В конкурсном показе Каннского фестиваля взорвалась бомба по имени "Фаренгейт 9/11" американского режиссера-документалиста Майкла Мура.
Президент жюри фестиваля Квентин Тарантино 20 минут аплодировал фильму стоя. Мик Джаггер хлопал в ладоши с такой энергией, что ему стало жарко и пришлось снять свитер. Боб Вайнштейн, директор студии Miramax, рыдал. Сквозь шквал аплодисментов слышны были зрительские выкрики: "Долой Буша!". Кстати, рейтинг американского президента, согласно последним опросам общественного мнения, достиг рекордно низкого уровня – его поддерживают 44% американцев.
Тем не менее, Мур, получивший в 2003 году "Оскар" за документальный фильм “Боулинг для Коломбины”, направленный против “оружейного лоббирования” в США, до сих не может найти компании для организации проката фильма на территории США, виной чему, по мнению режиссера, - политика: “С самого начала на меня оказывалось давление, чтобы прекратить съемки. Теперь мне не дают показать фильм”.
Принадлежащая Мэлу Гибсону студия Icon, на которой Мур собирался снимать свой фильм, расторгла контракт через две недели после начала съемок. Потом проект купила студия Miramax, артхаусное подразделение Disney. Когда лента была готова к выходу в прокат, Miramax'у запретили заниматься дистрибуцией "Фаренгейта". Таким образом, на сегодняшний день у фильма нет дистрибутора. Когда он выйдет на широкий экран - неизвестно, но Мур и братья Вайнштейны требуют, чтобы картина была выпущена в американский прокат до 4 июля этого года. Именно летом "Фаренгейт 9/11" сможет нанести наибольший ущерб кампании по переизбранию на пост президента США Джорджа Буша-младшего, который, по мнению Мура, занимает свой пост незаконно.
“...Это сильное кино”, - заявил в интервью критик британской ежедневной газеты Daily Mail, передает CNN. “Для американцев было бы позором не увидеть этот фильм, повествующий о грязных делах, происходящих на их собственном заднем дворе”, - считает журналист, обсуждая временное отсутствие возможностей для проката фильма в США. Пока фильм допущен к просмотру по всему миру, кроме США, Тайваня и Гонконга, пишет Washington Post. Даже скептики по отношению к творчеству Мура, такие как Джеймс Роччи, критик DVD компании Netflix, приятно удивлены: “Этот фильм удался, будучи искренним и идущим от самого сердца, показывая, как людские жизни рвутся на части”.
Фильм связывает президента Буша с влиятельными семьями в Саудовской Аравии, в том числе с Осамой Бен Ладеном. Он также содержит кадры пыток иракских заключенных, фотографии мертвых иракских детей, подорвавшихся на бомбах, увечных и раненых американских солдат.
Название продиктовано мотивами известного романа американского писателя Рэя Бредбери “451 по Фаренгейту”, где указанная температура соответствует температуре, нужной для сжигания книг в антиутопичном обществе. Мур называет “9/11 по Фаренгейту” “температурой, при которой горит свобода”.
На пресс-конференции перед премьерным показом документалист так описывал предстоящее зрелище: “Половина фильма посвящена Ираку. Мы посылали операторов в американские войска, где не знали, что снимает Мур”. Далее шли непристойные выражения в адрес идеологических противников автора. “Солдаты также писали мне о своем разочаровании в войне. Это тот случай, когда наши собственные войска больше не поддерживают своего главнокомандующего”, цитирует скандального автора Guardian. Мур также открыто говорил о своем желании “вдохновить людей прийти и проголосовать за демократов в ноябре”, против “самого тупого” президента в истории США и внешней политики, “принесшей в мир много разрушений”. При этом Мур, весьма “противоречивый”, по выражению обозревателя ВВС, режиссер, считает себя “самым патриотичным американцем”, верящим в основополагающие принципы США, одним из которых является “не нападать на ту страну, которая не нападает на тебя”, что в целом идет вразрез с концепцией превентивного удара, отстаиваемой администрацией Джорджа Буша.
Краткое содержание двухчасового фильма, по описанию критика Channel 4, следующее. Все начинается с пролога, характеризующего первые 8 месяцев президентства Буша. Затем идут две четко разделенные части: 11 сентября (9/11) и Ирак. В первой части описывается, как Буш получал прибыль из операций с деньгами влиятельных семей Саудовской Аравии, как 24 членам семьи Бен Ладена было разрешено покинуть США сразу после трагедии 11 сентября, как Буш противодействовал расследованию терактов, а также личные связи президента с послом Саудовской Аравии принцем Бандаром. Мур обвиняет Буша в недооценке Бен Ладена и в насаждении среди американцев страха, позволившего отвести подозрения от Буша и начать войну в Ираке. Вторая часть, в которой журналист разъезжает по Вашингтону в трейлере, продающем мороженое, читая при этом антитеррористический "Патриотический акт", “на прочтение которого у конгрессменов не было времени”, обвиняет Буша в развязывании войны против страны, “которая на нас не нападала”. Мур также наблюдает за набором солдат в американскую армию у себя на родине в штате Мичиган и беседует с людьми, потерявшими близких в иракской кампании. “Что случится в “9/11 по Фаренгейту”, непонятно. Жара вокруг событий вполне осязаема, однако будущее все еще неясно”, - заключает критик. “Фильм наполнен сарказмом”, - пишет корреспондент Reuters.
Белый дом пока официально не комментировал информацию, утверждаемую фильмом. Критик Дерек Малкольм, говоря о том, что “9/11 по Фаренгейту” достаточно “беспристрастен”, заявил при этом, что “вряд ли кто-то будет сильно шокирован фильмом. Он точно не поможет Керри выиграть выборы”, цитирует ВВС. Консервативная английская Times тем не менее расставляет акценты на возможной будущей критике Мура, называя фильм “высокоинтеллектуальным копанием в грязи”, “кампанией одного человека против Буша”, а лично режиссера – “чудовищным эгоистом”, который “может найти международный заговор в обычном гамбургере”.
Если Miramax'у все-таки удастся разрешить юридические проблемы, фильм должен выйти в американский прокат в июле этого года, почти одновременно с началом его показа в Европе.