будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Май 19, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Хорошее кино: «Вертинский» — сериал скорее про эпоху, чем про артиста

Хорошее кино: «Вертинский» — сериал скорее про эпоху, чем про артиста
вертинскии900.jpeg
Кадр из сериала «Вертинский». 2021. kinopoisk.ru

Этот текст не пропагандирует употребление наркотических веществ. Все их упоминания в тексте — описание художественного замысла фильма. Если у вас есть проблемы с зависимостью, обратитесь за помощью – например, в МНПЦ наркологии в Москве.

«Господи, какой же ты талантливый, как я тебя ненавижу», — вздыхает двадцатишестилетний Александр Вертинский, обращаясь к своему приятелю-поэту Константину Агееву. Дело происходит в Москве, в 1915 году, на жилом чердаке. Месте, где приятели попивают коньяк из красной грелки, догрызают ворованные ими калачи и нюхают кокаин, купленный в аптеке по просроченному чужому рецепту. «Господи, как же хочется славы!» — заключает Вертинский, забрасывая руки за голову и мечтательно поглядывая пьянеющими глазами в будущность, которую неплохо играет косой прокуренный и зыбкий потолок.

Восьмисерийную музыкальную драму по мотивам биографии удивительного артиста сняла Авдотья Смирнова — известная телеведущая («Школа злословия»), сценарист («Дневник его жены», «Прогулка») и режиссер («Два дня», «История одного назначения»). Со сценарием ей помогала Анна Пармас — режиссер многих клипов группы «Ленинград», сценарист (например, той же «Истории одного назначения»), режиссер («Давай разведемся»). И хотя авторы сериала финальным титром аккуратно сообщили нам, что «некоторые события и персонажи фильма выдуманы», на «Вертинского», конечно же, многие посмотрят в первую очередь как на байопик.  

Каждая серия озаглавлена названием одной из песен Вертинского: «Кокаинетка», «То, что я должен сказать», «Лиловый негр», «Танго "Магнолия"», «Без женщин», «Над розовым морем», «Жёлтый ангел», «Доченьки». И рассказывает о том, как Александра Николаевича швыряет по странам, женщинам, друзьям. Как он, несмотря на ужасы, выпавшие на его долю (война, революция, эмиграция, и проч.) остается верным себе — спасается выступлениями. Пытается наполнить песни (часто на чужие стихи) собственным содержанием: вместить в них боль, страх, радость, удивление. И благодаря этому выговориться со сцены, подарить зрителю то, что важно.

Вообще исторический сериал — это чудовищно дорого (декорации, костюмы, киноэкспедиции). «Вертинского» снимали в России, Турции и Венгрии. Париж — в Будапеште и Санкт-Петербурге, Голливуд и Берлин — в Стамбуле, а все кабаре, рестораны и Шанхай — в павильоне. В сериале восемь тысяч удивительных костюмов. Над женскими работала модельер Светлана Тегин, над мужскими — художник Дмитрий Андреев (лауреат премий «Золотой Орел» и «Ника»). Продюсером выступил Константин Эрнст (сериал скоро покажут на Первом канале). Также вложился и Роман Абрамович. Продюсер Александр Роднянский в недавнем интервью Елизавете Осетинской сказал, что Абрамович поддерживает около пятидесяти фильмов в год, и в этом смысле он «спонсор отечественной культуры, сопоставимый с Министерством культуры по объемам затрачиваемых средств». В общем, «Вертинский» — это не только биографический материал, но еще колоссальная работа и фантастический по российским меркам бюджет. 

Стоило ли оно того? Вопрос открытый. С одной стороны, каждая серия по отдельности сделана плотно, грамотно, с любовью и профессионализмом. Придумка с тем, что серии крутятся вокруг конкретных песен, выстреливает. Алексей Филимонов, исполнивший главную роль, проделал умопомрачительную работу. Он еще и все песни, исполняемые в сериале, сам спел! Всех артистов не перечесть: в сериале имели хотя бы по одной реплике 364 персонажа. И круто всё, трогает, интересно. 

Но мне не хватило какого-то внятного высказывания конкретно об Александре Вертинском. Что он, кто он, почему он? Получается, что он, как герой древнегреческой трагедии, ведом заоблачными богами какими-то: то они его на Первую мировую войну забросят, то революцию в России устроят, то полицию на него натравят в Константинополе, то еще что. А он такой добрый, хороший, помогает всем, старается. Только женщин-абьюзерш выбирает, но это, наверное, потому что сирота и в детстве мало любви видел. Вот и хочет, чтобы его весь мир обожал. И вертится как флюгер на крыше — ищет, откуда ветер подует. 

Я не великий знаток биографии Вертинского, и сказать «нет, на самом деле он совсем другой» не могу. Но этого и не требуется. Ведь если ты берешься за биографию, то обязан пропустить жизнь героя через себя и отважиться на высказывание. Например, последнюю серию можно было посвятить юности Александра Николаевича, показать, что вот эта пружина, которая давала ему сил и энергии на такую плодовитую и насыщенную жизнь, сжалась после смерти его родителей. Или еще как-то. В данном же случае получается иллюстрация к статье в «Википедии» — иллюстрация красивая, хорошо сделанная, иногда с немного измененными датами и локациями, на которых происходят те или иные события (например, первая свадьба Вертинского), но это для игрового кино простительно и понятно. Непростительно и непонятно — для чего было огород такой городить?

Ведь я как зритель больше узнал об истории соотечественников — переживших Первую мировую, бежавших от революции, выживающих в Константинополе, развлекающихся до прихода фашистов в Париже и Берлине, нетрезво блуждающих по Америке и Шанхаю, теряющих зубы и гордость в ГУЛАГе, трясущихся от страха в Советской России времен Сталина. В этом смысле сериал правильнее было бы назвать «Вокруг Вертинского» (была же книжка «Вокруг Чехова») или еще как-то. Или отважиться хоть на какое-то высказывание касаемо самого Александра Вертинского. Чтобы не оставалось после последней серии ощущение, что тебя водили-водили за нос по интересной комнате зеркал, а что после этого понял-узнал-почувствовал — непонятно.

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).