будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура
Ноябрь 17, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Хорошее кино: «Человек Божий» — тихий фильм про веру

Хорошее кино: «Человек Божий» — тихий фильм про веру
manofgod.jpeg
Кадр из фильма «Человек божий». Источник: kinopoisk.ru

Маленький несетевой кинотеатр, смекнув, что на «Человека Божьего» народ пришел специфический, для начала решил показать три трейлера фильмов, вроде как связанных с православием. И каждый из них кричал. 

Первый — о том, что документалка, которую он рекламирует, «БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ»! Что офигеют и «те, кто в контексте тонкостей жизни монастырей на греческих островах, и случайные зрители». Я не в теме. Значит — случайный? Пф-ф!

Второй — что Великая Отечественная война творила чудеса с советскими комсомолками-героинями и наполняла их бойцовский дух правильным содержанием. Насмотрелся я в церквях на комсомолок престарелых: всё им хочется, чтобы по закону было — юбки, платочки, с Лениным значки. Не научили их «в организации», что любовь превыше закона, чего уж бодаться-то попусту. Спасибо, как-нибудь без них обойдусь.

Третий — про непростой и героический путь православия на Балканах. Ух! И лица на экране счастливые-счастливые. Хоть значок вешай. Не с Лениным, конечно, а «Хочешь счастья? Я найду!». 

Прямо какая-то террористическая атака, главная задача которой — вызвать максимум отвращения к фальши, банальности, фарисейству, и заодно — к Церкви, маркетологи которой, видимо, не очень-то секут в теме создания кино. Слава Богу, после трейлеров началась совсем другая песня.

Несколько штрихов, которые, как мне кажется, помогут зацепиться русскому зрителю за этот фильм, заземлиться немного. Во-первых, в нем играет Александр Петров. Мы привыкли к тому, что он всегда самый главный, а здесь — нет, обычный. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Эта история возникла случайно. Так карты сложились, что режиссер фильма Елена Попович обратила внимание на меня, именно в этой роли. А один из артистов фильма учился в Москве, на курсе Каменьковича в ГИТИСе. И когда его спросили: “Знаешь ли ты такого артиста Сашу Петрова?” — он ответил: “Конечно, и лично знаю”. Написали смс. Потом позвонили моему агенту и большому другу Кате Корниловой, выяснили, что она живет в Греции. Они совсем офигели: как вообще такое может быть? Было понятно, что всё не просто так. Судьбоносная штука». 

Во-вторых, на ММКФ-2021, что проходил в конце апреля этого года, фильм получил приз зрительских симпатий. Мировая премьера должна была состояться в Афинах 9 ноября 2020 года в День святого Нектария, в столетие со дня его кончины, но в стране начался локдаун, так что житие праведника на большом экране гости ММКФ увидели раньше всех других православных мира.

В-третьих, режиссер Елена Попович — сербская актриса и модель, снималась в «Изгое» с Томом Хэнксом, а позже решила попробовать себя в режиссуре. «Человек Божий» — второй полнометражный фильм Попович и первая ее самостоятельная режиссерская работа. 

Итак, Египет, 1890 год. Главный герой фильма — митрополит Нектарий. Он в молитве, в помощи нищим, в общении с благодарными прихожанами своей церкви. На вид ему лет сорок. 

Его духовный отец — Софроний, который за четыре года до этого рукоположил его в сан священника и назначил в Свято-Никольский храм Каира, — уже старенький. И поэтому позволяет собой манипулировать горстке интриганов в рясах: они ловят его на крючок страха потери власти, утверждая, что Нектарий собрался его сместить. Почему они так делают, ясно не до конца: ну, видимо, своего ставленника хотели во власть привести, а Софроний уж очень любил свое чадо и, скорее всего, выбрал бы в преемники его. Чадо, которое, впрочем, он изгоняет из Египта, не особо раздумывая, даже с ним не переговорив, даже в письме об изгнании не объясняя причин. 

Нектарий грустит, но подчиняется — несмотря на то, что и прихожане, и даже местная светская власть готовы его поддержать и выступить против очередной и очевидной несправедливости. Но он отправляется в Грецию, где ему предстоит служить на похоронах и свадьбах, работать директором богословской школы, строить монастырь и на протяжении всей истории, которая кончится его смертью в 1920 году, терпеть упреки, шепот за спиной и всякие прочие мерзости, распространяющиеся всё из того же Египта даже после смерти Софрония и последовавшего дележа власти. 

Фильм сделан тихо, смиренно, просто. Так же, как и получившийся на экране портрет Нектария. «Ну как же так, это же великая несправедливость! Вы должны быть патриархом! Вы рождены творить великие дела! — кричит его помощник, которого сыграл Александр Петров (кстати, сыграл хорошо: мальчик на побегушках в его исполнении и неожиданен, и правдив — может быть, потому, что для Петрова это была первая роль на английском языке и он волновался взаправду?). — Как Вы всё это терпите?!» На что Нектарий спокойно так отвечает: «Чтобы творить великие дела, не нужно быть патриархом». 

И ему веришь. В смысле, в него, в такого вот человека — какого-то слишком доброго для всей этой колкой жизни. И думаешь тысячу раз: «Ну, я бы не выдержал: этому бы вмазал, этого бы послал, этого бы проучил как-то еще — придумал бы». А он — нет. И туалет почистит, и камни потаскает, и бурьян прополет. Нормальный? Не очень. И всё ждешь — ну, сломается же рано или поздно. Сколько можно это терпеть? Но нет: подобно супергерою, проходит Нектарий по сюжету со своей суперсилой — миром в душе. Верой. 

Только когда условный Супермен раскидывает врагов направо и налево — поверить в это проще, чем в тихое смиренное чудо Нектария. Почему так? Может, потому, что представлять себя, разбрасывающим гадов приятнее, чем себя же, но исцеляющего больного? Солиднее как-то, не знаю, представительнее, «киношнее». А может, потому, что просто представить себя на месте Нектария не получается? 

Здесь, кстати, скрыта одна серьезная проблема этого фильма. Человеку воцерковленному или хотя бы сомневающемуся наверняка будет интересно, потому что он понимает, что такое работа со страстями, молитва, пост, отчаяние, упование и робкая надежда. Человек, называющий себя атеистом, столкнется со сложностями: заранее навесив ярлыки, заранее не поверив, заранее заскучав, он просто не почувствует конфликта, который всю дорогу разворачивается в душе Нектария: как верить, если тебя наказывают ни за что? Как не бросить, не плюнуть, не разочароваться? Как помогать другим, когда сам ты, конечно, ждешь от Бога помощи, но как-то он с ней, мягко скажем, не торопится? Где брать на это силы? 

Зрителю силы как раз может дать просмотр «Человека Божьего». А где их брал сам Нектарий? Человек-то Божий...

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).