2 октября на "Винзаводе" состоялся второй раунд отбора "Премия Кандинского". Премия учреждена Культурным фондом "АртХроника" в сотрудничестве с Deutsche Bank (в банке есть свой отдел, занимающийся искусством – выставочная деятельность и т.п.). О премии "Полит.ру" уже писал.
2 октября проходил отбор работ на закрытом просмотре в Москве, итогом которого должно стать составление шорт-листа (25 художников в основной номинации и по 10 в двух других). Номинации, напомним, такие:
1.Художник года.
2.Молодой художник года (до 30 лет).
3.Медиа-арт проект года.
4.Приз зрителей за лучшее произведение (победитель в этой номинации будет определяться посетителями выставок, посетителями веб-сайта премии www.kandinsky-prize.org и с помощью sms-голосования).
Голосование в самом деле было обставлено секретным образом: наверху, в "Цехе белого вина" Винзавода" были расположены работы, занявшие все стены и большую часть пола достаточно большого помещения, члены жюри ходи между ними и что-то для себя отмечали. Посторонних туда не пускали, но через стеклянную дверь процесс был виден вполне прозрачно. Потом члены жюри спускались в "Цех красного вина", где имелись некоторые артефакты – то ли не поместившиеся наверху, то ли просто так – где обящись с журналистами.
Главный редактор журнала "АртХроника", а также член жюри Николай Молох пояснил, что процедура отбора обставлена так: у каждого из членов жюри есть список работ и авторов и они, соответственно, выставляют там баллы – от 1 до 10. После чего в дело вступит арифметика и никакого субъективизма попечителей премии и местных членов жюри.
Другой нюанс состоял в том, что сначала работы принимались в электронном виде, ну а на этот просмотр отобранные работы должны были быть доставленными в материальном виде (кажется, были исключения для крупных объектов).
Далее - по расписанию премии – в середине ноября будет выставка работ из "шорт-листа", на том же Винзаводе", во время которой жюри свое решение и примет. Вроде бы, по той же арифметической системе без совещательного консенсуса – устроители премии категорически пытаются соблюсти все возможное, дабы избежать упреков в ангажированности.
Собственно, это уже будет выставка победителей (в широком смысле слова), после чего уже конкретные победители получат, что им положено, а саму выставку в марте – сентябре 2008 года покажут еще в Германия (ну - Deutsche Bank) и в США. Где именно – пока не решено. Выставки, понятное дело, будут сопровождаться каталогами.
Устроители специально отмечают, что "Премия Кандинского" "НЕ является наградой за "выслугу лет" или за творческий вклад. Это премия за лучшие художественные достижения последних двух лет (в этом году к рассмотрению принимались только работы, выполненные в 2006–2007 годах)". По их словам, с 5 июля по 5 сентября 2007 (когда принимались работы) в оргкомитет поступило 266 заявок из более, чем 20 регионов России, всего - около двух тысяч работ.
Да, члены жюри:
1. Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции.
2. Фридхельм Хютте, директор Deutsche Bank Art, Германия.
3. Валери Хиллингс, куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма, США.
4. Андрей Ерофеев, заведующий Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, Россия.
5. Екатерина Бобринская, историк искусства, специалист по искусству ХХ века, Россия.
6. Николай Молок, главный редактор журнала «АртХроника», Россия.
И еще плюс один голос (то есть, видимо, один оценщик по всем работам) от попечительского совета, состав которого был опубликован в прошлый раз.
Естественно, возникает вопрос о том, каково, собственно, качество присланного. Молох сказал, что реальные (известные) художники вполне живо откликнулись и свои работы прислали. Однако ж, понятно, что в таком формате (новая премия, работы в открытом конкурсе, всякое такое) был возможен и поток самотека. С самотеком, надо полагать, местные члены жюри как-то разобрались сами, редуцировав общий объем до лонг-листа. Вот и интересно, что там, собственно, оказалось.
Но прессу смотреть картинки совершенно не пустили (чтобы, типа, жюри не мешать – ну, у всех свои заморочки). Так что ее позвали исключительно поговорить с членами жюри. Что ж, почему не поговорить. Валери Хиллингс, например, оказалась вполне умиротворенной. По ее словам она обнаружила изрядное количество художников, имена которых она не знала. В смысле – приличные работы этих художников. Хиллингс русским искусством занимается давно, так что это действительно некие новые персонажи. В этой связи "Полит.ру" заинтересовал такой вопрос: а вот эти новые художники, они занимаются современным искусством как таковым или же современным искусством в российском изводе? Хиллингс сказала, что и так и этак. Часть явно исходит из того же русского авангарда (еще ведь и ста лет не прошло), а кто-то работает вполне в нынешнем мировом контексте.
Ну, в ноябре видно будет.