будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура
Мамаладзе Майя

Коллегия Станиславского

Необыкновенно представительный фестиваль NET-2004 заслонил другое важное театральное событие конца календарного года - международный фестиваль «Сезон Станиславского», приуроченный к десятилетию деятельности Фонда и вручению юбилейной Премии Станиславского.

Ранее Фонд возглавлял Олег Ефремов, ныне его Президент - Марк Захаров, вице-президент -  Зейнаб Саид-Заде. Все эти годы Фонд Станиславского, поддерживающий последователей системы  К. С. Станиславского - как на родине, так и за рубежом, воздавал почести патриархам, поощряя молодые таланты, и укрепляя альянс театра с крупным российским бизнесом, тем более что за пройденное десятилетие наш театр долгое время был лишен должного государственного финансирования. В жюри Премии этого года председательствовал Евгений Миронов, в него вошли Олег Табаков, Петр Фоменко, Людмила Максакова  и другие первые лица российского театрального сообщества. В программу «Сезона Станиславского» были включены московские премьеры лауреатов Премии прошлых лет. Но интереснее всего на фестивале оказались гастрольные спектакли.

Симптоматично, что открыл «Сезон» 25 октября не лауреат, а неведомый москвичам Явор Гырдев из города Варны. Рекомендованный как самый оригинальный из молодых режиссеров Болгарии, он показал «Человека-подушку» («Pillowman») ирландского драматурга Мартина МакДоны. Автор enfant terrible британской сцены, представитель  течения in-yer-face theatre (драмы, кинутой в лицо), во многом близкого нашей скандально известной российской «новой драмы». Вторгшись в епархию фестивалей «Новой Драмы» и NET,  организаторы «Сезона» явно хотели подчеркнуть, что театральный эксперимент, как и поиск новых драматических произведений, всегда интересовал и Станиславского. Первый гастрольный спектакль порадовал больше, чем «Дон Жуан» по Мольеру, поставленный лауреатом из Болгарии Александром Морфовым в петербургском Театре Комиссаржевской, здесь фантазия плескала через край, но было бы отрадно, если бы за этим было больше смысла и проникновения в оригинальный текст пьесы.    

«Сезон» снова показал в Москве «Двойное непостоянство» прошлогоднего лауреата Дмитрия Чернякова, московского режиссера и при том одаренного сценографа, обладающего уникальными способностями — талантливо ставить в ведущих театрах страны, как драму, так и оперу. Пьеса Пьера Карле Мариво в новосибирском театре “Глобус” выглядит в его постановке “прелестью элегантности”, как некогда отозвался о спектакле по Мариво в “Комеди Франсэз” Лев Толстой.

Четвертым гастрольным спектаклем «Сезона» был «Каин» по Байрону лауреата-воронежца Михаила Бычкова. Опять вспомнился фестиваль «Новая Драма», который  наградил премией «Новое дело» «Две маленькие пьесы». Тогда Бычков поставил новый текст традиционными театральными средствами, только в финале прибег к кинематографу. В «Каине» он представил старую драму современными методами. Знаменитый сценограф Юрий Хариков соорудил для этого авангардный образ Каменного века. Белые стены, грязные пятна, пушистые шубы-шкуры на персонажах; все происходит на заре человечества. На Дьяволе (дивном актере Камиле Тукаеве) костюм пилота, он прибыл сюда на каком-то несуразном космолете, похожем на батискаф. А потом совратил Каина с помощью одного дистанционного управления и кучи телевизоров.

Гвоздем «Сезона» стала мировая премьера «Песни Песней» Эймунтаса Някрошюса по библейской Книге царя Соломона. С этим лауреатом Фонд связывают особые взаимоотношения.  «Вишневый сад» в постановке Някрошюса с блистательными московскими артистами, остается самым громким продюсерским проектом Фонда за пройденный этап времени.

В драматургию «Сезона» и десятой Премии Станиславского вмешивалась и сама жизнь, так, 10 и 11 ноября показали «Лестничную клетку» Петрушевской в постановке Юрия Погребничко и Лилии Загорской в театре с символическим для «Сезона» названием - «Около дома Станиславского», а 18 ноября основное здание театра уничтожил пожар. В итоге, когда Погребничко вручили Премию в номинации «Строитель театра», это выглядело поистине трагическим гротеском. Олег Табаков, вручая награду, призвал театральное сообщество помочь театру, и благородно пообещал подать пример с возглавляемого им МХТ. Награжденная «За вклад в развитие современного театра» Людмила Петрушевская на церемонию не явилась -  чем сорвала прекрасную мизансцену. Три ведущие церемонии переоделись в голубое, вышел постановщик эпохальных «Трех девушек в голубом» Марк Захаров, и вдруг такая неожиданность, как для гостей, так и для устроителей.

Пока шел «Сезон», в Москве прошла мировая премьера «Стикса» Роберта Стуруа, в 2002 году благодарственное письмо ставшего лауреатом режиссера вызвало чуть ли не слезы на глазах присутствующих. В прошлом году Премии в той же номинации «За вклад в развитие мирового театра» был удостоен Тадаси Судзуки, у которого также недавно состоялась премьера «Короля Лира» в МХТ. Но эти спектакли не включили в программу фестиваля. Видимо, деятельность молодых не вызывает у устроителей сомнений, зато творчество представителей иных,  хоть и прославленных театральных школ вызывает. С другой стороны, легко подражать фестивалям, NET и «Новой драме», прочно занимающим свое место, какие бы споры их участники не вызывали, и всегда трудно гнуть собственную линию. Так или иначе, возникло ощущение, что концепция первого фестиваля нуждается в совершенствовании.

Юбилейная церемония вручения Международной премии Станиславского за 2004 г. в отеле «Балчуг Кемпински» вышла воистину эпохальной, и в том заслуга ее постановщика Дмитрия Чернякова. По мановению дирижерской палочки Теодора Курентзиса за всеми окнами одной из стен в итальянском дворе зала «Атриум» вставал хор. В перерывах между награждениями звучали массовые сцены из опер Верди. Бомонд, состоявший из театральных знаменитостей и меценатов, был блестящим. Уважить спонсоров ныне необходимо, а то с грядущей театральной политикой, когда поставлен под сомнение вопрос увеличения капитала театров, и уважать будет некого. Торжество вели прекрасные дамы российской сцены – Ирина Гринева, Елена Морозова и Наталия Курдюбова, которые переодевались то в чеховских трех сестер, то в макбетовых ведьм, то в работниц в ватниках (строителей), то, как уже было сказано, в трех девушек в голубом. 

Выбор жюри юбилейной Премии Станиславского кажется бесспорным. Номинация «Театроведение» - Майя Туровская, «Искусство режиссера» - Миндаугас Карбаускис, один из лучших московских молодых режиссеров. «Искусство актера» - Галина Тюнина, молодая звезда театра «Мастерской Фоменко», и Валерий Баринов - напротив, опытный мэтр. Как «Строитель театра» кроме Погребничко награжден  Юрий Копылов, выдающийся режиссер русской провинции. «За вклад в развитие актерского мастерства» -  Алиса Фрейндлих и немецкая актриса Ютта Лампе. Последняя была трогательно счастлива получить Премию, сообщила, что начала свой путь с изучения системы Станиславского, у нас она известна чеховскими ролями – Маши в "Трех сестрах" и Раневской в "Вишневым саде" в постановках Петера Штайна, а также ролью Аркадиной в «Чайке» австрийца Люка Бонди. В номинации «За художественное оформление спектакля» Премия вручена легендарному Давиду Боровскому.   

В дальнейшем, пожелав всех благ замечательному юбиляру, более всего хотелось бы продолжения «Сезонов Станиславского». Личность великого реформатора и мецената театра, учениками которого были Мейерхольд и Вахтангов, основатели собственных театральных школ, взывает к объединению представителей самых разных театральных поколений и направлений, в этом и уникальность подобного рода фестиваля.

Мамаладзе Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).