства, она ближе к западной, Джозефу Кошуту, «Флюксусу». И можно разделить концептуализм на «романтический», о котором писал Гройс, и «аналитический», который представлен на этой выставке. Можно сказать, что он близок к соц-арту, собственно, его «отцы», Комар и Меламид, являются одними из главных героев выставки.  Но благодаря организации материала, проведенной Юрием Альбертом, становится понятно, что соц-арт заключается отнюдь не только в игре с визуальными проявлениями идеологии, флагами, образами вождей, лозунгами, пионерией. Это выявление внутренних принципов. В целом ряде работ есть понятие идеального среднего варианта, который подходил бы для всех, той унификации, которую в СССР пытались провести как с условиями жизни, так и с людьми. Здесь есть фото одной из первых инсталляций на территории нашей Родины.  Она просуществовал почти два года, с 1972 по 1973, на углу Профсоюзной и Наметкина. В двух комнатах жилой квартиры была воспроизведено содержание головы среднего советского  интеллигента: в ней было много чего, всего не перечислишь  – апостол Павел,  бюст Шевченко, распылялись духи, был мост через рек Стикс, «Лик человечества»  из 4-х частей – реалистической, кубистической, иконописной и символистской. Любопытно, что для той оппозиции тоже можно вывести среднее - сопротивление было тоже типовым. Диссидент должен был любить определенные вещи, что зеркально копировало установки власти на нормативы. Еще один проект - идеальный советский документ: фотографии всех имеющихся у гражданина документов, трудовой книжки, паспорта, всяких удостоверений, и выведен обобщенный вариант.

Редкая работа из коллекции ГТГ -  серия фото с текстами в форме «каталога товаров», супеобъектов для суперлюдей. 1976-77 годы – но Комар и Меламид уже успели метко раскритиковать альтернативный советскому образ жизни. Поклонение уникальному, оригинальному, подчеркивающему индивидуальность обладателя в противовес типовому и убогому здесь высмеивается как очередной тип ограниченного мышления. Устройство для того, чтобы чуждые ароматы внешнего мира не попадали тебе в нос, и можно было дышать только самим собой, а вот аппарат для отращивания ногтей на ногах, сделанный из лучших сортов красного дерева.

Актуальность московского концептуализма сегодня заключается в том, что он не был «антисоветским», как например, нонконформизм, ценность которого бывает сложно понять без советского контекста. Лев Семенович Рубинштейн, чьи работы также представлены на выставке, даже отметил на пресс-конференции противостояние: «Концептуальный дискурс в каком-то смысле подсознательно спорил с диссидентским. Я знал их и восхищался личным мужеством и готовностью к самопожертвованию, но их язык к тому времени казался неправильным, потому что он был советским, хотя и  антисоветским. Диссиденты старшего от меня поколения обращались к власти и говорили на ее же языке. Концептуалистский язык спорил с ним, он выявлял лживость и несостоятельность любого дискурса, который претендовал бы на авторитетность и универсальность».

Виртуальная скульптура, сделанной Иваном Чуйковым в своей мастерской, 1978. Фото: Игорь Макаревич. Иван Чуйков, из серии «Зеркало», в которой ставится под сомнение достоверность фотографии: вот это например, не отражение, а правая и левая руки по разные стороны рамок, копирующие жесты друг друга.

Уверенность в своей правоте, в том, что именно ты обладаешь правильным знанием, а остальные должны подчиниться – тоталитарна по своей сути, какими бы благими ни были намерения. Юрий Альберт подтверждает мнение Рубинштейна: «Неофициальное искусство конца 60-х – начала 70-х претендовало на духовность, на прекрасное, необъяснимое. Так и было – ты приходил к какому-нибудь художнику, он показывал тебе свои абстракции и религиозные прозрения на холсте, и никаких объяснений ни потребовать от него, ни получить - не то что было невозможно, это и не предполагалось. В это либо веришь, либо нет. Собственно, концептуализм и соц-арт, который возникает параллельно – это искусство, которое принципиально объяснимо, открыто пониманию».  Сотрудники нижегородского ГЦСИ, Елена Белова, делавшая экспозицию и занимавшаяся логистикой, и  Алиса Савицкая, составитель этикеток и экспликаций, вполне воплотившие мечту куратора об «университетском типе», которые проводили в 70-е западные концептуалисты, - подтвердили позицию Альберта о принципиальной ясности. Они рассказали, что общались со зрителями и слышали – «Наконец-то понятная выставка!»

Чудо, тайна, авторитет – сами знаете, кто этим соблазнял. Концептуалисты не искали новый вариант «светлого будущего».  Недоверие к любой серьезной идее, претендующей на абсолют и совершенство – есть во всех работах этой выставки. Довести до абсурда любой лозунг, претендующий на истину в последней инстанции, чтобы выявить его несостоятельность. Причем начинали с себя, с художников и положениях об искусстве. Известно, что искусство должно работать с душой зрителя – и вот Комар и Меламид устраивают аукцион человеческих душ, заключенных в клеточки и сопровожденных расписками-сертификатами. На выставке представлена душа Анджелы Джонсон, которая была продана ею «Комар и Меламид Корпорэйтед», а затем ими – на экспорт в Москву. Из коллекции Альберта, как он говорит: «Она хорошая, отзывчивая, мы ее купили вместе с Вадимом Захаровым в долевое владение».

В то время была напечатана статья Сахарова о конвергенции, его идеи широко обсуждались, и группа «Гнездо», чтобы доказать, что искусство объединяет континенты и народы – сделали акцию «Станем на метр ближе». Они предложили жителям противоположного полушария в определенное время, день и час выкопать полуметровую яму в земле, а сами обязались копать синхронно с нашей стороны, осуществление идеи подтверждено на выставке документацией. Коммуникационная труба группы «Гнездо», фигурировавшая в фильме Соловьева «Асса» - еще одно воплощение того, что искусство должно соединять людей. Известна традиция нести искусство в массы, выходить в народ, и группа «Гнездо» выносит на улицу Дмитрия Ульянова копию картины Франца Клайна на красном кумаче.

Основной прием – понимать что-либо сказанное буквально. В этом проявляется отделенность манифестов от реального воплощения, несовместимость слова и дела. Концептуалисты деконструируют не только представления об искусстве, но и социальные явления. Храните деньги в Сбербанке – и они будут работать на вас! «Аппарат для вращения сберегательной книжки» Комара и Меламида, сделанный в начале 1970-х, наглядно показывает оборот капитала – книжка закреплена в держателе, нажимаешь на кнопку, и книжка начинает вертеться, превращаясь в вихрь. Действие завораживающее, но где тут доход для вкладчика? По-прежнему актуально – нас убеждают в необходимости прокручивать средства.

Вообще, затронуто много современных тем и идей – например, экология. Комар и Меламид делали проект по превращению энергии от занятий сексом в электроэнергию, что предвещает в камерной форме проект голландского художника Юпа ван Лисхаута «Город рабов», где попытка использовать в экопоселении как биотопливо испражнения человека превращается в то, что люди начинают жить ради производства этого топлива. Акция группы «Гнездо» 1979 года, минута недышания в защиту окружающей среды - целую минуту они экономили кислород и совершенно не испускали углекислого газа.

Работы на этой выставки ироничны по отношению к любой однозначности и утверждают необходимость рефлексии. «Палец» Андрея Монастырского – объект, где необходимо взглянуть на себя со стороны, просунуть руку в ящик и указать на себя самого пальцем – один из ключевых объектов проекта. Прежде чем претендовать на объективность, надо оценить себя как субъекта. Актуальная работа о суде –концептуальная поэма-объект Риммы Герловиной, прямоугольник с ячейками на стене, разделенный на три зоны: «Рай», «Чистилище» и «Ад», и кубики с именами известных людей прошлого, которые зритель может переставлять по зонам в соответствии со своей оценкой деятельности этих людей. Все субъективно, позиции меняются, грех может оказаться добродетелью, а подвиг преступлением. «Передвижная галерея русских художников» Игоря Макаревича -  таблица с отпечатками пальцев художников и ящичек со слепками. Мы знаем, что любое касание художника уникально, и есть еще одна группа с уникальным касанием – криминальные элементы, и в те времена эти типажи соединялись, ведь искусство было запрещенным.

Сейчас, кажется, вновь наступают времена, когда фигура художника совмещается с фигурой преступника. Его вина – тотальная ирония.

Лев Рубинштейн провел на пресс-конференции аналогии: «В 1974 году творческих людей захватило властное желание проявить себя публично. Движение концептуализма явилось и стратегическим и тактическим предшественником того, что мы наблюдали зимой и весной прошедшего года. Стилистически и эстетически это очень рифмовалось для меня с серединой 70-х». На улицах начала 2010-х мы могли видеть похожую на выявленные в этой выставке черты  концептуализма ироническую рефлексию по отношению к ситуации и самим себе. Можно сказать, что это стёб, ни к чему не ведущие шуточки. Но так ли это непродуктивно – быть несерьезным? На выставке представлена документация акции КД – в огромный мешок засунули кучу надутых воздушных шаров и пустили вплавь по реке. Среди шаров был спрятан будильник, который постоянно звонил. Кто знает, может быть, шутки содержат в себе признак пробуждения сознания. Главное, чтобы шарики не сдулись и будильник был услышан.

Александр Юликов, «Дневник 1976-го года», 1976. Холст был расчерчен почти на год, на 361 квадратик, и каждый день он отмечал, как прошел день: «+», «-», «0», и еще эмоциональная окраска. Он выдержал почти десять месяцев, потом дневник остался неоконченным. Игорь Макаревич, «Передвижная галерея русских художников», 1978.
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).