будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ММКФ
Июль 11, 2025
Культура
Клейн Леонид

Китайская видовая

Китайская видовая
9

Можно уверенно утверждать: такого завораживающе красивого фильма нам давно не показывали. Один из самых известных китайских режиссеров Чен Кайге ("Желтая земля", "Прощай, моя наложница") снял фильм, в котором удивительные пейзажи, чарующие краски и нарядные костюмы выступают главными героями. Сюжет и проблематика оказываются здесь на втором месте. Впрочем, сам сюжет пересказать затруднительно: средневековая, сказочно-мифологическая история повествует о девочке, которая продает свою душу за все богатства мира, а мужественные и коварные воины сражаются друг с другом за право обладать красавицей. В это время молодой раб, наделенный волшебным даром бегать со скоростью ветра, усердно служит своим хозяевам  и при этом пытается выяснить тайну своего происхождения, а заодно - изменить несчастную судьбу главной героини, которая мучается от отсутствия любви. На пресс-конференции после показа фильма Чен Кайге пояснил, что его всегда волновали три важнейшие темы: судьба, любовь и свобода. И действительно, все это в "Клятве" есть: богиня судьбы, то и дело появляющаяся в кадре, рассказывает о жизненном пути каждого из персонажей, мужественные воины становятся рабами любви, и только раб, свободный от чар китайской Парки, остается истинно свободным.

Затруднительно определить и жанр "Клятвы": снятая с размахом исторического эпоса, картина иногда начинает походить на детский фильм вроде "В гостях у сказки". С одной стороны, здесь есть прекрасно поставленные (хоть и чуть затянутые) драки, величественные сцены массовых сражений, "взрослые" разговоры о силе любви и власти рока, с другой - герои спокойно летают по небу, что твой Карлсон, скачут друг на друге и бегают по китайским взгорьям и долинам с неутомимостью Фореста Гампа. Зритель должен постоянно переключаться с драматического регистра на сказочный, отчего несколько теряется цельность восприятия картины. Сам Чен Кайге сказал, что сделал фильм в жанре фэнтези, но при этом ясно, что  относится он к своему произведению совершенно серьезно. Когда на пресс-конференции один из журналистов стал иронично спрашивать, в чем отличие восточного типа любви от европейской, маэстро мрачно ответил, что в его фильме речь идет не о сексуальной привязанности, а о глубоком и настоящем чувстве, которое не имеет национальных границ.

Зато национальные границы имеет способ постановки массовых сцен: в некоторых из них в карде одновременно оказывается около тысячи человек. Такую роскошь могут позволить себе только китайские режиссеры.  Чен Кайге признался, что, как и все его поколение, он испытывает на себе большое влияние советского киноискусства, но если у нас  творческие наследники Бондарчука уже вовсю  используют компьютер, то в Поднебесной можно легко поставить сотни статистов для услады зрительских глаз.

Еще одно существенное достоинство фильма - отсутствие откровенно жестоких и натуралистических сцен: бесконечное выяснение отношений с помощью разного вида холодного оружия выглядит скорее мило, чем брутально. Когда один из героев бросается в водопад, спасая свою любимую, то зритель гораздо большее любуется красотой водного потока, чем судьбой персонажа, который, конечно, выживет, потому что его линия судьбы еще не прервалась.

Лет сто назад, когда киноиндустрия только набирала обороты, на афишах "электро-театров" можно было прочесть следующее объявление:  "По берегам реки Нил". Видовая картина в красках". Кажется, что лучшего определения этому фильму не найти. "Клятва" - это и есть видовая картина. В красках.

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).