будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 14, 2025
Культура

Книжный нудник Рунета

В августе 2006 года появился новый интернет-проект – «Букник.ру». За прошедшие месяцы проект приобрел достаточно устойчивое ядро будущей читательской аудитории. Ознакомление с ресурсом приводит к предположению, что он является попыткой представления российской и шире – русскоязычной – аудитории того, что в первом приближении можно обозначить вызывающим традиционно большие споры термином «еврейская культура». Своим взглядом на замысел издания с нами поделилась заместитель главного редактора «Букник.ру» Галина Зеленина. Интервью взял Борис Долгин.

Что такое «Букник»? Как это виделось в процессе «проектирования» и как это видится сейчас?

О! Тут всё неоднозначно. У нас торжествует такой, видимо, постмодернистский подход: читатель имеет столько же прав, сколько и автор. Вопрос «что такое / кто такой Букник?» вызывал бурное обсуждение на заре существования проекта. Помимо изначально подразумеваемой нами версии – такой еврейский нудник с книжками – читатели присудили Букнику еще немало идентичностей: от букового парка до книжного пикника.

На самом деле, Букник – это дух сайта и, как любой дух, существо загадочное, мистическое, неуловимое. За эти месяцы внимательный читатель мог кое-что про Букника выведать. Например, что у него есть дети, которые – как и любые дети – имеют обыкновение болеть (или притворяться, что болеют), и тогда чадолюбивый Букник манкирует своими обязанностями домового и некоторые прекрасные тексты, создаваемые при его участии, медлят с появлением на сайте. Скоординировать же Букника во времени, сказать его лета, край и век, довольно сложно – дух все-таки! Но я думаю, что похвастать завтраком у Канта ему не слабо.

Каковы цели, задачи, «миссия» проекта? Какова аудитория проекта – реальная и целевая?

На мой взгляд, потребность в подобном проекте, подобном издании, назревала давно – среди местной «еврейской» интеллигенции в самом широком понимании: от завсегдатаев Малаховки в пятом поколении до только-только приехавших покорять Москву студентов многочисленных отделений иудаики и еврейских учебных заведений. Ощущалась некоторая лакуна в еврейских и про-еврейских СМИ. Были издания – и электронные, и бумажные – сугубо религиозного, религиозно-общинного толка. Были СМИ популярно-эклектичные, с желтым оттенком, вынюхивающие генеалогию народных любимцев. Были толстые академические журналы – малотиражные, малодоступные и, на самом деле, для многих – малочитабельные. И не было того, чем, кажется, удалось стать «Букнику», – интеллектуального издания, совмещающего функции просветительские, развлекательные и игры в бисер, независимого, не ангажированного никаким движением, не аффиллированного ни с какой конторой и ориентированного на максимально широкую – в географическом, этническом и религиозном планах – аудиторию. Ядро этой аудитории, естественным образом, составляют стабильные интернет-пользователи, в частности блоггеры, в крупных городах России и основных точках русской диаспоры, как евреи, так и – вполне себе – неевреи.

Как определить объект рассмотрения? Еврейская культура? Ели да, то как понимаемая? Еврейская тема? Израильская культура?

Ой ва-авой! Набили, конечно, оскомину попытки определить еврейскую культуру – в совершенно разных планах: теоретическом и прагматическом, общем и конкретном, для внешнего и внутреннего пользования, от лица евреев и неевреев, от лица создателей и потребителей...

Наше понимание максимально широкое и либеральное, свободное от конфессиональной и субэтнической дискриминации, в русле культурного релятивизма и истинно антропологической всеядности. В сферу еврейской культуры – по моему личному убеждению и по версии «Букник.ру» – попадают как кухня и бижутерия, скажем, эфиопских евреев, так и многотомные юридические сочинения евреев ашкеназских, которые эфиопских за евреев не считают; как субкультура современных тель-авивских геев, так и складывавшееся веками семейное право ультраортодоксов, которые на этих геев налагают каббалистические проклятия. Как авторы израильские, пишущие на вечные или, хотя бы, общие темы – любовь, смерть, деньги, кокаин, так и люди совсем не израильские и не еврейские, изучающие Холокост, или поющие песни про Исаака (Лурию?), или выпускающие эксклюзивных Барби в еврейском молитвенном облачении.

Более того, для еврейской культуры всегда был крайне важен взгляд извне, восприятие окружающим обществом – как дружественное, так и – чаще – враждебное. Важно это, в частности, потому, что еврейская традиция (разные юридические и ритуальные аспекты) модифицировалась под влиянием этого взгляда, этого, условно говоря, антисемитизма, а еврейская культура – от поэзии до каббалы – им стимулировалась. Таким образом в наше поле попадает еще одна мощная группа – от средневековых негативных стереотипов и наветов до, скажем, дела Бейлиса и романов Проханова.

Букник – для тех, кто считает еврейство фактом своей биографии. Но и для тех, кто может похвалиться «чистотой крови», а еврейство воспринимает как внешний культурный феномен. Или антикультурным; а лучше – поликультурным. Это не беспринципность, а вполне принципиальная эклектика. Сайт для тех, кто – как выражалась одна блестящая чета – интересуется интересным (только не в том, конечно, смысле).

Каков предмет рассмотрения?

Максимальное дисциплинарное многообразие. Фикшн и нон-фикшн, массовая культура, кино, искусство, кухня, история, фольклор, языкознание. Будут даже естественные науки, но, скорее, «в лицах» и через некоторую культурологическую призму.

Значительная часть материалов каким-то образом рецензирует книги. О том же говорит и название. Но рецензии бывают очень разные. Как видятся интересные «Букнику» форматы рецензий? Какие нерецензионные жанры осознанно присутствуют? Как видится их место?

Вспомните про книго- или, точнее, Книгоцентричность еврейской традиционной культуры и прибавьте сюда литературоцентричность русской. На этом фоне общая модель у нас вполне классическая: текст в контексте, в таком многослойном, разножанровом контексте. Это может быть статья, интервью, колонка, репортаж, травелог, наконец. Так, рецензию на «Даниэля Штайна» Улицкой дополнял у нас травелог про Минское гетто (узников которого спасал главный герой романа).

Рецензии для нас, безусловно, - очень важный жанр и, несмотря на частотность обновления этого раздела (а «Букник» публикует три рецензии в неделю), мы стараемся добиваться очень качественных текстов. Не буду детализировать форматы, но приоритета здесь два: профессиональная аналитичность или нетривиальная эмоциональность. Обычно первый приоритет актуален для рецензий на нон-фикшн, второй – на фикшн. Впрочем, некоторые авторы и научные книги начинают рецензировать с цитат из Бродского, а наоборот, беллетристику – с истории жанра.

«Букник» - один из российских проектов, поддерживаемых фондом «Ави Хай» - наряду с «Эшколем» и двумя книжными сериями издательства «Текст». Что еще им поддерживается? Какова вообще концепция?

Ну, на частичном попечении фонда «Ави Хай» находятся еще и некоторые академические программы в сфере высшего образования. В частности, «Ави Хай» поддерживает проводимые по всему СНГ студенческие школы замечательного центра «Сэфер» и кафедру иудаики в ИСАА МГУ, где и я имею честь преподавать.

«Вообще концепция», насколько я понимаю, вполне ожидаемая – привлекать молодежь в весьма широком или, точнее, весьма раннем понимании, дабы воспитать побольше людей, которые интересуются интересным. Впрочем, это вопрос, скорее, к представителю фонда «Ави Хай», каковым я не являюсь.

Каким может быть будущее «Букника»?

Содержательный прогноз прост: больше текстов хороших и разных.

Для жанровой вариативности некоторый простор предоставляет раздел Колоннада. Мы планируем приглашать новых авторов в уже имеющиеся рубрики, – например, в рубрику «Сюжеты недели», представляющую такой традиционный жанр, как библейский комментарий, однако в разнообразных и иногда довольно нетрадиционных аранжировках. А также планируем добавить на сайт изящной словесности – и в формате различных публикаций, прозаических и поэтических, и в формате новой, беллетристической колонки.

И наконец, интерактив. На «Букнике» можно будет все более и более комфортно обустраиваться: авторизовываться, выбирать книги, писать пользовательские рецензии, френдовать других пользователей, устраивать там филиал своего ЖЖ или иного блога, и так далее. Так что... приходите в гости к нам. Букник про всё расскажет вам, ну или вы – ему.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).