будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Мамаладзе Майя

Киберщелкунчик, или Формально по Гофману

Киберщелкунчик, или Формально по Гофману
krakatuk

Уже очевидно, что режиссер Андрей Могучий стал главной театральной персоной года. Видимо, так распорядились в небесной канцелярии, чтоб сезон 2005-2006 выпал в его биографии необыкновенно удачным.  Спектакль Могучего «Между собакой и волком» произвел весьма благоприятное впечатление на фестивале NET, далее показан был на форуме главной национальной театральной премии «Золотая Маска», и удостоился ее награды в номинации «Новация», а режиссер получил и Приз критики. Теперь же поставленное им шоу «Кракатук», которое с 11 июля стартовало в парке музея-заповедника «Коломенское», обещает стать главным летним развлечением Москвы. Показы пройдут вплоть до 30 сентября. На самом-то деле возраст шоу два года, его увидели во многих городах России и на Украине, уже оброс фанатами.  А в прошлом году в Ницце получил Гран-при Международного фестиваля искусств. И, наконец, очередь дошла до столицы.

В Москве премьера «Кракатука» не избежала чрезвычайных происшествий. Первоначальная дата ее, 29 июня, откладывалась два раза, и виноват в том был некий  Парнасский завод металлоконструкций. Санкт-Петербургский завод со столь богемным названием, реально оказался музам не дружественным, и попросту срывал сроки изготовления трибун для зрителей. Но вот, наконец, премьера состоялась, есть первые впечатления от первых зрителей. И что же мы можем о нем сообщить?

 Как не хотелось бы избежать рекламы,  не получится. Да и долговременный прокат «Кракатука» предполагает резонные вопросы со стороны его будущих зрителей  - ходить или не ходить?  Что это вообще такое, названное в печати то «шоу», то «цирк», а организаторы вовсе ограничились туманным определением жанра как «самое невероятное зрелище»? Можно его смотреть с малыми детьми (тем более что лето для них, по несчастью  в эту жару застрявших в городе,  выдалось убогим на развлечения)  или только взрослым? Он по «Щелкунчику» Гофмана или…?

Для начала место, парк Коломенского, выбрано прекрасное, здесь можно провести целый день, и искупаться в Москве-реке и долго гулять, и пообедать. И в шатре, воздвигнутом для шоу, совсем не жарко.  Да, «Кракатук» формально по Гофману, но не совсем. Кстати, театральная труппа Андрея Могучего и носит имя «Формальный театр», только здания ему в  Петербурге никак не найдется. Все, кто знает спектакли этого режиссера, могут подтвердить – их всегда объединяет некий сантимент, взятый из нашего советского прошлого.  И здесь, в «Кракатуке» без этого не обошлось. Особенно  это бросается в глаза в картине «Парада игрушек», в которой  на арену выбегают плюшевые зайцы, пионеры – черные и белые, что сразу же вызовет ассоциации с «Артеком», а вместе с тем у всякого бывшего советского ребенка воспоминание о том, что кукла «негритенок» была неотъемлемым атрибутом детских того времени. Выбегут и черно-белые куклы, и какие-то существа, гибридные целлулоидного пупса, обезьянки, Бурвинкля и  пластмассовой неваляшки. Все - из тех же детских, да и на елке тогда нечто подобное висело. Только все эти «игрушечные» персонажи – их авторы, художники Александр Шишкин и Алексей Богданов, достойны за свою фантазию высочайших похвал, - не забывают жонглировать, прыгать и кувыркаться на батуте, кружить в воздухе на лонже, скакать на прыгалках и так далее.

Можно сказать, что Могучий удачно обогатил всевозможным креативом идею цирка. А надо сказать, далеко не все согласны смотреть это зрелище в традиционном виде. Среди зрителей, например, перед началом можно было слышать, как подросток спрашивал родителей  «Зачем мы пришли на цирк, терпеть не могу этих клоунов, усталых животных и акробатов!» В ответ его маме пришлось срочно пересказывать сюжет Гофмана про принцессу с принцессой Перлипат, королеву Мышильду, орех Кракатук, Мари, мастера Дроссельмейера и его племянника. Взгляд тинейджера, с виду типичного геймера и любителя «мальчишеского» чтения, прояснялся, и он радостно восклицал, глядя на маленькую девочку в соседнем ряду: «Ого! Да это целый спектакль и совсем не для детей, спорим, что она в нем совершенно не разберется!»

В итоге же были глубоко удовлетворены и геймер, и пятилетняя зрительница. В сцене, где выходит свита роботов Дроссельмейера, тинейджер воскликнул «Да это же уже просто вылитый Starcraft!» (известная компьютерная игра).  А девочка была в восторге, когда ее покружил под звуки «Вальса цветов» Чайковского гигантский плюшевый заяц с лицом маски американских  индейцев, и еще более похожий на «адского кролика» из культового  фильма «Донни Дарко». Дроссельмейер выглядел в «Кракатуке» персонажем. подобным доктору Моро или Каллигари, словно он и был конструктором всех этих кибер-игрушек,  в особенности зверских зайцев. А также и ободранных красных человечков, похожих на действующее лицо «Восставших из Ада», и многоногих ходульных монстров, преследующих Мари. И на ваших глазах он превратит Щелкунчика в киборга с головой-ящиком, каждая сторона которого компьютерный дисплей с мигающим человеческим глазом.

Без музыки Петра Ильича, которая неизменно приходит в голову в соотношении со  «Щелкунчиком» Гофмана,  конечно, не обошлись. Но чаще всего она дана в ультрасовременной версии двух знаменитых «электронщиков» - Олег Гитаркина и Игоря Вдовина. И настало время открыть секрет, что же именно стало главным источником вдохновения для «театрально-циркового» представления Могучего. А стала им советская пластинка с радиопостановкой, записанной в 1966 году по мотивам балета «Щелкунчик». Поэтому когда поначалу в фонограмме «Кракатук» вы слышите голос Ведущего («Ну, дружок,  хочешь послушать сказку…» ),  то слышите вы знаменитого мхатовца  Петра Массальского. А голос Дроссельмейера рассказывающий в антракте историю ореха Кракатук принадлежит  никому иному,  как великому мхатовцу Анатолию Кторову. Щелкунчик восклицает «О, Мари! Найдите мне саблю, умоляю вас!» во время войны с мышами (на самом деле опять же все похоже на «войнушку» с ожившими игрушечными солдатами) голосом Валентины Стрепетовой. Известнейшей из советских травести, в театре переигравшей персонажи от Кая и Герды до их бабушки, а в радиотеатре до глубокой старости озвучивавшей детей и сказочных принцев.

Эта пластинка станет «главным сантиментом» и для больших зрителей, для которых те виниловые пластинки с замечательными спектаклями неотрывно связаны с их советским детством.  Как не велика на выдумки и необычайна зрелищность представления, привлекающая этим к себе «детей всех возрастов», все трюки и выдумки «Кракатука» не перечислишь, самой запоминающей станет в нем сцена, где Мари – рыжая девочка в красном платье, сидит на своей кровати, а вся арена вместе с ней превращается в вертящуюся грампластинку. Эффект достигнут с помощью видеопроекции Александра Малышева, непоследнего чуда и кудесника в ряду многих в «Кракатуке». Продюсер его Олег Чесноков собрал поистине уникальную команду. Следует признать, что, несмотря на дороговизну билетов (от 600 до 1700 рублей), шоу стоит того, чтоб на него посмотреть.

Мамаладзе Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).