Мы настолько привыкли к рекламе, что не представляем, как жизнь может выглядеть без ее назойливого присутствия. Пусть даже и в Венеции XVII-го века.
«Казанова» - кино не столько о любви, сколько о рекламе - ее механизмах, способах воздействия на публику, грамотной работе с клиентом. Не зря Венеция издавна славилась как город дельцов. Рекламой в нем занимаются все: и сам Казанова, понимающий, что жажда обладания – ничто, все дело в имидже, и его комичный соперник в любви – Паприццио, опережающий время и красующийся на рекламных щитах своей империи сала. Главные герои ведут самый серьезный за весь фильм разговор на фоне огромных рекламных плакатов. Чуть ли не впервые за всю историю искусства Лэсси Хальстрому, известному нашему зрителю по фильмам «Шоколад» и «Правила дома Сидра», удалось примирить романтику и прагматику в развлекательном фильме. Примирить настолько, что когда все счастливо отплывают из Венеции на барке с ало-белыми парусами, невольно ожидаешь появления знакомого логотипа «Кока-колы».
Сюжет фильма прост, комедиен и вполне сойдет за рекламный ролик. Казанова, под угрозой изгнания из Венеции, должен найти себе богатую благоверную. Он выбирает Викторию, но влюбляется во Франческу, которая, в свою очередь, ожидает прибытия богатого и нелюбимого жениха из Генуи, а брат ее страдает от неразделенной любви к Виктории, невесте Казановы. Далее фильм предсказуемо повторяет тропы комедии ошибок, с бесконечными розыгрышами, подменами, переодеваниями, гондолами, масками и поцелуями – так, сам Казанова по меньшей мере четыре раза выдает себя за того, кем не является, а его возлюбленная – не менее трех. Ну а что? Вполне себе в стиле некогда столь популярного «Банка Империал» с его Наполеонами, Чингисханами и «Точность – вежливость королей».
К чему это? Ах, да. Мир иллюзорен, словно карнавал во дворце дожей. Герои существуют в рамках заданных костюмов, а их взаимодействие выстроено в лучших традициях маркетинга для достижения максимального результата.
Маркетологи говорят: Принципы маркетинга знает и Франческа Бруни, кивок нашему столетию - феминистка, памфлетист, скрывающаяся под маской философа Гварди. Библия рекламщика гласит: компания может добиться невероятного успеха, если ей удастся найти способ завладеть словом в сознании потенциального клиента. Словом – в прямом и переносном смысле Франческа владеет не хуже, чем шпагой. Чем бессовестно и пользуется. Будучи самым читаемым женщиной-философом, она в прямом смысле подкладывает своим почитательницам свинью - когда пишет в очередном памфлете, что современной женщине в качестве домашнего любимца необходима умная свинья. На эту удочку попадается не только Казанова, но и большинство местных продвинутых леди. Бал-маскарад во дворце дожей на следующий день неожиданно превращается в поросячьи бега, а Франческа – в законодательницу мод, какой актриса Сиена Миллер является в жизни.
Зрительная эстетика фильма во многом заслуга актеров. Хит Леджер, способный достоверно сыграть как любовь мужчины к мужчине в «Горбатой горе», так и любовь мужчины к женщинам в «Казанове», весьма аутентично смотрится в рамках галантного века и костюмированной исторической комедии, напоминая то Малковича в роли Вальмона, то Бена Аффлека во «Влюбленном Шекспире». Впрочем, вся беда в том, что с таким же успехом его могли заменить и Джуд Лоу, и Джонни Депп, который, кстати, только что появился в похожем антураже в «Распутнике». Опять-таки, главное – имидж.
Тем более, что в конце фильма выясняется, что личность Казановы не привязана к определенному человеку. Ее, как преходящее знамя или как шпагу можно передать из рук в руки, да так, что никто и не заметит подмены. Казанова – это Венеция, приключения, женщины, маски. Это стиль жизни, который покупают, приезжая в Венецию, бесчисленные туристы.