будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 12, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Хорошее кино: «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» – о том, что человек важнее своей функции

Хорошее кино: «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» – о том, что человек важнее своей функции
спенсер900.jpeg
Кадр из фильма «Спенсер». 2021. kinopoisk.ru

Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюет и брызжет воду,
И песнью тешится живой.

Такой пушкинский эпиграф мог бы быть у фильма «Спенсер: Тайна принцессы Дианы». Но авторы выбрали пошленькую фразу «Сказка, которая обернулась настоящей трагедией», чем сразу сбили меня с толку. Но пусть она вас не пугает: интонация у этой картины совсем другая. 

Начало-середина 1990-х. Принцесса Диана еще не развелась с принцем Чарльзом из-за его измены, но ситуацию уже не спасти. На сочельник всё семейство собирается в поместье Сандрингем, где все делают вид, что ничего такого не происходит. Леди Ди тошнит от этого не фигурально, а натурально. Спасается она разговорами со своими детьми и чтением книги о своей дальней родственнице, мученице Анне Болейн — английской королеве, которую муж казнил, обвинив в измене (хотя изменял ей сам). В какой-то момент она принцессе Диане начинает мерещиться. 

С самых первых кадров задается звериная серьезность происходящего в жизни королевской семьи. Военные привозят ящики и выгружают их на кухне. Они — в зеленой форме, шагающие в ногу, — прямо в кадре сменяются поварами, чье белое облачение кажется какой-то маскировкой. Лица, походка, взгляды ничем от солдатских не отличаются. На кухню мы еще будем возвращаться на протяжении всего фильма, а члены королевской семьи, помимо Дианы, вообще появятся ближе к середине. 

Леди Ди сначала долго едет, опаздывает. Она за рулем своего кабриолета, без охраны. Заблудилась. Забегает в придорожное кафе, чтобы узнать, где она. Люди при виде нее теряют дар речи. У дороги замечает знакомое пугало: оказывается, она в детстве жила неподалеку. И прямо в туфлях на каблуках принцесса бежит по полю, чтобы снять с этого пугала куртку — куртку своего отца, Спенсера.

Такой нам представляет Диану Пабло Ларраин, который в 2016 году сделал другой байопик о важной для массовой культуры фигуре — Жаклин Кеннеди («Джеки») с Натали Портман в главной роли. Принцессу Диану играет Кристен Стюарт, известная благодаря роли Беллы Свон в серии фильмов «Сумерки» и получившая в 2020 году награду «Актриса десятилетия» от Ассоциации голливудских критиков.

Ее героине больше хочется общаться с обычными людьми — скажем, на той же кухне. Или со своей помощницей Мэгги (Салли Хоукинс). Но время и платья расписаны, приличия и традиции необходимо соблюдать: принцесса Диана выглядит диковинной птичкой, которую кто-то давно посадил в клетку, но уже никто и не вспомнит, кто, когда и зачем. Ее глаза слезятся чуть ли не в каждом кадре, часто она выбегает в туалет, чтобы в своих обворожительных платьях лежать на кафеле в обнимку с унитазом. Однажды она себя даже режет специально. 

Иногда Диана выходит на улицу, чтобы поговорить, скажем, с фазанами, которых здесь же разводят для охоты. «Улетай, — говорит, — улетай, пока можешь!» Но помощники заботливо объясняют ей, что фазаны — не очень умные птицы. «Красивые, но не умные, да?» — уточняет Леди Ди. И ей продолжают заботливо объяснять, что лучше бы этих фазанов и правда застрелили на охоте. Ведь выжившие бегают по полям и дорогам, часто попадают под колеса. 

«Так вот про что был один из первых кадров», — догадываюсь. Там камера лежит прямо на асфальте. На первом плане — тушка птицы. К камере приближаются военные джипы. И ты всё ждешь — наедут? Проезжает несколько машин. Камеру тоже, слава Богу, не давят, но ощущение остается тревожное. Хотя, казалось бы, чего сопереживать уже мертвой тушке?  

Принцесса Диана до последнего пытается оставаться живой, хотя временами кажется, что это ей не удастся. Это, конечно, не про всю ее историю, а про три дня сочельника — время действия этого фильма. И в конечном счете Леди Ди, кажется, находит выход. Не такой, чтобы всё уладить. Не такой, чтобы всех спасти. А такой, как у Пушкина в «Птичке»: «В чужбине свято наблюдаю / Родной обычай старины: / На волю птичку выпускаю / При светлом празднике весны. / Я стал доступен утешенью; / За что на бога мне роптать, / Когда хоть одному творенью / Я мог свободу даровать!»

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).