будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура
Идлис Юлия

Ким Шунпей Костяная Нога

Ким Шунпей Костяная Нога
bloodbones

Летом все можно делать не торопясь: ходить по магазинам, сидеть в кафе, смотреть кино. После июньской суеты Московского международного кинофестиваля, на котором никто не успевает посмотреть все, что хочется посмотреть, можно расслабиться и наслаждаться фестивальным кино, которое ретивые продюсеры закупили для российского проката.

В этом году фестивальный улов довольно хорош: на экраны вышел фильм Михаэля Ханеке «Скрытое», азиатские «Три экстрима», «Пыль» Сергея Лобана и т.п. А вчера, 4 августа, московскому зрителю показали «Кровь и кости» японца Йоичи Саи с Такеши Китано в главной роли. Московский зритель несколько оторопел.

«Кровь и кости» - совсем не то японское кино, к которому мы привыкли. Если бы в нем не было Такеши Китано, который сам по себе уже давно стал узнаваемым брендом «японскости» на Западе, этот фильм был бы абсолютно непроницаемым для западного зрителя, - со своими японско-корейскими отношениями, политическим подтекстом, азиатским коммунизмом, национальным бытом и всем-всем-всем. И хотя в Азии фильм собрал свои 4,6 миллиона долларов, у нас он вышел в ограниченный прокат - всего пятью копиями, - и московскому  зрителю лучше заранее приготовиться к тому, что сейчас его будут разочаровывать.

Мы привыкли, что азиатское кино – это потрясающей красоты кадры, леденящие душу истории о мертвых маленьких девочках (Такаси Миике), душераздирающие любовные драмы (Вонг Кар-Вай) или, на худой конец, ироничные водевильные боевики («Затойчи» с тем же Китано). Поэтому, оказываясь перед экраном, на котором некрасивые бедные люди в некрасивых нищих интерьерах в течение двух с половиной часов ведут себя некрасиво, мы просто не знаем, что делать. И испытываем катарсис – от удивления.

«Кровь и кости» сняты по автобиографическому роману Согиру Яна, сюжет которого крайне прост: герой рассказывает о своем отце и семье. Отец при этом оказывается негодяем и деспотом, насилует жену, бьет детей, калечит работников в своем рыбном цехе, устраивает дебоши, натравливает мафию на должников и вообще живет по-свински, пока наконец не умирает. Надо сказать, что зритель ждет его смерти с не меньшим нетерпением, чем члены его многострадальной семьи: после первых десяти минут фильма становится понятно, что пока этот самый Ким Шунпей не умрет, никого из кинозала не выпустят.

Добрая половина героев фильма плохо кончает: кто-то топится, кто-то вешается, кого-то душит в постели сам «хозяин» (Такеши Китано), кто-то умирает от рака, кто-то выходит из японской тюрьмы и пропадает без вести в Северной Корее. Единственный способ решения проблем – драка, единственный язык, который все понимают, - язык насилия. Все это происходит на фоне запутанных японско-корейских разборок, коммунистических призывов и распевания военно-патриотических песен, что окончательно дезориентирует растерянного западного зрителя, который с трудом отличает корейца от японца, не говоря уже об их политических взглядах.

В результате непонятно, как смотреть это кино. Озадаченный зритель пытается втиснуть «Кровь и кости» в знакомые жанровые и сюжетные стереотипы – это что, комедия? трагедия? боевик по-японски? чернуха по-корейски?, – но за два с половиной часа экранного времени фильм умудряется не раз вывернуться из тисков здравого смысла и в конце концов остается довольно страшным повествованием за гранью разумного, без всяких определений.

«Кровь и кости» можно смотреть как фильм про «их нравы»: жизнь корейской диаспоры в Японии, свадебные и погребальные обычаи, приметы и молитвы. Про то, как режут рыбу, шьют одежду, рожают детей, пишут иероглифами, и т.д. И тогда кульминацию надо искать в сцене, когда Ким режет свинью, выпуская из нее кровь и кишки на глазах восхищенных соседей и работников, – почти «Апокалипсис сегодня».

«Кровь и кости» можно смотреть как японский вариант американской slapstick comedy – комедии, где главным движущим мотивом сюжета и основным «гэгом» является избиение героями друг друга. В этом фильме так много дерутся и избивают, что зритель довольно скоро начинает воспринимать эти побои как веселые водевильные шутки. И ищет кульминацию в сцене похорон дочери Кима, когда четыре человека носят по комнате одеяло, на котором лежит ее тело, чтобы уберечь его от дерущихся гостей и летящих во все стороны объедков.

«Кровь и кости» можно смотреть как фильм про корейское сопротивление в Японии и про сопротивление вообще. Герои много говорят о родине, о корейско-японской войне, поджигают полицейский участок, попадают в тюрьму и обсуждают революционную стратегию Мао Дзэ Дуна. И кульминация всего этого наступает  сцене на вокзале, когда под патриотические корейские песни один из героев уезжает в Северную Корею, за поездом бежит его возлюбленная, друзья плачут - почти «Сибирский цирюльник».

«Кровь и кости» можно смотреть как фильм про повторение семейных паттернов. Название фильма – отсылка к старинной корейской песенке, которая звучит в начале и в которой говорится: «Кровь мне досталась от матушки, кости – от отца…». Сын повторяет судьбу отца, дочь – судьбу матери. Раз за разом герои попадают в ловушку той системы отношений и поведения, которую знают с пеленок, потому что только ее и видели: насилие, побои, лицемерие, доведение до самоубийства… И кульминация не наступает вообще, потому что два с половиной часа на повторение одного и того же – это все-таки слишком много.

«Кровь и кости» можно смотреть как фильм про коммунистов – и это лучше всего, потому что тут мы хотя бы узнаем то, о чем идет речь. Зритель весело откликается на знакомые с детства реплики типа «отстань, компартия» и «японская компартия сменила курс», с диссидентской ухмылкой встречает патриотические разговоры и с готовностью узнает в герое Такеши Китано, с одной стороны, Сталина, а с другой – карикатурного капиталиста с советских агитплакатов 1920-х годов.

Ким Шунпей – владелец рыбного цеха и ростовщик, который ходит с монтировкой, не платит рабочим, доводит до самоубийства своих должников и все время повторяет «кто не работает, тот не ест» (хотя понятно, что у него в цехе что работай, что не работай…). Но к середине фильма неожиданно понимаешь, что поведение Кима, в общем, продиктовано поведением окружающих его людей: все действительно хотят его смерти и жаждут наложить руку на его сбережения. Вот жена, которая не выдает его полиции за убийство бывшей любовницы, потому что хочет получить за него наследство; вот чиновник, одолживший у него денег и не собирающийся отдавать; вот любовница, которая, воспользовавшись его болезнью, обчищает все сундуки в доме…

Такеши Китано замечательно справляется с ролью: он орудует монтировкой с грацией Затойчи, криво улыбается, говорит своим женщинам «раздевайся» с ухмылкой люберецкого братка – и при этом выглядит на голову выше всех остальных людей в кадре. Когда он, наконец, умирает, зритель вздыхает с облегчением, как будто имеет какое-то отношение к Киму Шунпею и нелегкой судьбе его многочисленных детей.

Причина этого облегчения еще и в том, что «Кровь и кости» - слишком длинный фильм, чтобы быть хорошим. Каждая его часть по-своему яркая, страшная и правдивая, но собранные вместе, они вдруг превращаются в монотонный рассказ о тяжелой корейской жизни. Фильм Йоичи Саи – это «Московская сага» по-азиатски, свернутая в одну бесконечную серию. Но здесь, в отличие от гламурных российских фильмов о 1930-х – 1980-х годах, все плохо, некрасиво и невесело. Ни у бога, ни у компартии не вымолить счастья; ни свадьба, ни встреча друга с войны не становятся поводом для радости, а единственное качество, которое режиссер, кажется, ценит в своих героях, - это обстоятельность.

Обстоятельный Ким Шунпей ломает любое сопротивление, успешно насилует, бьет, душит и зарабатывает деньги; его обстоятельный должник подвозит к мосту чугунные грузила на тележке, проверяет угол падения и течение в реке и успешно топится. Обстоятельный режиссер Йоичи Саи не отпускает зрителя на покой, пока герой Такеши Китано не сделает последний вздох. И только зритель, который подошел к просмотру фильма без должной обстоятельности, выходит из зала с чувством, что Ким Шунпей ударил его монтировкой, повалил на пол и велел раздеваться. А вот насиловать почему-то не стал.

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).