будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 25, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Хорошее кино: «Медея» — трагедия на котурнах

Хорошее кино: «Медея» — трагедия на котурнах
медея2мал.jpeg
Медея. 2021. Kinopoisk.ru

26 октября, прямо перед закрытием кинотеатров как минимум на 10 дней, в «Художественном» состоялась премьера «Медеи» — фильма Александра Зельдовича (режиссера «Москвы» по сценарию Владимира Сорокина). «Кто любил, тот поймет», — загадочно предупредил собравшихся автор перед просмотром. Но поняли не все. 

Бывают фильмы, после которых в зале светятся расслабленные улыбки людей, благодаря силе искусства снова поверивших, что если не всё, то хотя бы что-то точно будет снова хорошо. И картины, выбивающие почву (или кресла) из-под ног (или чего еще). После них просто не очень понятно, что делать, как реагировать. «Медея» как раз такая. 

Даже не ясно, как о ней написать. Пересказать сюжет? Категорически нельзя: неспроста из трейлера догадаться ни о чем не получится. Фильм идет 139 минут, поэтому вынужден удивлять особенно много. По истории разбросаны всякие грабли, о которые герои и зрители будут постоянно спотыкаться и поражаться новым ударам сценария и судьбы в лоб. 

Действие происходит в наши дни. В поисках новой жизни главные герои-влюбленные перебираются из России в Израиль. По замыслу режиссера, «тупо делать античную греческую трагедию в современной Греции, потому что тогда будет фильм про современную Грецию. Намного интереснее взять античную трагедию, которая есть такая высшая форма домонотеистического сознания, и разыграть ее на Святой земле, родине любого монотеизма».

Сравнить с исходным древнегреческим мифом? Незачем. Кто в курсе, тот в курсе, а для кого-то это снова будет означать просто спойлер. Хотя про древнюю Грецию сказать надо. Подобно тому театру, актеры часто находятся далеко — и друг от друга, и будто бы даже от зрителя. Поэтому они буквально вынуждены кричать, чтобы попробовать докричаться. Чтобы быть услышанными. Друг другом, зрителем, Богом. Хоть кем-нибудь.

Операторская работа — в эту же сторону. Обилие общих планов, пейзажей, прекрасной дали (будь это пространство под российским мостом или израильские холмы и море) также намекают на физическое отдаление, вечный вид сверху, невозможность близости. Александр Ильховский и за «Москву» был отмечен премией «Золотой Овен» за лучшую операторскую работу, и после «Медеи» без заслуженной премии не останется.

Действие держится на ​​грузинской актрисе и модели Тинатин Далакишвили и Евгении Цыганове. В них — и страсть, и ненависть, и безразличие. И брат главной героини (Евгений Харитонов) чудесное безумие зажравшегося эфэсбэшника изображает, и сутенер (Алексей Вертков) нормальное такое мудачество воплощает, притягательное. И каждая роль — что уличного художника, воющего волком, что столетнего часовщика — сделана подробно, хорошо. 

Почему же так сложно говорить о фильме? У Александра Башлачева есть такая строчка: «Баба мстит лишь за то, что не взял, что не принял любовь». Сейчас, через 40 лет после создания этой песни, звучит она грубовато (хотя я далеко не приверженец «новой этики» и всех этих новых забав). Я к тому, что «Медея», несмотря на все перечисленные достоинства, как-то по-нехорошему ошеломляет, как-то стремно ворует весь воздух из легких, не по-доброму грозит кулаком.

У «Медеи»-то жанр — не трагедия, а «Эротическая драма»! А что положено Юпитеру, быку не разрешено. В трагедии — пожалуйста: алогичные боги могут играть судьбами людей как им заблагорассудится, но в драме человек сам отвечает за свое будущее. А в фильме все герои будто заранее обречены на провал. И речь в нем не про любовь, а про какую-то помешанность. Про зацикленность на другом. Про то, что если ты делаешь своим Богом конкретного человека, то обязательно принесешь ему жертву. А принеся жертву, поверишь в то, что он тебе что-то должен. А поверив в такое, будешь требовать невозможного. И закончится всё безумием и трагедией.  

Если это так, то при чем здесь вся эта красота кадра? Странные разговоры героев про Бога (арабский террорист, монашка, влюбленная в деньги, молчаливый священник, принимающий исповедь)? Оркестр Теодора Курентзиса? Складывается ощущение, что ни при чем. Что витиеватость мысли, выливающаяся просто в неприличный по современным меркам хронометраж, и пестрота формы, отвлекающая на детали, за которыми не проглядывается никакого целого, любят появляться там, где пустует убедительное содержание. А без него можно, конечно, поболтать об эпатаже, о грехе, трагедии, человеческой глухоте по отношению друг к другу, и много о чем еще — но по существу говорить не о чем. И остается только вернуться домой и пересмотреть там что-нибудь про человека — про его цель, борьбу, конфликт, а не только падение в пропасть.  

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).