будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Культура
Петровская Елена

Камо трансгреши

Камо трансгреши
156
Рисунок Георгия Литичевского

В иные дни мощь хаоса кажется непобедимой. В такие минуты сладко и страшно задуматься о трансгрессии, особенно когда вокруг изобилие текстов, где сама она подвергается нелегким испытаниям. Беглая навигация по лингвистическим просторам удерживает от соблазнов внутреннего опыта. В самом деле, трансгрессию совершает море, пытаясь завоевать сушу, хотя случается так, что оно потом отступает, или в точном смысле регрессирует. Трансгрессия в генетике знаменует усиленное проявление какого-либо признака у последующих поколений по сравнению с родительскими особями. Все мы помним задачи, связанные с вычислением доминантых и рецессивных генов у потомства, а стало быть, с определением его наружности, а то и шансов на само выживание: каких кроликов будет больше – белых или черных, какие глаза достанутся внукам – карие или зеленые.

Но даже если в современных школах перестали столь увлекательно преподавать биологию, молодой читатель может оказаться неподготовленным к встрече с трансгрессией в ее ином – гуманитарном – толковании. Даже когда об этом ничего не знаешь, настораживает то, что это «опыт-предел» (по выражению Бланшо). Не должно удивлять, что базовые теоретические тексты, посвященные осмыслению данного явления, размещены на эротических сайтах (например, «Все, что вы хотели узнать о любви…»). Действительно, трансгрессию можно связывать и с эротическим опытом. Только для Фуко, исследующего историю и дискурс сексуальности, это момент трансформации самого языка, прежде прозрачного и состоявшего на службе бесконечного: эротическая литература в ее наиболее провокативных формах бросает вызов экономике познания и труда, которой раньше подчинялась философия, видоизменяя (ее) язык таким образом, что отныне в нем поселяются конечность и смерть. Иными словами, именно эротическое насилие, но не само по себе, а взятое как фигура, то есть наглядное представление философской, но и реальной проблемы, способно переиначить язык абстракций так, чтобы в нем заговорили – оставили свой отпечаток – конечность и смерть. Или же опыт. Вводя понятие предельного опыта1, современная философия не только полемизирует с диалектикой, заменившей вопрос о бытии и пределе игрой противоречий и тотальностью2, – она стремится указать в сторону того, что является несводимо внешним, в том числе по отношению к ней и ее языку. Интересно то, что это измерение связывается с действием в своей основе внеэкономическим: это непроизводительная трата, жертвоприношение, эксцесс. Для Батая трансгрессия неотделима от игры и праздника, «в котором жертвоприношение представляет собой момент пароксизма»3.

Понятая так трансгрессия является одновременно основанием религии и источником искусства. И религия и искусство отсылают к «непроизводящему» сообществу (если вспомнить определение Нанси) – экстатическая чувственность праздника, произведение как предвестник чуда. Все это, согласно Батаю, есть выход «за рамки мира труда»4 и в этом смысле настоящая трансгрессия. Напротив, мир производящий, ориентированный на постоянство потребления, оберегает себя посредством запретов и норм. Словом, трансгрессия, как бы она себя ни проявляла, – это предельная форма опыта, бросающая вызов пользе, мышлению и языку и обнаруживающая, как ни странно, человеческое, только отныне лишенное каких-либо трансцендентных – читай священных – опор. Человек без идеи человека. Человек как проявление имманентной жизни, как сказал бы Батай.

Конечно, трансгрессия связана с преодолением пределов. Но с пределом она находится в очень необычных отношениях. Можно сказать, что трансгрессия и есть бытие предела. «Трансгрессия постоянно утверждает предел, отрицая его; этим позитивным утверждающим отрицанием она прокладывает себе путь»5. Предел – не линия, но сопротивление сил, противонаправленных силе трансгрессии. Полагаю, что действие трансгрессии отличается от привычного нам толкования карнавала, когда происходит ритуальное переворачивание ролей и система официальных предписаний попирается на короткое время. Трансгрессия – не механизм стабилизации, внедренный в культуру через практики осмеяния и пародирования существующего положения вещей. По мнению В.А. Подороги, трансгрессивному состоянию противопоставляется лишь другое трансгрессивное состояние6. По-видимому, это особое переходное пространство, имеющее динамический характер. А в плане теории – попытка мыслить жизненные проявления вне системы координат, задаваемой субъектом, диалектикой и представлением о целом.

Что остается от трансгрессии в российском контексте, который сам по себе, признаться, трансгрессивен? Остается благородство иностранного звучания. Приведу навскидку несколько примеров, из которых станет ясно, какой смысл это слово приобрело у нас. «Трансгрессия границ институций» (один раз пояснено – «переступание»), «трансгрессия науки и искусства», «трансгрессия медиума», а вот и о самом Батае – «трансгрессия границ разума и выход в сферу продуктивного безумия». Даже из этой скромной подборки видно, что «трансгрессия» приравнена к «преодолению». Речь идет о простом преодолении границ – дисциплинарных, институциональных – или специфики какого-то явления. (Трансгрессия медиума – это, конечно, не предельный опыт того, кто и так уже одной ногой в потустороннем мире; это всего лишь преодоление, оставление позади выразительного средства – ситуация утраты искусством своего языка, которую Краусс описала в качестве «post-medium condition».) В случае с интерпретацией Батая дело обстоит сложнее. Как мы сумели в этом убедиться, трансгрессия и разум несовместны. Вполне очевидно, что опять-таки имеется в виду банальный «выход за пределы». Однако остается только догадываться, что за тайный смысл М. Ямпольский, автор этих слов, вкладывает в ободряющее «продуктивное безумие»7. Может, это намек на экстравагантные эксперименты в личной жизни самого Батая?

Можно без преувеличения сказать, что на отечественной гуманитарной ниве слово «трансгрессия» утратило свой волнующий и довольно строгий смысл. Взамен им пользуются там, где написанному нужно придать респектабельность. Так, А.Ю. Микитинец, констатируя исчерпанность инструментов и языков для описания многообразия современной культуры, предлагает обосновать «трансгрессивный подход, акцентирующий внимание на динамике, многополюсных изменениях и переходе через различные границы»8. Для того, чтобы твердо убедиться в том, что эти границы не имеют ничего общего с неотделимым от трансгрессии пределом, приведем пример из того же сочинения: «Массовое увлечение возможностями пластической хирургии – явное свидетельство трансгрессивным тенденциям современности, где человек деформирует свою телесность кардинальным образом, нарушая естественные границы не только кожно-волосяного покрова, но и костно-мышечной конституции»9. Вот такой гламурный поворот.

По иронии судьбы призрачной обителью трансгрессии оказался… русский перевод многотомного романа «Гарри Поттер». Именно этим словом (наряду с «аппарированием») передается оригинальное сочетание «Apparition / Disapparition», то есть своеобразная телепортация волшебника. Мало того, что такая трансгрессия – это сложное магическое действие, которому нужно специально обучаться, на практике она сопряжена еще и с серьезнейшим риском. Во-первых, с новичком может случиться «расщеп», когда какая-нибудь часть тела застревает в точке старта. Во-вторых, во время самой трансгрессии может вырватся «кусок плоти», что, понятно, есть чистый эксцесс. Правда, и сказочной трансгрессии не удается избежать предательского окультуривания: «Правила хорошего тона предписывают волшебникам не трансгрессировать прямо в дом к другим волшебникам, а появляться где-нибудь невдалеке и последние несколько метров проходить пешком»10.

По-видимому, понять и принять какой бы то ни было трансгрессивный опыт очень трудно – хочется заслониться от него как можно основательнее. А слово, хоть оно теоретически и может ранить, все-таки ласкает взлелеянный наукой слух…

1 Батай называет этот опыт внутренним. См.: Батай Ж. Внутренний опыт / Пер. с фр., послесл. и комм. С.Л. Фокина. СПб.: «Аксиома», «Мифрил», 1997.

2 См.: Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века / Сост., пер., комм. С.Л. Фокина. СПб.: «Мифрил», 1994. С. 120.

3Батай Ж. Запрет и трансгрессия / Пер. с фр. Е. Герасимовой.

4 Там же.

5 Подорога В.А. Трансгрессия и предел. 

6 Там же.

7 Ямпольский М. Завершение завершения // Сеанс. 2005. № 21/22.

8Микитинец А.Ю. Трансгрессивные культурно-антропологические модели.

9 Там же.

10 Волшебство мира Гарри Поттера.

***
Рисунки Георгия Литичевского
 
P.S. Статья также публикуется в 4-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2013 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. -- Е.П.
Петровская Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).